Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2012 в 20:23, реферат
Деятельность любой организации находит отражение в бухгалтерской документации. Основные принципы бухгалтерского учета одинаковы для всех предприятий и организаций, независимо от правовой формы и отраслевой принадлежности. Это достоверность информации, сплошное непрерывное документирование, инвентаризация, двойная запись, взаимосвязь форм обобщения информации, а также ее отражение в периодической отчетности.
1.Законодальные основы бухгалтерского учета в страховых организациях.
Деятельность
любой организации находит
Главными задачами бухгалтерского учета в соответствии с Федеральным законом № 129 «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996г. (с изменениями от 28.11.2011г.), являются:
К настоящему времени сложилась система нормативного регулирования бухгалтерского учета, представленная четырьмя уровнями.
На втором уровне нормативного регулирования находится также план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности страховых организаций, утвержденный приказом Минфина России от 04.09.2001г. с инструкцией по его применению, введенной в действие с 01.01.2002г.
Согласно Федеральному закону «О бухгалтерском учете» (п.3 ст.6), организациям предоставляются широкие полномочия в организации бухгалтерского учета. Основное условие состоит в том, чтобы содержание рабочих документов не противоречило нормативным актам более высокого уровня.
Организацией самостоятельно утверждается:
Важнейшим внутренним документом, регламентирующим организацию и порядок ведения бухгалтерского учета, является учетная политика организации. В учетной политике закрепляются методы и способы бухгалтерского учета, порядок применения которых непосредственно влияет на формирование конечных финансовых результатов организации. При формировании учетной политики страховая компания руководствуется Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/09).
В силу
специфики страховой
Данные бухгалтерской отчетности страховой организации включают показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, выделенных на отдельный баланс и не являющихся юридическими лицами. Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях, а также составляющих капитала приводятся в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них невозможна оценка финансового положения страховой организации заинтересованными пользователями. Каждый существенный показатель представляется в бухгалтерской отчетности отдельно, несущественные суммы могут объединяться. Существенной считается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее 5 %.
Важным требованием, предъявляемым к бухгалтерской отчетности страховой организации, является её открытость для учредителей (участников), инвесторов, кредиторов, банков, страхователей. Данная информация должна быть доступна для всех заинтересованных лиц, что обусловлено социальным фактором страховой защиты. Это позволяет клиентам получить необходимые сведения о финансовом положении страховой компании. Некоторыми страховщиками (особенно крупными) публикация основных показателей финансово-хозяйственной деятельности используется в рекламных целях. Публикуемая в сокращенной форме бухгалтерская отчетность должна содержать итоговую часть аудиторского заключения независимого аудитора, имеющего лицензию на осуществление аудита в страховании.
Но, несмотря на заинтересованность в бухгалтерской отчетности широкого круга лиц, доступ к полной финансовой информации имеют далеко не все. В отечественной практике существуют следующие уровни доступа к информации. Для широкого пользования основные финансовые документы – баланс и отчет о прибылях и убытках – публикуется ежегодно в официальной печати. Более развернутой информацией располагают собственники, акционеры и, конечно, органы надзора и налоговой инспекции. В последнем случае полные отчеты требуются для обеспечения контроля над деятельностью страховой компании и уплатой налогов.
Для оперативного управления организацией руководители и менеджеры должны располагать более подробной информацией, чем собственники, которых больше интересует конечный результат. При этом, согласно нормам Федерального закона №129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (п.4 ст.10), лица, получившие доступ к информации, содержащейся в регистрах бухгалтерского учета и внутренней отчетности, обязаны хранить коммерческую тайну.
Годовая бухгалтерская отчетность представляется страховыми организациями в обязательном порядке в Министерство финансов РФ и территориальные органы Министерства финансов РФ, осуществляющие страховой надзор, а также в территориальные органы государственной статистики.
Страховыми организациями предоставляются в Федеральную службу страхового надзора и ее территориальные органы, следующие типовые формы отчетности:
1) отчет о платежеспособности форма № 6 — страховщик;
2) отчет
о размещении страховых
3) отчет
о размещении страховых
4) отчет
о страховых резервах по
5) отчет
об использовании средств
6) отчет об операциях перестрахования форма № 10 — страховщик;
7) информация
по операционному сегменту
8) информация
о дочерних и зависимых
9) информация
о филиалах и
Структура и состав форм бухгалтерской отчетности страховой организации аналогичны отчетности других отраслей экономики. Специфика отчетности страховщиков отражается в содержании определенных разделов, статьях форм бухгалтерской отчетности.
Баланс страховой организации представляет собой основной итоговый документ финансовой отчетности страховщика. Форма баланса страховой организации утверждена приказом Минфина России от 02.07.10
Традиционно
баланс делится на две части: актив
и пассив, которые должны быть равны
друг другу. Основа баланса – классическое
уравнение бухгалтерского учета:
Активы
= Собственный капитал + Обязательства
(1)
Активы
– это ресурсы, находящиеся в
собственности или под
При активной инвестиционной деятельности страховой организации большую часть ее активов составляют финансовые вложения в ценные бумаги, в дочерние, зависимые общества и другие организации, депозиты в банках, недвижимость и прочие инвестиции.
Пассив баланса показывает источники средств страховой организации, включая собственные и заемные средства. В пассивной части баланса элементом, отражающим отраслевую специфику страховой деятельности, является раздел «Страховые резервы», которые представляют собой средства, отложенные страховой организацией в резерв для исполнения будущих обязательств перед страхователями. При значительном, постоянно пополняемом и относительно безубыточном страховом портфеле данный раздел пассива является самым большим. Собственный капитал и страховые резервы являются основными источниками финансирования инвестиционной деятельности страховщика.
Значительное место среди статей пассива занимает кредиторская задолженность, образованная как по страховой деятельности, так и по операциям, не связанным напрямую с предоставлением страховой защиты (задолженность по оплате труда, по социальному страхованию, перед дочерними и зависимыми предприятиями, перед бюджетом).
Отчет о прибылях и убытках страховой организации отражает финансовые результаты деятельности страховщика от страховых операций, операций сострахования и перестрахования, а также прочих операций. Отчет делится на три раздела, в каждом из которых соизмеряются доходы и расходы, и выявляется конечный финансовый результат: раздел I «Страхование жизни», раздел II «Страхование иное, чем страхование жизни», раздел III «Прочие доходы и расходы».
В Отчете о прибылях и убытках обеспечивается объективная сопоставимость расходов с полученными на них доходами безотносительно к расчетам налогооблагаемой базы. В отчете подробно описываются элементы, из которых формируется чистая прибыль или убыток после уплаты налогов, отражаемая в балансе как изменение собственного капитала за период.
Информация о работе Законодальные основы бухгалтерского учета в страховых организациях