С 1 января
2001 года согласно подпункту 1 пункта 1 статьи
181 Налогового кодекса денатурированный
этиловый спирт признается подакцизным
товаром. Не подлежат обложению акцизами
лишь операции по реализации этого спирта,
указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи
183 Налогового кодекса.
Подакцизным
товаром признана и спиртосодержащая
денатурированная продукция. Исключена,
во-первых, из числа подакцизных товаров
спиртосодержащая продукция, отпускаемая
аптечными организациями лечебным организациям
по их требованиям, и, во-вторых, что все
спиртосодержащие лекарственные, лечебно
- профилактические, диагностические средства,
даже при соблюдении вышеперечисленных
условий, рассматриваются как неподакцизные
товары только в случае, если они разлиты
в емкости не более 100 мл.
Табачные
изделия.
Наибольшее фискальное значение среди
всех табачных изделий имеют сигареты
- на них приходится около 90% всех поступлений
от табачных акцизов. Ко всем остальным
видам табачных изделий применяются дифференцированные
ставки, причем к сигарам и табаку для
трубок - повышенные, во-первых, в перераспределительных
целях - потребление данных видов табачных
изделий в большей степени присуще более
обеспеченным гражданам, во-вторых, в социальных
целях - курение сигар и трубок приносит
больший вред здоровью, нежели курение
остальных табачных изделий. Большое значение
имеет налогообложение курительного табака,
используемого для так называемых "самокруток",
так как последние способны заместить
в потреблении сигареты фабричного производства.
Базой
для расчета налога служит розничная
цена одной сигареты, сигариллы, сигары,
килограмма курительного табака, установленная
производителем или импортером, причем
эта цена должна быть не меньше розничной
цены на аналогичную продукцию. Запрещается
продавать табачные изделия по цене выше
установленной производителем или импортером
и указанной на марке или предъявленной
к расчету акциза.
Что касается
способа уплаты налога, то использование
акцизных марок при налогообложении
табачной продукции, оставаясь средством
авансового платежа по налогу, должно
иметь важное значение, с точки
зрения гарантирования полноты уплаты
акциза по каждой конкретной единице товара,
а в будущем возможно и инструментом, с
помощью которого производится распределение
собранных акцизов по регионам реализации.
Другим видом обеспечения уплаты акциза
могут служить гарантии аккредитованных
банков или страховых компаний. В последнем
случае, предприятиям, производящем табачную
продукцию, маркируемую акцизными марками,
будет предоставлена возможность отсрочки
по уплате полного обязательства по налогу,
то есть стоимости акцизной марки на единицу
продукции, как это в настоящий момент
применяется по отношению к импортным
товарам.
Топливо.
Среди
прочих обязательных платежей за пользование
автодорогами, наибольшую долю поступления
приносят акцизы на горюче-смазочные
материалы. В значительной степени это
связано с более широкой, по отношению
к другим обязательным платежам за пользование
автодорогами, налогооблагаемой базой,
малой эластичностью спроса на горюче-смазочные
материалы по цене, и простотой в администрировании.
Следует, однако, отметить, что простота
администрирования обуславливается, как
правило, применением специфической ставки,
что может иметь негативное влияние на
уровень поступлений от налогов,
Акцизы
на ГСМ помимо своей функции как
платежа за пользование автодорогами
выполняют фискальную функцию. Привлекательность
акцизов на ГСМ с точки зрения
их фискальной функции заключается,
помимо малой эластичности потребления
ГСМ по цене, в эластичности поступлений
от этих налогов по ВВП. Данный факт
обуславливает увеличение поступлений
акцизов на ГСМ при росте ВВП.
Малая
эластичность налоговых поступлений
от базы может возникать вследствие,
например, неиндексируемой специфической
ставки. В условиях инфляции реальная
величина налога при специфической
ставке уменьшается и требует
регулярной индексации ставки. Установление
адвалорной ставки, обеспечивающей нейтральность
реальной величины налоговых сборов
от изменения налогооблагаемой базы, представляет
значительную трудность, так как требует
контролируемого со стороны налоговых
органов, но не всегда возможного, расчета
налогооблагаемой базы.
Эластичность
налоговой базы по эффективной рыночной
стоимости потребляемого объема
ГСМ может отсутствовать, в принципе,
в случае наличия административно регулируемой
системы цен. Тогда рост издержек производства
ГСМ, инфляция или снижение спроса на ГСМ
(когда равновесная рыночная цена ГСМ
должна повышаться) не влияет на нормативно
установленную фактическую цену и рассчитанную
на ее основе налогооблагаемую базу.
Малая
эластичность равновесной рыночной
цены по ВВП может быть выявлена
в результате, например, более экономного
использования ГСМ, снижения или
неизменности рыночной цены топлива
при росте ВВП, или увеличения
потребления новых видов топлива,
не подпадающих под налогообложение
(например, электричества или солнечной
энергии). Данный факт в наименьшей степени
зависит от администрирования акцизов
на ГСМ, так как является следствием изменений
в технологии производства.
Таким
образом, для достижения высокой
эластичности поступлений от акцизов
на горюче-смазочные материалы следует,
во-первых, отказаться от административного
регулирования цен на них, во-вторых,
использовать более сложную в административном
плане, однако более эффективную в фискальном
- адвалорную ставку.
В то
же время акцизы на ГСМ не учитывают
таких факторов, как различная скорость
передвижения, различные потери от "пробок",
различное покрытие автодорог, разное
воздействие автотранспорта (в зависимости
от веса и габаритов) на интенсивность
движения и состояние покрытия автодорог.
Учет некоторых из этих факторов требует
применения дополнительных обязательных
платежей, речь о которых пойдет ниже.
Налогообложение
дизельного топлива имеет свои особенности
ввиду двух следующих причин: дизельное
топливо может использоваться домашними
хозяйствами для обогрева или для генерации
электроэнергии, кроме того, дизельное
топливо используется, в основном, в сельским
хозяйстве и в грузовых перевозках. Кроме
того, дизельное топливо характеризуется
меньшими негативными эффектами на окружающую
среду по сравнению с бензином, а также
меньшим расходом на аналогичный пробег
транспортного средства. Все это обуславливает
особый подход к акцизному налогообложению
дизельного топлива - ставки акциза в РФ
установлены ниже ставок на бензин.
Благодаря
тому, что в стране существует относительно
ограниченное количество производителей
ГСМ, и особенно топлива, а также
учитывая необходимость установления
специального оборудования для продажи
(например, бензоколонок), возможность
контроля за реализацией ГСМ выше, нежели
у других товаров.
Заключение.
Фактически, акцизное налогообложение
носит регрессивный характер, когда
налогообложение равным образом
ложится как на обеспеченные, так
и на бедные слои населения. Изначально
задуманные как социально направленные
налоги, акцизы на данный момент выполняют
асоциальные функции, еще больше увеличивая
разрыв между беднейшими и состоятельными
слоями общества. Как и любой косвенный
налог, акцизы перекладываются на беднейшую
часть населения и то, что более 20% налоговых
поступлений в бюджет составляют акцизы
– тревожный знак. Именно косвенные налоги
оказывают значительный сдерживающий
эффект на экономику, что еще более опасно
в условиях затянувшегося кризиса. Это
еще раз подчеркивает, что государство
не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют
в большей своей части фискальную
функцию, что выражается в стремлении
властей при введении тех или иных акцизов
не столько к регулированию производства
и потребления тех или иных товаров, сколько
к пополнению бюджета (ярким примером
может служить постановление Конституционного
Суда «По делу о проверке конституционности
части первой статьи 2 федерального закона
от 7 марта 1996 года «О внесении изменений
в закон РФ «Об акцизах»). Фискальная направленность
акцизов на бензин не вызывает сомнений,
и это при том, что повышение цен на бензин
- один из факторов, влияющих на повышение
издержек практически любого производства,
следовательно, повышения общественно
необходимых затрат на производство той
или иной продукции, что приводит к снижению
конкурентоспособности экономики в целом.
Тем не менее, регулирующее воздействие
акцизов все же проявляется, и наиболее
оно благотворно в сфере оборота алкогольной
продукции. Таким образом, государство
не только пополняет казну, не только уменьшает
уровень потребления алкоголя, но и способствует
реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок
акцизов, а также способы индексирования
величины специфических ставок. Применение
адвалорных ставок приводит к серьезным
трудностям при оценке объекта налогообложения.
Специфические же ставки недостаточно
оперативно корректируются в связи с инфляционными
процессами.
Акцизы выступают одними из немногих
рычагов воздействия государства
на экономические процессы, имеющие место
в обществе. Совершенствование налогообложения
в сфере акцизов является одним из важнейших
условий улучшения экономической ситуации,
пополнения федерального и региональных
бюджетов.
Список
литературы.
- «Об акцизах» Федеральный закон от 06.12.91 №1993-1
- «О федеральном бюджете на 1999 год» Федеральный закон
- «О федеральном бюджете на 1998 год» Федеральный закон
- «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 федерального закона от 7 марта 1996 года «О внесении изменений в закон РФ «Об акцизах» Постановление конституционного суда РФ от 24.10.1996 №17-П
- «О марках акцизного сбора» Постановление Правительства РФ от 04.09.99 №1008
- «О ставках акциза на природный газ» Постановление Правительства РФ от 22 января 1999 г. №81
- «О видах минерального сырья, подлежащего обложению акцизами» Постановление Правительства РФ от 03.07.97 №808
- «Об установлении дифференцированных ставок акциза на нефть, добываемую на территории РФ» Постановление Правительства РФ от 15.01.1997 №30
- "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" Постановление Правительства РФ от 14 апреля 1994 г. N 319
- «О порядке исчисления и уплаты акцизов» Инструкция Государственной Налоговой Службы от 10.08.98 №47
- «О порядке уплаты акциза с экспортируемой из РФ нефти, включая газовый конденсат» Временная инструкция Государственного Таможенного Комитета РФ от 9.08.1996 г. №01-23/14267, Государственной Налоговой Службы РФ от 12 августа 1996 г. №Вз-6-04/572
- «О порядке уплаты акцизов на нефть, включая газовый конденсат, и природный газ» Инструкция Госналогслужбы РФ от 01.11.95 №40
- «О порядке исчисления и уплаты акцизов» Инструкция Госналогслужбы РФ от 17.07.95 №36
- «О маркировке отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации» Приказ Государственного Таможенного Комитета РФ от 13 июля 1994 г. № 357
- «О некоторых вопросах применения "Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации"» Письмо Государственного Таможенного Комитета РФ от 19.11.1996 №01-15/20509
- «О порядке учета НДС и акцизов при формировании цен на импортные товары (продукцию)» Письмо Министерства Финансов РФ № 66, Комитета РФ По Политике Цен №01-17/752-06 от 31 мая 1993 года
- Экономикс / Кэмпбелл Р.Макконнелл, Стэнли Л.Брю. Таллин.
1993.
- Бизнес-конспект: акцизы // Экономика и жизнь 1996. №15. стр.22
- Габдрахманов И.Н., нефтяная компания «Лукойл», Нефтяным месторождениям должна помочь гибкая налоговая система //Финансы. 1998. №7, стр. 26-27
- Козырин А.Н., Акцизы в системе таможенных платежей //Финансы. 1997. №1, стр. 22-28
- Козырин А.Н., Косвенные налоги в механизме таможенно-тарифного регулирования //Финансы. №9.1994, стр. 19-24
- Разовский Ю.В., Платежи, акцизы и налоги горнодобывающих предприятий»//Финансы №8, 1995, стр.30-34
- Скиба В. Маленькие компании и большой нефтяной бизнес // Деловой экспресс 1997. №4