Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июля 2013 в 19:43, курсовая работа
Становление современной российской налоговой системы, создание нормативно-правовой основы ее функционирования, а также процесс активного законотворчества в сфере налогообложения, развивающийся в Российской Федерации в течение последних нескольких лет, вызывают необходимость комплексного научного анализа причин, сущности и последствий отдельных аспектов происходящих явлений.
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Введение
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика
1.1 История возникновения акцизов
1.2 Основные положения законодательства об акцизах
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете
Глава 3. Анализ уровня налоговых ставок акцизов
3.1 Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза
3.2 Новые ставки на подакциозные товары
3.3 Причины внесения поправок в правилах исчисления акцизов
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Иркутский государственный университет путей сообщения
Факультет экономики и управления
Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине "Налоги и налогообложение "
Акцизы: проблемы и перспективы
Выполнил: Верхозина Е.В.
Группа: Ф-08-2
Руководитель: канд. экон. наук,
зав.кафедрой Бубнов В.А.
Иркутск 2010
Содержание
Введение
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика
1.1 История возникновения акцизов
1.2 Основные положения законодательства об акцизах
Глава 2. Роль акцизов в федеральном бюджете
Глава 3. Анализ уровня налоговых ставок акцизов
3.1 Налоговые ставки, налоговая база и порядок исчисления акциза
3.2 Новые ставки на подакциозные товары
3.3 Причины внесения поправок в правилах исчисления акцизов
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Становление
современной российской налоговой
системы, создание нормативно-правовой
основы ее функционирования, а также
процесс активного
Система косвенных налогов, являясь составной частью налоговой системы, обеспечивает поступление значительной части финансовых ресурсов государства.
Акцизам
- разновидности косвенных
Изыскание и правовое установление наиболее оптимальных способов налоговых изъятий в виде акцизов, требует исследования сущности этих налоговых платежей, обусловленной единством экономической и правовой • природы косвенных налогов.
Принятие Налогового кодекса Российской Федерации заложило фундаментальную основу правового регулирования налоговых отношений в России. В настоящее время главой 22 НК РФ определены основные элементы налогообложения акцизами - налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога. В соответствии с положениями Налогового кодекса принят также ряд подзаконных нормативно-правовых актов по вопросам уплаты акцизов.
Вместе
с тем, анализ действующего законодательства
о налогах и сборах и правоприменительной
практики позволяет выявлять негативные
тенденции процесса нормативного регулирования
налоговых отношений и
Целью исследования
является углубление научных знаний
о правовой природе и юридическом
механизме: налогообложения акцизами,
определение места и роли акцизов
в налоговой системе РФ, анализ
правовых основ исчисления и взимания
акцизов в России, разработка рекомендаций
по совершенствованию нормативно-
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать сущность акцизов как одного из элементов налоговой
системы;
- изучить нормативно-правовую базу налогообложения акцизами;
- исследовать основные элементы акциза и определяющие их нормы
налогового закона, выделить особенности механизма исчисления и взимания акцизов по отдельным видам подакцизных товаров;
- проанализировать структуру налоговой базы акцизов, правила их
исчисления и изменения налоговых ставок;
- изучить роль акцизов в формировании федерального бюджета России.
Глава 1. Акцизы. Общая характеристика
Первое упоминание об акцизах относится к эпохе Древнего Рима. Таким образом, акцизы можно считать старейшей формой косвенного налогообложения. Уже в древние времена существовали акцизы на соль и некоторые другие предметы массового потребления. С развитием товарно-денежных отношений первоначальная акцизная форма налогообложения становится основной, но потом роль акцизов постепенно снижается.
В Российской империи под акцизом подразумевался косвенный налог только на предметы внутреннего производства, выделываемые и продаваемые частными лицами, взимаемый собственно с потребления. Акцизная система была тесно связана с системами государственных монополий и таможенным налогообложением. В отличие от современных систем акцизного обложения до 1917г. в России акцизами облагались импортируемые товары – они подлежали обложению таможенными пошлинами. Акцизом облагались только предметы, выделываемые и продаваемые частными лицами.
В конце XIX – начале XX в. объектами акцизного обложения были:
До 1 января 1881г. существовал акциз с соли.
Акциз со свеклосахарного производства впервые был введен в 1848г. акциз исчислялся по количеству суточной добычи, в зависимости от процентного (норма 3%) содержания сахара в свекловице и от числа емкости силы снарядов и составлял от 90 до 60 коп. с пуда пробеленного песка. В связи с усовершенствованием производства сахара и повышением норм выходов песка из свекловицы и норм работы снарядов в 1864г. установлено вместо одной три нормы (4.5, 5 и 6%) и акциз был понижен до 20 коп.
Акцизы с крепких напитков взимались по Уставу о питейном сборе от 4 июля 1861г. По этому уставу сбор с крепких напитков состоял из: патентного сбора с фабрик и торговых помещений и акциза, которым были обложены:
Акциз уплачивался заводчиком в момент выпуска спирт из подвалов в продажу.
Акциз со спирт, вина и водок из свеклосахарных остатков, медовой пены и восковой воды исчислялся по содержанию в них безводного спирта и взимался в казну по мере их продажи в размере 9,25 коп. с градуса по металлическому спиртометру ( с 0,01 ведра безводного спирта). К концу 90 гг. XIX в. акциз взимался по 10 коп. с градуса или по 10 коп. с ведра безводного спирта.
Акциз с пива исчислялся «по силе и продолжительности действия заводов» и вносился вперед за все назначенные в объявлении заводчика дни; с меда – по вместимости котлов и числу дней варки. Акциз с пива взимался в размере 30 коп. с ведра емкости заторного чана.
Акциз с медоварения взимался по вместимости котлов по 50 коп. с ведра за каждый день действия завода. Патентный сбор с медоваренных заводов, имеющих котлы емкостью от 10 до 25 ведер, составлял 10 руб., от 25 до 35 ведер – 20 руб. Затем за каждые 10 ведер емкости котлов прибавлялось по 10 руб.
Акциз с дрожжей взимался в размере 10 коп. с фунта дрожжей внутреннего производства и 14 коп. с фунта дрожжей, привозимых из-за границы. Патентный сбор взимался в размере 10 руб. с завода для приготовления хлебных прессованных дрожжей, без винокурения, и 18 руб. с завода для пивных дрожжей.
Акциз с табака. Взимание этого акциза производилось посредством бандеролей, которые отпускались лишь лицам, имевшим патент на фабрику (бандероли должны были выкупаться на сумму, определенную Уставом 1871г.).
В 1887г. был установлен следующий тариф бандерольного обложения: курительный табак за 1 фунт 1-го сорта – 90 коп.; 2-го – 48 коп.; 3-го 30 коп.; папирос 1-го сорта – 20 коп.; 2-го сорта – 9 коп.
Акциз с осветительных нефтяных масел был установлен в 1872г. как акциз с «фитогенного производства» по 27 коп. с 1 пуда, исчисленного по емкости перегонных кубов, но в 1877г. был отменен (в 1859 – 1872 гг. производство керосина носило предмет монополии и добывание нефти частными лицами было запрещено). Акциз с зажигательных спичек первоначально был введен в 1849г. в размере 1 руб. с 1000 штук в городской доход (производство спичек допускалось только в столицах). Производство спичек было разрешено повсеместно в 1859г., а в 1860г. акциз был отменен.
Акциз вновь вводится в 1888г. Доход
казны состоял из патентного сбора
со спичечных фабрик и акциза, взимаемого
посредством бандероли в
1.2 Основные положения законодательства об акцизах
На Руси акцизы стали взимать еще в XIV веке, обеспечивая доходами 60% потребностей казны в денежных средствах. Однако и сегодня акцизы используются в налоговых системах практически во всех странах и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. Объектами налогообложения акцизами является, прежде всего, товары массового спроса, что и предполагает высокую фискальную значимость этих налогов. В СССР акцизы не имели самостоятельного значения и были составной частью налога с оборота. В 1992 г. в ходе перехода России к рыночным отношениям акцизы вошли в систему федеральных налогов в качестве самостоятельного платежа.
В современной России акцизы были
введены Законом РСФСР от 06.12.91
№ 1993-1 «Об акцизах» (впоследствии в
Закон РСФСР «Об акцизах» неоднократно
вносились изменения и
Природа акциза как косвенного налога
заключается в том, что он учитывается
в отпускной цене товаров (тарифе
на услуги), реализуемых предприятиями-
Изначально акцизное обложение
было призвано сдерживать потребление
«социально вредных товаров». В Российской
Федерации акцизы введены, как правило,
на товары с высокой рентабельностью,
они устанавливаются с целью
изъятия в доход бюджета
Акцизы, являясь разновидностью косвенных налогов, обладают рядом особенностей:
- акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (в то время как НДС – универсальный косвенный налог);
- объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов минерального сырья, причем перечень подакциозных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (тем самым из сферы обложения акцизы выпадают работы и услуги);
- акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, в то время как налог на добавленную стоимость – в сфере производства и обращения.
Акцизы играют весомую роль в формировании бюджетных доходов. В 1997г. в федеральный бюджет поступило акцизов в сумме 50,4 млрд. руб., или 1,9% от ВВП, а уже в 2009г. 2502,6 млрд. руб., или 6,41% от ВВП.
В соответствии с налоговым кодексом налогоплательщиками акцизов являются2:
- организации;
- индивидуальные предприниматели;
- лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Подакциозными товарами признаются: