Анализ налоговой политики России на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 02:41, реферат

Описание

На динамику поступлений налогов в 2012 году оказало влияние такие факторов как:
• высокая база сравнения (в 2010-2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008-2009 годов);
• замедление темпов роста экономики;
• закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов, что привело единовременному росту расходов по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС.

Работа состоит из  1 файл

глава 2.1.docx

— 96.11 Кб (Скачать документ)

ГЛАВА 2. Анализ и  оценка налоговой политики в Российской Федерации и в Республике Дагестан.

2.1. Анализ налоговой  политики России на современном  этапе.

По итогам 2012 года общая сумма поступивших в бюджетную систему налогов, таможенных пошлин и страховых взносов во внебюджетные фонды составила 21,4 трлн. рублей, или 34,4% ВВП. Это незначительно отличается от результата 2011 года, когда эти поступления составили 19,25 трлн. рублей, или 34,5% ВВП.

ФНС России и Таможенная служба обеспечили в 2012 году поступления  НДС на уровне 5,7% ВВП, или 3,546 трлн. рублей в абсолютном выражении. Это сравнимый  с достаточно успешным 2011 годом результат. Тогда совокупные доходы от НДС составили 5,8% ВВП, или 3, 25 трлн. Рублей.

 В 2012 году ФНС России обеспечила исполнение параметров, предусмотренных в законе о федеральном бюджете. В федеральный бюджет поступило 5 трлн. 166 млрд. рублей, что на 17 млрд. рублей, или на 0,3%, больше сумм, утвержденных в бюджете. Всего в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2012 году было мобилизовано около 11 трлн. рублей, что на 13% больше поступлений 2011 года. Поступления в федеральный бюджет выросли на 15%.

На динамику поступлений налогов в 2012 году оказало влияние такие факторов как:

  • высокая база сравнения (в 2010-2011 годах высокие темпы роста основных экономических показателей объяснялись выходом российской экономики из кризиса 2008-2009 годов);
  • замедление темпов роста экономики; 
  • закрытие отдельных этапов крупномасштабных инвестиционных проектов, что привело единовременному росту расходов по налогу на прибыль и налоговых вычетов по НДС.

Темп роста поступлений  налога на прибыль в консолидированный  бюджет в 2012 году составил около 104% (в  федеральный бюджет 109,7%). Темп роста поступлений НДС в 2012 году сложился на уровне 108%. Причем среднегодовой темп роста поступлений НДС за последние три года составил 117%. За последние 5 лет налоговым органам удалось значительно сократить объем накопленной задолженности. На 1 января 2013 года задолженность составила..1,1трлн.рублей.

В 2012 году Налоговая Служба сохранила начавшуюся с 2010 года тенденцию снижения количества жалоб и судебных споров, улучшились результаты их рассмотрения. На 9% сократилось количество жалоб налогоплательщиков (50 тысяч). За последние 4 года количество жалоб налогоплательщиков сократилось почти на 29%.

Наравне со снижением числа  жалоб, в 2012 году почти на 20% снизилось  количество рассмотренных судами дел  по юридическим лицам. Доля дел, рассмотренных  в пользу налоговых органов, составила 77%. Сумма рассмотренных требований снизилась также на 20%. Удельный вес  сумм требований, рассмотренных в  пользу бюджета, составил 66%. Это самый  высокий показатель за последние пять лет.

В 2012 году в связи с  изменением законодательства изменились условия налогового администрирования. С начала 2012 года в рамках действия законодательства о трансфертном ценообразовании  крупнейшие налогоплательщики имеют  возможность подать заявление в  Службу о заключении соглашения о  ценообразовании для целей налогообложения. За 2012 год получено более 35 заявлений  от крупнейших налогоплательщиков нефтегазовой отрасли, металлургии и транспорта. К 1 января 2013 года уже заключено  три соглашения с 17 налогоплательщиками, входящими в группы компаний ОАО  «НК «Роснефть», ОАО «Газпром нефть» и ОАО «Аэрофлот».

В консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 9 720,0 млрд. рублей, что на 26,3% больше, чем в 2010 году.

Формирование всех доходов  в 2011 году на 83% обеспечено за счет поступления  налога на прибыль – 23%, НДПИ – 21%, НДФЛ - 21% и НДС - 18%. В 2010 году совокупная доля указанных налогов составляла 82%.

 

 

Динамика поступлений основных налогов в консолидированный  бюджет Российской Федерации в  2010–2011 гг. приведена на следующем графике.

Рис. 3

 

Поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 2 270,3 млрд. рублей, что на 27,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)

Из общей суммы поступления  в федеральный бюджет составили 342,6 млрд. рублей (15%), или на 34,3% больше относительно 2010 года, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 1 927,7 млрд. рублей (85%), или на 26,9% больше относительно 2010 года. В 2010 году указанное соотношение составляло 14% и 86% соответственно.

 

Налога на добавленную  стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 1 753,2 млрд. рублей, что на 31,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)

 

Налога на добавленную  стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, в федеральный бюджет в 2011 году поступило 91,7 млрд. рублей, или в 1,7 раза больше, чем в 2010 году.

 

Поступления по сводной группе акцизов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году составили 603,9 млрд. рублей, или на 36,8% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)

Из общей суммы  2011 года поступления в федеральный бюджет составили 231,8 млрд. рублей (38%), или в 2 раза больше относительно 2010 года, в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации – 372,1 млрд. рублей (62%), или на 13,6% больше относительно 2010 года.

 

Налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 2 042,5 млрд. рублей, или на 45,2% больше, чем в 2010 году, что обусловлено ростом цены на нефть (с 76,7$ в декабре 2009 года – ноябре 2010 года до 108,0$ в декабре 2010 года – ноябре 2011 года, или на 40,8%). (Рис. 3)

 

Имущественных налогов в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2011 году поступило 678,0 млрд. рублей, что на 7,9% больше, чем в 2010 году. (Рис. 3)

Налога на имущество  физических лиц в 2011 году поступило 4,9 млрд. рублей, или в 3,2 раза меньше, чем в 2010 году.

Снижение поступлений  обусловлено изменением с 01.01.2011 срока  уплаты налога на имущество физических лиц. Поступления налога на имущество физических лиц в 2011 году в основном являются переходящими платежами по итогам  перерасчетов налоговых обязательств за 2010 год. Уплата налога за 2011 год будет производиться не позднее 1 ноября 2012 года.

Налога на имущество  организаций в 2011 году поступило 467,5 млрд. рублей (69% общей суммы поступлений имущественных налогов), или на 10,9% больше, чем в 2010 году.

Транспортного налога в 2011 году поступило 83,2 млрд. рублей (12% общей суммы поступлений имущественных налогов), что на 10,0% больше, чем в 2010 году.

Поступления земельного налога в 2011 году составили 122,2 млрд. рублей (18% всех поступлений имущественных налогов) и выросли относительно 2010 года на 5,9%.

 

II. Поступления администрируемых ФНС России доходов в федеральный бюджет в 2011 году составили 4 480,8 млрд. рублей, что на 39,7% больше, чем в 2010 году.

 

Рис. 4

В общей сумме администрируемых ФНС России доходов федерального бюджета поступления налога на добычу полезных ископаемых составили 45%,  НДС - 39% и налога на прибыль – 8%.

Рис. 5

Динамика поступлений  основных налогов в федеральный  бюджет в 2010-2011 гг. приведена на следующем графике.

Рис. 6

III. В консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации в 2011 году поступления составили 5 239,1 млрд. рублей, что на 16,7% больше, чем в 2010 году.

Формирование доходов  консолидированных бюджетов субъектов  Российской Федерации в 2011 году на 88% обеспечили налог на прибыль - 37%, НДФЛ - 38% и имущественные налоги - 13%. По сравнению с 2010 годом совокупная доля указанных налогов не изменилась.

 

 

 


Информация о работе Анализ налоговой политики России на современном этапе