Анализ современного состояния акцизов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 14:45, курсовая работа

Описание

Акцизам – разновидности косвенных налоговых платежей – законодатель уделяет в последнее время пристальное внимание. Перспективность существования акцизов демонстрирует многовековая история развития; косвенного обложения. Кроме того, для государства привлекательна возможность увеличения бюджетных поступлений за счет повышения собираемости налогов с высокорентабельных производств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..2
1. Теоретические аспекты………………………………………………4
1.1.История становления акцизов…………………………………….4
1.2. Характеристика акциза по элементам…………………………..8
1.3. Зарубежный опыт исчисления акцизов и возможности его применения в Российской Федерации……………………………………..14
2. Анализ современного состояния акцизов……………………….18
2.1. Характер акцизного налогообложения, реальные плательщики акцизов…………………………………………………………18
2.2.Рост акцизов в Российской Федерации………………………...25
2.3. Основные направления совершенствования действующего порядка исчисления и уплаты акцизов…………………………………….32
Заключение………………………………………………………………38
Список используемых источников и литературы………………….40

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 206.50 Кб (Скачать документ)

        

       

     

Пиво  и табак

     Акцизы  на пиво Минфин предлагает увеличить  в три раза к уровню этого года, тогда сумма акциза и НДС для  бутылки пива (0,5 л) вырастет на 3 рубля 51 копейку к 2009 году. Для производителей пива с содержанием спирта от 0,5 до 8,6 процентов повышение акцизов составит 18,2 процента в 2010 году (с 3,3 до 3,9 рублей) и 30,5 процента в 2011 году (с 3,6 до 4,7 рублей).

       

     Акциз на сигареты Минфин предлагает повышать с опережающим ростом в ближайшие  три года, и к 2012 году совокупная акцизная нагрузка должна увеличиться в три раза по сравнению 2009 годом. Впрочем, по сравнению с первоначальными планам, повышение для производителей сигарет предполагается не слишком значительное для отрасли. Например, для сигарет с фильтром повышение акциза к старым планам составит всего 8,8 процента в 2010 году (минимальная ставка вырастет с 216 рублей за одну тысячу сигарет до 235 рублей) и 11,5 процента в 2011 году (260 и 290 рублей соответственно).

       

     Бензин  и моторные масла

     Акцизы  на моторное топливо и моторные масла  предлагается увеличить на 10 процентов. Тогда акциз на бензин может добавить бюджету 11,1 миллиарда рублей, на дизельное топливо - 3,4 миллиарда, а на моторные масла - еще 170 миллионов рублей. Впрочем, по данным "Коммерсанта", правительство не предполагает изменение топливных акцизов до 2012 года, очевидно, во избежание роста цен.

     

     Однако  увеличилась ставка акциза на 2010 год  для автомобилей мощностью двигателя 90-150 л.с. с 23,9 рублей за силу до 24,6рублей. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.3.Основные  направления совершенствования  действующего порядка исчисления и уплаты акцизов8 

     Сложившаяся на сегодня в России система акцизного  налогообложения характеризуется  громоздкостью, является малопонятной для налогоплательщика, требует  больших расходов по налоговому администрированию  со стороны государства. При этом сформированный в РФ механизм взимания акциза не имеет четкого экономического обоснования, основанного на содержании данного налога, что в ряде случаев приводит к искажению объекта акцизного налогообложения, порождает массу возможностей для недобросовестных налогоплательщиков для ухода от налогообложения, стимулирует развитие «теневого» бизнеса.

     Проблемам совершенствования действующего механизма  исчисления и взимания акцизов уделяется  значительное внимание российских экономистов, однако, главным образом, в статьях периодической печати, учебных пособиях, монографиях проводится анализ нормативных и инструктивных налоговых документов, освещаются вопросы реформирования отдельных элементов акцизного механизма, связанные с повышением фискальной значимости акциза.

     В настоящее время существуют некоторые  приоритетные направления государственного регулирования в сфере налогообложения  акцизами. Это – взимание акцизов  по операциям с алкогольной продукцией, по операциям с нефтепродуктами. С одной стороны, такие приоритеты обусловлены высокой рентабельностью производства в указанных сферах и соответствующим потенциалом для обеспечения фискальных потребностей государства, с другой стороны, интересы будут удовлетворяться только при компетентном регулирующем (правовом) воздействии по этим направлениям.

     Структуру (перечень) подакцизных товаров определяют необходимость и степень государственного вмешательства в сферы общественной жизни, то есть, приоритеты правового  регулирования в конкретный период существования государства. Законодательное закрепление исчерпывающего перечня подакцизных товаров (наряду с перечнем налогооблагаемых операций с этими товарами) позволяет четко разграничить понятия предмет и объект налогообложения в отношении акцизов: предмет налогообложения – это подакцизные товары, поименованные в перечне, установленном налоговым законом, а объект налогообложения – операции с этими товарами. То есть, при установлении акцизов предмет налогообложения – признак «фактического характера» – получил непосредственное правовое закрепление.

     К сожалению, теоретические и практические аспекты воздействия акцизного  налогообложения на развитие сферы  производства и потребления тех  или иных товаров, вопросы повышения  регулирующего значения косвенного налогообложения остаются до настоящего времени слабо разработанными. Не уделяется достаточного внимания изучению экономического содержания косвенных налогов, природы акцизного налогообложения, возможности использования альтернативных вариантов налогообложения товаров, включенных в настоящее время в перечень подакцизных, в связи с чем рекомендации современных экономистов по совершенствованию системы налогообложения подчас носят противоречивый и дискуссионный характер.

     Все это делает актуальной проблему изучения экономической обоснованности и эффективности применения действующего в РФ механизма акцизного налогообложения, его преимуществ и недостатков с целью выявления направлений его совершенствования. Кроме того, представляется целесообразным исследование сущности акциза параллельно с рассмотрением природы такого экономического явления, как фискальная монополия, которая является альтернативным вариантом налогообложения товаров, традиционно являющихся подакцизными. В ряде стран государственная фискальная монополия используется параллельно с системой акцизного налогообложения.

Разработка  рекомендаций по совершенствованию  налогового контроля за правильностью  исчисления и своевременностью уплаты акцизов:

     Материалы проверок свидетельствуют о низкой эффективности действующего механизма взимания акцизов на алкогольную продукцию, предусматривающего начисление и уплату основной части акцизов при реализации алкогольной продукции в оптово-розничную сеть. Широко используемая недобросовестными налогоплательщиками практика многоступенчатой отгрузки алкогольной продукции без уплаты акцизов из одних регионов в другие при отсутствии действенного контроля за движением алкогольной продукции, следовательно, и за уплатой акцизов со стороны налоговых органов приводит к значительным потерям бюджетов всех уровней. В ходе проведенных Счетной палатой Российской Федерации встречных проверок установлено, что объемы и номенклатура алкогольной продукции, полученной акцизными покупателями, не совпадают с объемами и номенклатурой алкогольной продукции, отгруженной в их адрес акцизными поставщиками.

     Несовершенство  системы уплаты акцизов на алкогольную  продукцию позволило отдельным  организациям в Московской области  использовать так называемую «коньячную»  схему ухода от налогов, когда  согласно представленным в налоговые органы документам организации-производители закупали небутилированный коньяк в Республике Северная Осетия – Алания по ценам, включающим 100-процентно уплаченный акциз, разливали его или использовали для производства алкогольной продукции. При этом сумма акциза, уплаченного при покупке небутилированного коньяка, предъявлялась к вычету при начислении акциза на алкогольную продукцию, которая по документам поставлялась в оптовые организации, в том числе в Республике Северная Осетия – Алания, г. Москве и Московской области, действовавшие, как правило, по принципу фирм-однодневок. Только шестью организациями в Подмосковье было якобы переработано 1,5 млн декалитров коньяка. Однако, по информации органов исполнительной власти и налоговых органов Республики Северная Осетия – Алания, небутилированный коньяк в адрес предприятий в Московской области из Республики Северная Осетия – Алания не отгружался, акцизы, соответственно, не уплачивались, а оптовые организаций Республики Северная Осетия – Алания разлитый в бутылки коньяк и произведенную на его основе алкогольную продукцию из Московской области также не получали.

     В целях стабилизации ситуации на алкогольном  рынке, сокращения потерь бюджетной  системы предлагается еще раз  рассмотреть неоднократно вносимое Счетной палатой Российской Федерации в Правительство Российской Федерации предложение о переносе налоговой нагрузки на производителей спирта и переходе к государственной монополии на оборот этилового спирта. Как показывают проверки Счетной палаты Российской Федерации, недостатки действующего законодательства, регулирующего производство и оборот алкогольной продукции, а также недостаточный контроль со стороны федеральных органов исполнительной власти в этой сфере, позволяют в ряде случаев на производственных площадях действовавших ранее предприятий, имеющих значительную задолженность по налогам и сборам, образовывать «новые» предприятия, совладельцами которых, как правило, остаются те же учредители.

     Поэтому необходимо внести поправку в законы, которая исключила бы возможность создания новых юридических лиц на производственных площадях предприятий, накопивших налоговую задолженность. Необходимо также предоставить участникам алкогольного рынка право свободного доступа к данным государственного реестра выданных лицензий и установить обязанность участников алкогольного рынка осуществлять проверку предоставляемых им лицензий.

     Необходимо  усилить контроль за алкогольной  продукцией непосредственно на предприятиях. Целесообразно предложить перевести контроль за алкогольным рынком с ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная система учета алкоголя) на региональные власти. Все функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции целесообразно передать в субъекты РФ, что позволит им осуществлять меры, направленные на обеспечение защиты здоровья и жизни граждан.

     Акцизы  по таким товарам, как: табачные изделия, спирт, алкогольная продукция, пиво, автомобильный бензин – целесообразно  взимать на стадии производства. Причем учитывая специфический характер ставки акциза по данным товарам, контролю должны подлежать лишь объемы производства. Особый случай может представлять взимание акцизов с автомобилей. Ввиду специфичности данного товара – необходимости оформления разрешения на пользование, может быть признано целесообразным взимать акциз в момент регистрации, непосредственно с владельца. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

     Фактически,  акцизное налогообложение носит  регрессивный характер, когда налогообложение  равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях настоящего кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

     В настоящий момент акцизы выполняют  в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или  иных акцизов не столько к регулированию  производства и потребления тех  или иных товаров, сколько к пополнению . Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом.  Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно  в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

     Спорными  остаются величины ставок акцизов, а  также способы индексирования величины специфических ставок. Специфические ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами. Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

     Акцизы  выступают одними из немногих рычагов  воздействия государства на экономические  процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения  в сфере акцизов является одним  из важнейших условий улучшения  экономической ситуации,  пополнения федерального и региональных бюджетов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  используемых источников и литературы 

Информация о работе Анализ современного состояния акцизов