Действующий механизм исчисления и взимания акцизов, пути его совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2012 в 00:28, курсовая работа

Описание

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.
Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………...3
ГЛАВА 1. Акцизы, их сущность и роль в образовании доходов бюджетов РФ.
1.1 Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны……………………….5 1.2 Теоретические основы взимания акцизов…………..…………………….........9
1.3 Становление и развитие акцизного обложения в РФ………………………….12
ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов
2.1 Контроль налоговых органов за взиманием акцизов……………………….14
ГЛАВА3.Совершенствование системы взимания акцизов
3.1 Использование зарубежного опята в сфере налогообложения нефтепродуктов………………………………………………………………………………………………………16
3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ………………………………21
3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза…………………………………………………………………………………33
Заключение…………………………………………………………………………...43
Список использованной литературы………………………………………………45
Приложение………………………………………………………………………….47

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.doc

— 268.50 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

Введение……………………………………………………………………………...3

ГЛАВА 1. Акцизы, их сущность и роль в образовании доходов бюджетов РФ.

1.1 Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны……………………….5                                    1.2 Теоретические основы взимания акцизов…………..…………………….........9

1.3 Становление и развитие акцизного обложения в РФ………………………….12

        ГЛАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов

2.1 Контроль налоговых органов за взиманием акцизов……………………….14

ГЛАВА3.Совершенствование системы взимания акцизов

3.1 Использование зарубежного опята в сфере налогообложения нефтепродуктов………………………………………………………………………………………………………16

3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ………………………………21

3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза…………………………………………………………………………………33

Заключение…………………………………………………………………………...43

Список использованной литературы………………………………………………45

Приложение………………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение. 

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения. В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать причины выбора акцизов в качестве налога на потребление.

2. Проанализировать особенности взимания акцизов в РФ.

3. Осуществить обзор российского законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. Акцизы, их сущность и роль в образовании доходов бюджетов РФ.

1.1    Сущность и роль акцизов в налоговой системе страны.

Как и большинство налогов, акцизы обладают двумя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Но наиболее интересной является следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении "справедливой" функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами "грехов" налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) – дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы "греховной" не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.;

В то же время не должна облагаться акцизами эротическая продукция по одной простой причине, что потребление последней не приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости.

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип "справедливости", изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе "Об акцизах": "Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров". Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

  Роль акцизов в формировании доходов федерального бюджета.

Косвенные налоги играют большую роль в формировании государственного бюджета. При введении косвенных налогов производители (продавцы) товаров и услуг продают их по ценам и тарифам с учетом налоговой надбавки, которую затем передают государству, то есть выступают в роли сборщика налогов, уполномоченного на то государством. Наиболее значимы косвенные налоги в виде НДС, таможенных пошлин, единых таможенных платежей с физических лиц, налогов с физических лиц на потребление бензина, дизельного топлива и газа для транспортных средств, акцизов (рисунок 8).

Рисунок 8 - Структура поступлений доходов в федеральный бюджет по видам налогов в январе 2010г. (в %)

Нужно отметить, что акцизы в основной своей части перечисляются в федеральный бюджет (Приложение 1). Общая доля акцизов в налоговых доходах бюджета была весьма ощутима  - 213,6 миллиардов рублей. В 2011 году акцизы и пошлины дали бюджету 205,4 миллиарда рублей доходов, в 2012 году - 177,6 миллиарда рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2    Теоретические основы взимания акцизов.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

Перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 2 статьи 181 главы 22 «Акцизы» НК РФ .

Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели, совершающие операции, подлежащие обложению акцизами, включая лица, признаваемые плательщиками акцизов в связи с перемещением подакцизных товаров через таможенную границу РФ.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей налоговый период составляет один календарный месяц.

В п. 1 ст. 193 НК РФ содержится перечень ставок, единых на всей территории Российской Федерации, по которым происходит налогообложение подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья.

При уплате акцизов налогоплательщик вправе уменьшить сумму налога, подлежащую перечислению в бюджеты, на некоторые вычеты. Так, например, вычетам подлежат суммы акцизов, уплаченные при приобретении или ввозе подакцизных товаров, если в дальнейшем они используются в качестве сырья для дальнейшей обработки. Вычитаются также суммы уплаченных ранее акцизов при возврате покупателями подакцизных товаров или отказе от них. Алкогольная продукция подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора.

К вычету принимаются только суммы, фактически уплаченные налогоплательщиком при условии наличия подтверждающих счетных документов и счетов-фактур, выставленных продавцами подакцизной продукции. Суммы акцизов по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров, принимаются к вычету при односменном соблюдении двух условий: их фактической оплаты и списания стоимости использованных подакцизных товаров на затраты по производству реализованных подакцизных товаров.

Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превысит общую сумму акциза по реализованным подакцизным товарам, то в этом периоде акциз не уплачивается. Сумма превышения налоговых вычетов подлежит зачету в следующем налоговом периоде. Если и после зачета останется некоторая сумма превышения, то она может быть направлена на исполнение налоговых обязательств по другим налогам и сборам, на уплату пени, на погашение недоимки и присужденных санкций в рамках одного бюджета. По истечении трех налоговых периодов, следующих за отчетным, сумма, которая не была зачтена, подлежит возврату налогоплательщику по его заявлению.

По основной массе подакцизной продукции дата реализации определяется как день отгрузки указанной продукции. При реализации дизельного топлива, бензина с октановым числом ниже 80, моторных масел для дизельных и карбюраторных двигателей и природного газа дата реализации определяется на день оплаты. Датой реализации алкогольной продукции с акцизного склада является день завершения действия режима налогового склада.

В статье 182 НКРФ определены операции, признаваемые объектами обложения акцизами, которые можно разделить на операции, совершаемые производителями подакцизных товаров и операции, совершаемые иными лицами.

Порядок исчисления акцизов установлен статьей 194 НК РФ. Сумма акциза по каждому виду товаров (в том числе и по ввозимым на территорию РФ) исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы по конкретному виду товаров.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизных товаров в зависимости от применяемых в отношении этих товаров налоговых ставок.

Уплата акцизов в соответствующие бюджеты осуществляется исходя из фактической реализации за истекший налоговый период не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Сроки и порядок уплаты акцизов при ввозе подакцизных торов на таможенную территорию Российской Федерации устанавливается таможенным законодательством.

Акциз по подакцизным товарам уплачивается по месту производства таких товаров, а по алкогольной продукции, кроме того, уплачивается по месту ее реализации с акцизных складов (50 % — по месту производства, 50 % — по месту реализации с акцизного склада), за исключением реализации на акцизные склады других организаций.

Налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика налоговую декларацию в срок не позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным. Они также должны представлять в налоговые органы по месту своей регистрации и по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений налоговые декларации в части осуществления ими фактической реализации (передачи) подакцизных товаров за отчетный налоговый период позднее последнего числа месяца, следующего за отчетным.

Итак, акцизы являются косвенным налогом включаемым в цену товара и оплачивается покупателем. Акцизы введены в действие с 1 января 1992 года при одновременной отмене налога с продаж и налога с оборота. Плательщиками являются все находящиеся находящиеся на территории РФ предприятия и организации, включая предприятия с иностранными инвестициями, колхозы, совхозы, а также различные филиалы, обособленные подразделения, производящие и реализующие вышеназванные товары, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности.

 

 

1.3    Становление и развитие акцизного обложения в РФ.

Впервые в России акцизы были введены в 1992 году (Законом „Об акцизах“ от 06.12.1991 г. №1993-1) с началом новой налоговой реформы. В 1992 г. доля всех акцизов в доходах федерального бюджета составляла около 3%.

Вместе с налогом на добавленную стоимость (НДС) они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным, были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы.

Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи (ст.1 указанного Закона). Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения. С 1993 г. из перечня подакцизных товаров исключены икра, шоколад, изделия из фарфора, но введены акцизы на импортные товары. В 1994 г. введены акцизы на бензин, спирт этиловый, покрышки и камеры для шин к легковым автомобилям, ружья охотничьи, яхты и катера (кроме специального назначения).

В первые годы после введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы.

Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства — главным образом алкогольные и табачные — в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.

Федеральным законом от 7 марта 1996 г. N 23-ФЗ в Закон „Об акцизах“ были внесены значительные изменения. Законом было определено, что вводятся акцизы - косвенные налоги, включаемые в цену товара (продукции).

Акцизами облагались следующие группы товары (продукция): алкогольная продукция, табачные изделия, ювелирные изделия, нефть, включая стабилизированный газовый конденсат, бензин автомобильный, легковые автомобили, а также отдельные виды минерального сырья.

Многие из перечисленных проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования.

У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров.

 

 

 

       ГАВА 2. Анализ действующего механизма взимания акцизов.

       2.1 Контроль за взиманием и перечислением таможенных платежей с нефти, включая газовый конденсат, вывозимой с территории РФ.

Энергетическая таможня является таможенным органом, производящим в части уплаты таможенных платежей таможенное оформление нефти, включая газовый конденсат, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом, а также органом, осуществляющим общий контроль за уплатой таможенных платежей в отношении вывозимой нефти. Общее руководство деятельностью таможенных органов в части производства таможенного оформления, проведения таможенного и валютного контроля в отношении нефти, вывозимой с территории Российской Федерации трубопроводным и морским транспортом (далее - вывозимой из Российской Федерации), осуществляется Энергетической таможней.

Суммы таможенных платежей, подлежащие уплате таможенным органам при вывозе нефти из Российской Федерации уплачиваются на счета Энергетической таможни с указанием наименования таможенного органа, производящего ее таможенное оформление, а также номера грузовой таможенной декларации. Платежный документ на уплату таможенных платежей является обязательным для представления в таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, для подтверждения произведенного платежа.

Таможенный орган, непосредственно производящий таможенное оформление нефти, вывозимой из Российской Федерации, удостоверяет факт поступления таможенных платежей соответствующим подтверждением Энергетической таможни о сумме и дате поступления на ее счет денежных средств, подписанное начальником таможни либо лицом, его замещающим. Суммы таможенных платежей, по которым имеется соответствующее подтверждение энергетической таможни, учитываются как взысканные, минуя счета таможенного органа, производящего таможенное оформление нефти. Оформление и выдачу реестров для представления в налоговые органы производить в соответствии с установленным порядком.

Энергетической таможне направляется таможенным органам, производящим таможенное оформление нефти, подтверждение о поступлении таможенных платежей на счета энергетической таможни не позднее одного рабочего дня с даты фактического поступления денежных средств на ее счет.

Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, еженедельно информирует энергетическую таможню об объемах вывезенной нефти, в отношении которых таможенное оформление завершено.

Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае не до поступления в течение 10 дней (после истечения установленного срока уплаты таможенного платежа) в его адрес соответствующего подтверждения от энергетической таможни о поступлении на ее счет подлежащих уплате таможенных платежей, информирует об этом энергетическую таможню.

Таможенный орган, производящий таможенное оформление нефти, в случае непредставления экспортером в сроки, установленные для уплаты таможенных платежей, платежного документа об уплате таможенных платежей на счета энергетической таможни, заводит дело о нарушении таможенных правил в порядке, установленном Таможенным кодексом Российской Федерации, и информирует энергетическую таможню для принятия мер по взысканию неуплаченных таможенных платежей.

Энергетическая таможня на основании информации таможенных органов принимает меры по взысканию неуплаченных таможенных платежей в соответствии с установленным порядком.

Энергетическая таможня ежемесячно направляет в таможенные органы, производящие таможенное оформление, реестры платежных документов, уплаченных на счет Энергетической таможни для конкретных таможенных органов.

Сумма авансового платежа исчисляется исходя из потребности в приобретении спирта в следующем месяце. Производитель алкогольной или спиртосодержащей продукции должен планировать объем закупок спирта на будущее: например, в июле 2011 года - на август 2011 года За это количество он и платит в бюджет акциз по ставке 34 рублей за 1 литр спирта. Но в следующем месяце соответствующее количество спирта он приобретет у производителя уже без акциза. То есть покупателю, уплатившему авансовый платеж, спирт реализуется по нулевой ставке. За такой спирт производителю уплачивать акциз не приходится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВАЗ. Совершенствование системы взимания акцизов.

3.1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОВ.

Основные задачи государственной политики в сфере налогообложения нефтяного сектора — изъятие природной ренты в секторе нефтедобычи и мобилизация в бюджет части прибавочной стоимости, создаваемой в секторе обращения и переработки нефти.

Для решения первой задачи базовым показателем является мировая цена на нефть, соответственно, налоговое законодательство во всех нефтедобывающих странах предусматривает гибкое реагирование на изменения конъюнктуры на мировом рынке нефти.

При решении второй задачи основным показателем является общая налоговая нагрузка предприятий и экономических агентов, действующих в сфере производства и потребления нефтепродуктов. Фискальная политика в этой сфере состоит в распределении этой нагрузки по видам налогов и по отдельным звеньям общего процесса производства и обращения продуктов нефтяной отрасли. От правильного решения этих вопросов зависит как общая рациональность структуры производства в данной отрасли, включая вопросы экономии нефтересурсов и энергосбережения, так и доля поступлений от налогообложения отрасли в общих налоговых доходах каждой страны. Приведем пример из смежной отрасли: с российского газа, поставляемого в Германию, немецкая казна получает больше налогов, чем весь консолидированный бюджет Российской Федерации.

Немаловажное значение имеет также выбор таких методов и инструментов налогообложения, которые обеспечивали бы высокую собираемость налогов и относительно низкие издержки на поддержание должной налоговой дисциплины в отрасли.

В Российской Федерации значительная доля добываемой нефти расходуется как топливно-энергетический ресурс — на производство топлива для транспортных средств, обогрев помещений и выработку электроэнергии.

При этом следует подчеркнуть, что сложившаяся в России система производства и потребления энергии крайне неэффективна, чрезмерно затрат на (удельные расходы энергична производство единицы готовой продукции и чистые потери тепла и энергии в разы превышают аналогичные показатели развитых стран) и не стимулирует производство и потребителей к экономии энергоресурсов.

Показательно, что именно этим моментам уделяется особое внимание во всех странах Запада (включая и нефтедобывающие страны, такие, как США, Великобритания и Норвегия) на протяжении последних трех десятилетий, что и определяет основные черты налоговой политики, проводимой в сфере энергетики.     В сфере транспорта политика Европейского союза и США направлена на решение двух главных задач: во - первых, размер налоговой нагрузки на топливо для транспорта должен быть достаточным для того, чтобы покрыть все издержки на поддержание исправного состояния дорог и их строительство; во-вторых, поступления от налогообложения топлива должны покрывать расходы в сфере транспорта. Сверх этого в ряде стран применяется дополнительное налогообложение бензина и моторного топлива для решения некоторых других задач. Например, в европейских нефтедобывающих странах, таких, как Норвегия и Великобритания, установлены повышенные налоги на топливо с целью частичного финансирования некоторых направлений социальной политики государства. Взимание налогов на топливо в разных странах рассматривается также в качестве дополнительного механизма поощрения использования экологически чистых и более безвредных видов топлива. При этом во многих европейских странах при установлении ставки акциза на подакцизные товары исходят из принципа "выше качество — ниже ставка акциза". В России законодатели пока исходят из обратного принципа, обосновывая такой подход заботой о поддержке части населения с низкой платежеспособностью. В рамках сложившихся налоговых систем промышленно развитых стран налоги на топливо играют все более важную роль. При этом выбор акцизов как основного инструмента налогообложения обосновывается тем доводом, что налог собирается там, где находятся потребители топлива. Такая схема в теории позволяет более справедливо распределять доходы в региональные дорожные фонды— очевидно, что больше покупают топлива там, где больше ездят.

Анализ практики налогообложения в Российской Федерации показывает, что основная масса поступлений от акцизов на нефтепродукты, напротив, осуществляется в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены нефтеперерабатывающие мощности либо зарегистрированы головные офисы российских нефтяных компаний (или территориальные сбытовые подразделения этих нефтяных компаний).

В частности, почти половина всех собираемых акцизов на нефтепродукты сконцентрирована в 8 субъектах РФ: Москва, Башкортостан, Омская, Московская и Рязанская области, Мордовия, Татарстан и Санкт-Петербург. На остальные субъекты Федерации приходится чуть больше половины всей суммы акцизов.

При новой системе налогообложения сбор акцизов на топливо распределяется на всю сферу производства и потребления нефтепродуктов. Похожая система акцизов существует в США, но без применения взаимозачетов налога — там акциз уплачивается одним продавцом и только один раз.     Фактически у нас под видом акциза применяется особая форма НДС. Налог сначала начисляется на НПЗ, потом оптовику (владельцу нефтебазы), потом владельцу АЗС и только после того, как бензин будет продан конечному потребителю, выплачивается в бюджет и возмещается по цепочке обратно к НПЗ. Такая схема, по идее, должна была ускорить движение нефтепродуктов от производителя к потребителю за счет вытеснения с рынка посредников. Предполагалось, что посредники, покупающие топливо для перепродажи, просто не смогут пройти регистрацию, так как владение автозаправочными станциями или нефтебазами является одним из условий регистрации.

При этом необязательность получения продавцами свидетельств привела к тому, что НПЗ и оптовые продавцы сразу стали включать сумму акциза в стоимость топлива (чтобы гарантировать себя от ситуации, когда счета фактуры начнут свое путешествие по цепочке движения товара и на одном из звеньев система даст сбой).

Очевидно, что до введения новой системы взимания акцизов контролировать плательщиков было проще: с 30 НПЗ собрать акциз легче, чем с 30 000 АЗС. Можно также акциз брать и в момент продажи конечному потребителю — именно на АЗС, но тогда целесообразно было бы исключить уплату акциза на НПЗ (в таком случае проблему налогового контроля можно будет решить за счет соединения контрольно-кассовых машин с контроллерами заправочных колонок).   Опыт промышленно развитых стран говорит также о необходимости государственного регулирования внутренних цен на нефтепродукты путем дифференцированного налогообложения не только с целью пополнения бюджета, но и для осуществления транспортной и экологической политики государства. Целесообразна также государственная поддержка производства и реализации более качественных нефтепродуктов по примеру европейских стран. Необходимо введение повышенных ставок на низко-октановый бензин и снижение ставок акциза на более качественный бензин.

Сегодня ясно, что даже продавцы бензина, не говоря уже о потребителях, ждут от государства создания механизма контроля за ценообразованием в крупных нефтяных компаниях. Пока таких механизмов нет. Балансовые задания отменены, меры тарифного регулирования не работают, антимонопольные органы бессильны. Видимо, по этим причинам цены на бензин в России уже сегодня беспрецедентно высоки для нефтедобывающей страны. Ведь при прочих равных российские НПЗ закупают нефть по внутренним ценам, а американские — по мировым, которые выше в разы.

Поэтому в дополнение к изменениям, касающимся режима сбора акцизов, целесообразно было бы ввести законодательные нормы, ограничивающие монополизм нефтяных компаний, а значит, и их возможности по установлению цен на нефтепродукты. Например, в США проблема монополизации топливного рынка решается путем применения жесткого антимонопольного законодательства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Пути реформирования взимания акцизов в РФ.

В части налогообложения акцизами в 2012 году и плановом периоде 2013 и 2014 годов планируется проведение следующей политики в части, не предусмотренной «Основными направлениями налоговой политики на 2013 -2014 годы»:

Будут уточнены нормы, регулирующие порядок применения вычетов
по подакцизному сырью, в том числе при возврате подакцизных товаров или их
утрате.

В 2008 году введен в действие технический регламент «О требованиях
к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу,
топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». В этой связи в
Налоговый     кодекс     будут     внесены     изменения,     предусматривающие
дифференциацию ставок акцизов на моторное топливо с целью установления
более низких ставок акцизов на более качественное и экологически безопасное
моторное топливо. Дифференциация ставок акцизов будет производится при
соблюдении условия об отсутствии потерь бюджетов бюджетной системы в
результате такой дифференциации по сравнению с вариантом индексации
акцизов без дифференциации (этот вариант подразумевает отсутствие индексации
акцизов на нефтепродукты в 2010 и 2011 годах и ежегодное осуществление такой
индексации начиная с 2012 года).

При этом предполагается, что будут установлены три ставки акциза:

              На прямогонный бензин, а также на автомобильный бензин и
дизельное топливо, не соответствующее классам 3-5;

              На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 3;

              На автомобильный бензин и дизельное топливо класса 4 и 5.
Следует отметить, что с учетом сроков, в течение которых в соответствии с

указанным техническим регламентом в Российской Федерации разрешается производство   моторного   топлива  3-го   и   4-го   классов,   а  также   выпуск автомобильного бензина, удовлетворяющего требованиям к октановому числу, установленного регламентом, решение по ставкам акцизов предполагается принять до конца 2012 года.

3. В 2013 году продолжится индексация специфических ставок акцизов на табачные изделия на 20 процентов по отношению к уровню 2012 года, а адвалорные   ставки   -   на   0,5-процентных   пунктах.   Индексацию   прочих специфических ставок акцизов (за исключением акцизов на моторное топливо) предполагается осуществлять пропорционально прогнозируемым темпам роста потребительских цен. При этом с учетом превышения уровня прогнозируемого индекса   потребительских   цен   в   2011 - 2012    годах   над   прогнозом, использовавшимся при подготовке проекта закона о федеральном бюджете на 2012 — 2013 годы, предполагается осуществить соответствующую корректировку специфических ставок акцизов и на 2013 — 2014 годы. В совокупности ставки акцизов будут проиндексированы ежегодно на 10%.

4. В соответствии с принятыми решениями индексация ставок акцизов на нефтепродукты на 2013 и 2014 годы в соответствии с прогнозируемой инфляцией не производится. Однако уже начиная с 2014 года предполагается осуществлять индексацию ставок акцизов в части нефтепродуктов темпами, соответствующими темпам ежегодной инфляции.

Освобождение от авансов по акцизам

Компании, обязанные уплачивать акцизы авансом, освобождаются от этой повинности, если они получили банковскую гарантию на уплату акциза за объем спирта, предполагаемый к приобретению (п. 11 ст. 204 НК РФ). Это освобождение также предоставляет та налоговая инспекция, в которой покупатель спирта состоит на учете. Обязательство банка произвести авансовый платеж акциза вместо покупателя спирта действует аналогично фактически уплаченному авансовому платежу.

Извещение об освобождении от уплаты авансового платежа акциза по алкогольной и (или) спиртосодержащей продукции (утвержденное тем же приказом, что и извещение об уплате авансового платежа) оформляется в адрес конкретного продавца спирта и также дает ему основание реализовывать спирт с применением нулевой ставки акциза. Оно распространяется на покупки спирта в месяцах, следующих за месяцем его выдачи. Это извещение производитель алкогольной или спиртосодержащей продукции получает в двух экземплярах, один из которых предназначен для передачи продавцу.

Если покупатель спирта, приобретенного с применением нулевой ставки, не уплатит акциз по реализованной продукции, изготовленной из этого спирта, то налоговая инспекция предъявит банку-гаранту требование об уплате денежной суммы в размере авансового платежа.

Кроме того, законодатель освободил от уплаты авансовых платежей акциза по спирту производителей вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих.

              Нулевая ставка

С 1 августа 2011 года наряду с прежней ставкой акциза на этиловый и коньячный спирт (34 рубля за 1 литр) – действует нулевая ставка – 0 рублей за 1 литр (п. 1 ст. 193 НК РФ). Ее применяют производители спирта при реализации покупателям – производителям алкогольной или спиртосодержащей продукции, уплачивающим авансовый платеж акциза. Кроме того, нулевая ставка распространяется на производителей спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке. Эта категория покупателей спирта по-прежнему не уплачивает акциз за спирт, содержащийся в произведенной ими продукции. Спирт без акциза продадут и производителям товаров, не признаваемых подакцизными (пп. 2 п. 1 ст. 181 НК РФ).

 

Рисунок 1- Темп прироста акцизных ставок на вина шампанские, игристые

По сигаретам с фильтром индексация в 2009 году произведена на 25% (Рисунок 2), а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 30% (рисунок 3). В 2010 году акцизные ставки на сигареты с фильтром возросли на 36% по сравнению с 2009 годом, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 73%. В дальнейшем акцизные ставки будут индексироваться по сигаретам с фильтром до 22%, а по сигаретам без фильтра и папиросам - на 40%

Рисунок 2- Темп прироста акцизных ставок на сигареты с фильтром

Рисунок 3- Темп прироста акцизных ставок на сигареты без фильтра

Закон сохраняет установленный в действующей редакции кодекса на 2009г. акциз на шампанские, игристые, газированные и шипучие вина в размере 10 руб. 50 коп./л. Размер акциза на указанные вина в 2010г. и 2011г. составит соответственно 14 руб. 00 коп./л и 18 руб. 00 коп./л.. По остальным подакцизным товарам акцизы проиндексированы на 10%.

 

Ставка на спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) с 1 января 2009 года возрос с 25,15 руб. за 1 литр безводного этилового спирта до 27,70 руб. (рисунок 4) В 2010 и 2011 годах размер ставок также увеличится и составит соответственно 30,50 руб. и 33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта.

Рисунок 4- Темп прироста акцизных ставок на спирт этиловый

Несмотря на то, что в ходе доработки законопроекта была учтена возможность более дифференцированного подхода при установлении ставок акциза на нефтепродукты, выражена обеспокоенность  тем, что повышение акцизов на нефтепродукты в будущем повлечет дальнейший рост цен на горюче-смазочные материалы, используемые сельскохозяйственными товаропроизводителями. В связи с этим при формировании проектов федерального бюджета необходимо предусматривать бюджетные ассигнования на компенсацию части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на горюче-смазочные материалы, использованные на проведение сезонных сельскохозяйственных работ.

В отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.) (рисунок 5), а также свыше 112,5 кВт (150 л. с.) и по мотоциклам с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.) налоговые ставки в 2009—2011 годах повышаются примерно на 9% ежегодно.

Рисунок 5- Темп прироста налоговых ставок автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л. с.) и до 112,5 кВт (150 л. с.)

Стоит обратить внимание, что в 2009 году значительно увеличилась ставка акциза на прямогонный бензин. Она составит 3900 руб. за 1 тонну, в 2010 году составляла — 4290 руб. и в 2011-м — 4720 руб. за 1 тонну. Хотя в 2008 году по прямогонному бензину акциз уплачивался по ставке 2657 руб. за 1 тонну (рисунок 6).

Рисунок. 6-Темп прироста ставки акциза на прямогонный бензин

Предлагаемая система исчисления акцизов на автомобильный бензин и дизельное топливо построена по принципу убывающей шкалы ставок в увязке с повышением их качественных показателей (классов). Более низкие ставки акцизов на автомобильные бензины и дизельное топливо, отвечающие по своим экологическим характеристикам требованиям 3, 4 и 5-го классов, позволят налогоплательщикам получить дополнительный доход. За счет этого сократятся сроки окупаемости дополнительных капитальных вложений, связанных с организацией и увеличением объемов производства более экологичных автомобильных бензинов и дизельного топлива.

По пиву с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% (рисунок 7), а также более 8,6% ставки акцизов ежегодно возрастают.

Рисунок 7- Темп прироста ставки акциза на пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6%

Таким образом, рассмотрена действующая система исчисления акциз за период с 2009 по 2012 годы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Арбитражная практика по вопросам, связанным с проблемами взимания акциза.

Рассмотрим на примере случаи, в которых налоговый орган не согласен с процессом взимания акциза.

По мнению УМНС по г. Москва, изложенному в Письме от 24 апреля 2007 г. № 24-11/18850, поскольку действующие государственные стандарты (ГОСТы), регламентирующие производство моторных масел, содержат требования по упаковке (розливу, расфасовке) моторных масел в потребительскую тару, эта операция квалифицируется как часть процесса их производства. Следовательно, у организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих розлив (расфасовку) этой подакцизной продукции, возникает объект налогообложения, и в соответствии с п. 2 ст. 179 НК РФ они признаются плательщиками акцизов. Именно такая позиция налоговых органов послужила причиной спора, рассмотренного ФАС Уральского округа от 15 января 2007 года № Ф09-2871/02-АК. В Постановлении отмечено:

Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки деятельности ООО "Камский завод масел" за период с 2005 г. по август 2006 г. включительно налоговым органом было установлено, что в январе - августе 2006 г. общество закупало оптом моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, находящиеся в цистернах, и в дальнейшем реализовывало эти масла в емкостях меньшего размера (бочки, фляжки). По мнению налогового органа, истец осуществлял розлив подакцизных товаров, который согласно с ч. 3 ст. 182 НК РФ в целях налогообложения акцизами приравнивается к производству подакцизных товаров.

При рассмотрении настоящего спора суды обеих инстанций пришли к выводу о наличии у истца обязанности по уплате акциза с операций по реализации потребителям расфасованных масел не собственного производства.

Между тем, судом не учтено следующее.

 

Процесс производства масел моторных для дизельных двигателей регламентирован ГОСТом 12337-84, а их маркировка, упаковка, транспортировка и хранение - ГОСТом 1510-84.

В соответствии с указанными государственными стандартами процесс переливания нефтепродуктов осуществляется как налив, перекачка, упаковка и расфасовка. Розлив в качестве процесса переливания нефтепродуктов в тару меньшего объема государственными стандартами и иной нормативно - технической документацией, регламентирующими производство такой продукции, не предусмотрен.

При таких обстоятельствах, учитывая, что истцом осуществлялась упаковка в потребительскую тару моторных масел, приобретенных у других производителей, при которой дополнительной обработки (доработки) продукции не производилось, у налогового органа отсутствовали основания для доначисления акцизов с операций по реализации потребителям такой продукции"

Выводы:

Таким образом, в соответствии с ГОСТами розлив (расфасовка в меньшие емкости) моторных масел не является составным этапом процесса производства, а значит, объект налогообложения акцизами не возникает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы – тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.

В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.

Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.

Законодательная база в сфере акцизов еще недостаточно проработана. В частности это относится к большому объему документов, которые недостаточно систематизированы и трудны для восприятия.

Акцизы выступают одними из немногих рычагов воздействия государства на экономические процессы, имеющие место в обществе. Совершенствование налогообложения в сфере акцизов является одним из важнейших условий улучшения экономической ситуации, пополнения федерального и региональных бюджетов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Налоговый кодекс РФ, часть 2, гл.22, (ред. От 19.07.2011).

2. ФЗ   от  20.04.2007  №55-ФЗ   «О   внесении  изменений  в   ст.26   ФЗ   «О                 государственной регистрации производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»».

3.   ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 - 2012 г».

4. Козырина А.Н., Акциз  в  системе  таможенных платежей//Финансы.2007г.№1,стр.22-28.

5.  Инструкция Госналогослужбы от 17.07.08г №36 «О порядке исчисления и уплаты акцизов».

6.  Налоги  и  налогообложение:  Учебник/Окунева Л.П.М.:  Банки  и биржи; ЮНИТИ,2007г.

7.  Налоги и налогообложение: Учебник/Юткина Т.Ф.М.: ИНФРА - М,2008г.

8. Общая теория финансов: Учебник/Под ред. Дробозиной Л.А.М.: Банки и биржи; ЮНИТИ,2008г.

9.  Комментарии к федеральному бюджету РФ. Фонд комплексных прикладных исследований, Свободная аналитическая школа - М: Пробел-2006, 2008.

10.  Горский И.В. Налоги в рыночной экономике. М.: АНКИЛ, 1996.

11. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов / под ред. Г.Б. Поляка, А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 2007.

12. Селезнёва Н. Н. Налоги и налоговая система России. - М. Закон и право, 2008г.

13. Приказ ГТК РФ от 26. 11. 2008 г. «Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ акцизов в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ».

14. Приказ МНС от 10 декабря 2007 г. N БГ-3-03/675 „ Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и «Об утверждении форм налоговых деклараций по акцизам и инструкции по их заполнению».

15. Федеральный Закон от 07.07.2007 N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации". «Российский налоговый курьер», 2007, № 23.

16. Федеральный Закон от 7 марта 2006 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Закон РФ "ОБ АКЦИЗАХ" (с изменениями от 2 января 2008 г.)

17. Федеральный научно - практический журнал «НАЛОГИ»,2009г, №4,стр.40.

18. Давыдова И. А. Об администрировании акцизов на подакцизные товары в 2006году// Налоговый вестник .-2006. -№8.- С.46 -56.

19. Нечипорчук Н. А. Об исчислении акцизов с 1 января 2006 года // Налоговый вестник .-2005. -№12.- С.89 -99.

20. Нечипорчук Н. А. Новый порядок уплаты акцизов на алкогольную продукцию в 2006 году//Российский налоговый курьер.-2006.-№4.-С.58-69.

21. Нечипорчук Н. А. О новом порядке исчисления акцизов // Налоговый   вестник.- 2007.-№12.-С.41 -50.

22. Перов А. В., Толкушин А. В. Налоги и налогообложение: Учеб.пособие. — М.: Юрайт-М, 2005.-555 с.

23. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учеб. - М.: ИНФРА-М, 2005.

24. Налоги и налогообложение / Под ред. И. Г.Русаковой и др. - М.: Финансы; ЮНИТИ, 2007г.

25. Налоговые системы зарубежних стран / Под ред. В. Г. Князева и Д. Г. Черника. - М.: Закон и право, 2005.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на 2010, 2011 и 2012 годов.

Наименование дохода

Федеральный бюджет

Бюджеты субъектов РФ

Акцизы на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей

100

 

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями, за исключением реализации на акцизные склады

50

50

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации производителями на акцизные склады

100

 

Акцизы на алкогольную продукцию с объемной долей  спирта этилового свыше 9 процентов (за исключением вин) при реализации с акцизных складов в части сумм по расчетам за 2003 год

 

100

Акцизы на природный газ

 

100

 

Акцизы на нефть и стабильный газовый конденсат

100

 

Акцизы на ювелирные изделия

 

100

 

 

 

Приложение 2

Таблица 1 Повышение эффективности действующего порядка налогообложения.

Действующий порядок исчисления и уплаты акцизов

Причина

Совершенствование акцизного налогообложения

Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится за истекший налоговый период равными долями не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, и не позднее 15-го числа второго месяца, следующего за отчетным месяцем.

С учетом отсутствия индексации ставок акцизов на нефтепродукты в течение ряда лет указанный порядок уплаты акциза потерял свою актуальность – в настоящее время нет необходимости фактического предоставления отсрочки налогоплательщикам акцизов на срок до 20 дней.

Предлагается отказаться от данного порядка, установив единую дату уплаты налога – не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем.

 

Производители алкогольной продукции используют в качестве сырья не спирт этиловый, а спиртосодержащую продукцию. При этом имеют право уменьшить сумму акциза, исчисленную по алкогольной продукции на сумму акциза, уплаченную ими при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья.

 

Не допустить уклонения от уплаты акцизов на алкогольную продукцию, использование «спиртосодержащей схемы».

Дополнить документами, подтверждающими количество сырья, фактически использованного в производстве, уточнить действующий порядок исчисления и уплаты акцизов, указав, что суммы акциза, уплаченные при приобретении подакцизных товаров, использованных в качестве сырья, принимаются к вычету только в том случае, если использование этого сырья предусмотрено ГОСТами, ТУ, рецептурами и другой нормативно-технической документацией.

Налоговые вычеты производятся налогоплательщиком акцизов после оплаты приобретенного подакцизного сырья и списания его в производство. При этом исключения для перечисленных случаев в части осуществления налоговых вычетов не предусмотрено.

Налогоплательщику из бюджета возмещаются суммы акциза, уплаченные при приобретении сырья, израсходованного на производство продукции, которая реализации не подлежит.

 

 

Включение в статьи Кодекса норм, предусматривающих обязанность налогоплательщиков акцизов восстанавливать суммы акциза, принятые к вычету, по использованному подакцизному сырью, в случае возврата налогоплательщику произведенных им подакцизных товаров, их утраты (недостачи), произошедшей в процессе производства и хранения до момента реализации, а также в случае уничтожения налогоплательщиком произведенных им подакцизных товаров.

Налогоплательщики, реализующие произведенные ими подакцизные товары на экспорт, имеют право на освобождение от уплаты акциза при условии представления в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии.

Не уточнено, в течение какого периода могут быть представлены в налоговый орган поручительство или гарантия банка, на какой период должно распространяться действие этих документов.

Уточнить нормы, регламентирующие представление банковской гарантии (поручительства банка), при осуществлении налогоплательщиками реализации подакцизных товаров на экспорт.

 

Установлены взаимоисключающие нормы, касающиеся порядка зачета суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза.

 

Устранение имеющихся противоречий

Уточнить порядок возмещения (путем зачета или возврата) суммы превышения налоговых вычетов над исчисленной суммой акциза, порядок возмещения акцизов (подтверждения правомерности освобождения от уплаты акцизов) .

 

Помимо этого, в ближайшей перспективе, предполагается осуществлять ежегодную индексацию ставок акциза с учетом реально складывающейся в РФ экономической ситуации.

Таблица  2 - Налогообложение подакцизных товаров

Виды подакцизных товаров

Налоговая ставка

с 1 янв. по 31 дек. 2008

с 1 янв. по 31 дек.2009

с 1 янв. по 31 дек.2010

с 1 янв. по 31 дек.2011

с 1 янв. по 31 дек.2012

1. Спирт этиловый из всех видов сырья

25,15

27

30,5

33,6

37

2. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9%

173

191

210

231

254

3. Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9%

110

121

158

190

230

4. Вина натуральные

2,35

2,6

3,5

4,8

6

5. Вина шампанские, игристые

10,5

10,5

14

18

22

6. Пиво с содержанием объемной доли спирта этилового св.8,6%

8,94

9,8

14

17

21

7. Табак трубочный, курительный

300

300

422

510

610

8. Сигареты с фильтром

120

150

205

250

305

9 .Сигареты без фильтра, папиросы

55

72

125

175

250

10. Автомобили легковые с м.д.св. 90 л. с.и до 150 л. с.

19,26

21,7

23,9

26,3

28,9

11. Автомобильный бензин с октановым числом до "80"

2657

2657

2923

 

 

12. Дизельное топливо

1080

1080

1188

 

 

                                                                                                                             

 

 

11

 

Информация о работе Действующий механизм исчисления и взимания акцизов, пути его совершенствования