Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 15:41, реферат
Основная цель договоров об избежании двойного налогообложения - способствовать международной торговле и инвестированию путем уменьшения налоговых барьеров, препятствующих свободному международному обмену товарами и услугами. Облегчение налогового бремени стимулирует развитие торговли и инвестирования.
1. Введение…………………………………………………………………….3
2. Механизм урегулирования проблемы международного двойного налогообложения…………………………………………………………...4
3. Взаимосогласительная процедура………………………………………...7
4. Обмен информацией………………………………………………...........10
5. Список источников……………………………………………………….
План:
Введение.
Основная
цель договоров об избежании двойного
налогообложения - способствовать международной
торговле и инвестированию путем
уменьшения налоговых барьеров, препятствующих
свободному международному обмену товарами
и услугами. Облегчение налогового
бремени стимулирует развитие торговли
и инвестирования. При этом каждое
государство, вовлеченное в международную
торговлю, с точки зрения налогообложения
выступает в двух качествах. В
одних ситуациях государство
осуществляет налогообложение доходов
как страна местопребывания
Механизм урегулирования проблемы международного двойного налогообложения.
Условно структуру моделей ОЭСР, США и ООН можно разбить на четыре группы:
В международной практике международные соглашения об избежании двойного налогообложения обычно сочетают исключения от налогообложения доходов, полученных из иностранных источников, с применением ограничения по их налогообложению.
Таким образом, международные соглашения об избежании двойного налогообложения предоставляют преимущества по налогообложению доходов налогоплательщиков странам резидентства (постоянного местопребывания) юридических и физических лиц. Увеличение налоговых доходов страны постоянного местопребывания налогоплательщика осуществляется за счет доходов страны источника дохода. Поэтому международные соглашения об избежании двойного налогообложения всегда содержат определенный механизм налогообложения, который применяется в одинаковом порядке в отношении всех сторон, подписавших соглашение.
Хотя во многих государствах приняты законы, регулирующие международные операции и обеспечивающие одностороннее освобождение от международного двойного налогообложения, эти односторонние усилия не всегда достигают поставленной цели. Поэтому одной из целей международного договора об избежании двойного налогообложения является решение конфликтов о статусе резидента.
В случаях, если резидент одной страны получает доходы в другой стране, то налоговый договор обычно предупреждает потенциально возможное двойное налогообложение либо путем предоставления исключительного права на взимание налогов в стране местопребывания (например, только страна местопребывания может облагать налогом процентный доход, выплаченный плательщиком в другом договаривающемся государстве), либо сохраняя возможность налогообложения в обоих государствах, но ограничивая его максимальный размер в одном из государств (например, в отношении дивидендов, выплаченных плательщиком страны-источника дохода).
Договоры обеспечивают также некоторую степень определенности и предсказуемости, позволяющую налогоплательщикам планировать свои действия. Содержащиеся в договорах положения, предусматривающие обмен информацией между странами, помогают договаривающимся сторонам обеспечивать применение отдельных положений внутреннего налогового законодательства.
В
соглашениях об избежании двойного
налогообложения
Анализ экономической литературы и директивных документов ОЭСР позволяет представить механизм устранения двойного налогообложения, заложенный в соглашениях об избежании двойного налогообложения, следующим образом.
В
настоящее время Российская Федерация
заключила и применяет
Одним
из очень интересных и в то же
время непростых вопросов, связанных
с участием Российской Федерации
в международных налоговых
Такая адаптация, хотя с большими трудностями, но все-таки происходит. Так, налоговое законодательство использует институты постоянного представительства и зависимого агента, перешедшие в НК РФ именно из соглашений об избежании двойного налогообложения.
Возможность
корректировки налоговой базы при
отклонении цен реализации от рыночных
(статья 40 НК РФ), особенности отнесения
к расходам процентов по долговым
обязательствам (статья 269 Кодекса) прямо
перекликаются с
Однако сложность заключается еще и в том, что сами эти нормы рассчитаны на применение в развитых рыночных экономиках со свободными рыночными ценами на товары и услуги. Так, практика показывает, что применение статьи 40 Кодекса и ряда других статей части второй Кодекса сталкивается со значительными трудностями именно вследствие отсутствия в ряде случаев рыночных цен либо доступной информации о них. Для России данный метод налогового контроля носит в настоящее время декларативный характер.
По мнению ряда экономистов в контексте укрепления национальной экономической безопасности России необходимо исследовать возможность перехода к приоритету налогообложения доходов исключительно в стране-источнике дохода (модель конвенции ООН).
По нашему мнению, использование Российской Федерацией Типовой модели конвенции ОЭСР, которая делает упор на налогообложении доходов в стране резидентства получателя дохода отвечает интересам России как страны-экспортера капитала. Следует также отметить, что переход к приоритету налогообложения доходов исключительно в стране-источнике дохода возможен только как общий для развитых стран переход при введении единообразных правил международного налогового регулирования. Об этом говорилось в дискуссиях на 59-м конгрессе Международной налоговой ассоциации (IFA) в сентябре 2005 года. К сказанному следует добавить, что в отношениях с развивающимися государствами Россия придерживается принципа налогообложения доходов от источника, сочетая тем самым различные принципы международного налогообложения с учетом уровня экономического развития государства-партнера. Права Российской Федерации по налогообложению пассивных доходов от источников в Российской Федерации и в иностранных государствах по некоторым международным соглашениям проиллюстрированы в таблице 1:
Российская Федерация применяет также более 100 международных соглашений о сотрудничестве в области транспорта, разграничивающих права договаривающихся государств по налогообложению при осуществлении международных перевозок.
Взаимосогласительная процедура.
Одним из методов устранения международного двойного налогообложения является предусмотренная соглашениями об избежании двойного налогообложения процедура взаимного согласования, проводимая в целях разрешения трудностей в применении таких соглашений в самом широком смысле слова.
В рамках взаимосогласительной процедуры компетентные органы должны попытаться посредством взаимного согласования разрешить проблемы налогоплательщиков, к которым применяется налогообложение не в соответствии с положениями международного соглашения. В ходе процедуры взаимного согласования разрешаются проблемы, связанные с толкованием или применением международного соглашения, а также проводятся консультации для устранения двойного налогообложения в случаях, не предусмотренных соглашением. На практике процедура применяется в следующих наиболее часто встречающихся случаях:
Взаимосогласительная процедура также предусматривает механизм, позволяющий компетентным органам проводить совместные консультации для разрешения проблем как юридического, так и экономического двойного налогообложения в контексте применения трансфертных цен, особенно в случае формирования прибыли связанных предприятий.
Процедура взаимного
Что касается самой процедуры, необходимо вкратце остановиться на двух отличительных стадиях, на которые она разделена.
На первой стадии, начинающейся с подачи жалобы налогоплательщиком, рассматриваются исключительно проблемы между этим налогоплательщиком и компетентными органами государства его резидентства. Налогоплательщик имеет право аппелировать к компетентным органам государства, резидентом которого он является, независимо от того, исчерпал ли он все имеющиеся у него средства в рамках внутренних законодательств каждого из двух государств. Компетентный орган обязан рассмотреть обоснованность жалобы и, если эта жалоба обоснована, принять по ней меры либо в рамках внутреннего законодательства (если обжалованное налогообложение является следствием меры, принятой в государстве резидентства налогоплательщика), либо возбудить процедуру взаимного согласования (если обжалованное налогообложение является следствием меры, принятой в другом государстве).
Во
второй стадии, которая начинается
с обращения компетентного
Целями взаимно согласительной процедуры являются принятие решения по конкретным случаям, когда налогоплательщик заявляет о нарушении международного договора, достижение соглашения по интерпретации и применению положений договора, устранение двойного налогообложения в ситуациях, которые в явной форме не предусмотрены международным договором.
Процедура взаимного согласования весьма слабо используется в Российской Федерации.
В зарубежной практике полномочия, предоставленные в рамках взаимно согласительной процедуры, активно используется для заключения со странами-партнерами по международному договору особых соглашений по трансфертным ценам в отношении отдельных наиболее крупных налогоплательщиков, которые называются соглашениями о заранее согласованных ценах. Пионерами заключения таких особых соглашений являются США. Быстро развивается практика заключения таких соглашений в Австралии, Новой Зеландии, Франции, Бельгии, Голландии, Канаде, Мексике, Корее и т.д.