Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:04, курсовая работа
Актуальность темы состоит в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направлений развития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, что приводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, также отсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит к неопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетами всех уровней бюджетной системы.
Значительное место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной группировки налогов по различным признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин – таксономия. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические значение (обеспечивается возможность кодификации налогов с целью учета и контроля над налоговыми процедурами с использование цифровых технологий).
Классификации налогов помогает составить более полное представление об изучаемом предмете. Следует отметить, что они носят условный характер и в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют тот или иной срез. Обилие классификаций убедительно доказывает, что невозможно выделить один основополагающий критерий, для отнесения определенного налога к той или иной группе.
Классификация
налогов – это
Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными самой экономической природой налога как такового.
Налоги, входящие в налоговую систему РФ, классифицируются:
1. По способу изъятия:
-
прямые – налоги, непосредственно
падающие на плательщика,
-
косвенные – налоги на товары
и услуги, устанавливаемы в виде
надбавки к цене или
2. По субъекту налога:
-
с физических лиц (подоходный
налог, налог на имущество
- с юридических лиц (налог на прибыль, налог на имущество юридических лиц и пр.)
- смешанные (налог на рекламу, взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды, таможенные пошлины)
3. По уровню власти:
-
федеральные (НДС, акцизы, налог
на прибыль предприятий,
- региональные (налог на имущество организаций, дорожный налог, налог с продаж и пр.)
-
местные (земельный налог,
4. По назначению:
-
общие – обезличивание налогов
в доходах бюджета при
-
целевые – происходит привязка
налогов к конкретным видам
расходов бюджета (дорожный
5. По источнику уплаты налоговых сумм:
-
себестоимость – налоги, включаемые
в себестоимость продукции (
-
цены и тарифы (выручка) – налоги,
включаемые в выручку (это
-
финансовый результат (налог
-
доход (прибыль, зарплата) – налоги
на прибыль или доход
-
чистая прибыль – налоги и
сборы, вносимые в бюджет за
счет прибыли, после уплаты
налога на прибыль (штрафы, пени
за нарушение налогового
6. По объекту налогообложения:
- имущественные
- ресурсные (рентные)
- с доходов
- налоги на потребление
-
с отдельных видов
7. По методу исчисления:
- прогрессивные / регрессивные
- пропорциональные / линейные
- ступенчатые / твердые
8. По способу обложения:
- кадастровые / безналичные
- декларационные / налично-денежные
9. По фискальной потребности:
-
раскладочные – размер
-
количественные – учитывают
10. По порядку зачисления в бюджет:
-
закрепленные – постоянно или
на долговременной основе
- регулирующие – поступающие из вышестоящего бюджета в целях погашения дефицита бюджета
11. По порядку ведения:
-
общеобязательные –
-
факультативные – вводятся
Глава 2. Анализ налоговых поступлений в федеральный бюджет
2.1
Анализ налоговых поступлений
за 2007-2010 годы.
По оперативным данным Федеральной налоговой службы, в консолидированный бюджет Российской Федерации в 2007г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет) на сумму 6955,2 млрд. рублей, что на 28,0% больше, чем в 2006 году.
Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам наглядно представлено в таблице 1.
Анализируя таблицу №1 можно заключить, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2007г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,2%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 20,0%, налога на доходы физических лиц - 18,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 17,2%.
В
2007г. в консолидированный бюджет
Российской Федерации поступило
федеральных налогов и сборов
6399,2 млрд.рублей (92,1% от общей суммы налоговых
доходов), региональных - 333,2 млрд.рублей
(4,8%), местных налогов и сборов - 78,2 млрд.рублей
(1,1%), налогов со специальным налоговым
режимом - 140,4 млрд.рублей (2,0%).
Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам3 млрд. рублей.
2007г. | в % к 2006г. | |||||
Консолидированный бюджет | в том числе | консолидированный бюджет | в том числе | |||
федеральный | Консолидированные бюджеты субъектов РФ | федеральный | консолидированные бюджеты субъектов РФ | |||
Всего | 6955,2 | 3342,6 | 3612,6 | 128,0 | 124,5 | 131,5 |
в том числе: налог на прибыль организаций | 2172,2 | 641,3 | 1530,9 | 130,0 | 125,8 | 131,9 |
налог на доходы физических лиц | 1266,1 | - | 1266,1 | 136,2 | - | 136,2 |
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории РФ | 1390,4 | 1390,4 | - | 150,4 | 150,4 | - |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ | 289,9 | 108,8 | 181,0 | 114,4 | 116,7 | 113,1 |
налоги на имущество | 411,2 | - | 411,2 | 132,3 | - | 132,3 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 1235,1 | 1157,4 | 77,8 | 104,0 | 103,6 | 110,2 |
из них налог на добычу полезных ископаемых | 1197,4 | 1122,9 | 74,5 | 103,0 | 102,6 | 109,6 |
поступления в счет погашения задолженности | 19,8 | 3,9 | 15,9 | 95,6 | 65,5 | 107,7 |
прочие | 170,6 | 40,8 | 129,8 | 125,7 | 116,9 | 128,8 |
Рисунок 1: Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам в 2007 году в процентах к итогу.
2,5%
Прочие
31,2%
Налог на прибыль
организации
17,2 %
НДПИ
4,2%
Акцизы
5,9%
Налоги на имущество
18,2%
НДФЛ
20,0%
НДС
Состав доходов федерального бюджета в 2008-2010гг по основным доходным источникам представлен в Таблице 2.
Из
таблицы видно, что доля налоговых
поступлений в федеральный
По
сравнению с ожидаемым
Изменение
основных показателей в целом привели
к увеличению доходов федерального бюджета
на 470,4 млрд. рублей.
Таблица №2: Состав доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг.
Состав доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг. | ||||||
Наименование | 2008 | 2009 | 2010 | |||
Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | Млрд. руб. | % | |
Доходы, всего | 6644,4 | 100,00 | 7465,4 | 100,00 | 8090 | 100,00 |
в
том числе:
-налоговые доходы |
4226 | 63,60 | 4986,89 | 66,80 | 5565,92 | 68,80 |
-неналоговые доходы | 2417,1 | 36,38 | 2476,41 | 33,17 | 2521,38 | 31,17 |
-целевые отчисления от всероссийских государственных лотерей | 1,3 | 0,02 | 2,1 | 0,03 | 2,7 | 0,03 |