Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 07:04, курсовая работа

Описание

Актуальность темы состоит в том, что аппарат теоретического обоснования перспективных направлений развития налогово-бюджетной системы России остается слабо разработанным, что приводит к недостаточному обеспечению бюджетов соответствующими доходами, также отсутствие четкой научно обоснованной классификации доходов бюджетов приводит к неопределенности в методах разграничения обязательных платежей между бюджетами всех уровней бюджетной системы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по налогам Финиш.docx

— 114.43 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    1. Классификация налогов

     Значительное  место в теории налогов занимает вопрос их классификации, т.е. системной  группировки налогов по различным  признакам. Обычно в научной литературе используется специальный термин –  таксономия. Классификация налогов  имеет не только научно-познавательный характер, но и практические значение (обеспечивается возможность кодификации  налогов с целью учета и  контроля над налоговыми процедурами  с использование цифровых технологий).

     Классификации налогов помогает составить более  полное представление об изучаемом  предмете. Следует отметить, что  они носят условный характер и  в зависимости от целей анализа, проводимого исследователями, имеют  тот или иной срез. Обилие классификаций  убедительно доказывает, что невозможно выделить один основополагающий критерий, для отнесения определенного  налога к той или иной группе.

     Классификация налогов – это систематизированная, научно обоснованная группировка налогов  в соответствии с однородными  признаками. Назначение классификации  налогов определяется потребностями  четкой организации работ по составлению  и исполнению доходной части бюджета, осуществления контроля за поступлением налогов по каждому источнику  и группам налогов, ведения учета  и сопоставления показателей  налогообложения в разных регионах страны, разработки налоговой стратегии, определения содержания тех или  иных групп налогов, их влияния на социально-экономическое развитие общества.

     Классификационные признаки являются объективными критериями разграничения налогов, предопределенными  самой экономической природой налога как такового.

     Налоги, входящие в налоговую систему  РФ, классифицируются:

     1. По способу изъятия:

     - прямые – налоги, непосредственно  падающие на плательщика, которые  не могут быть переложены в  сфере обращения и связаны  с результатом финансово-хозяйственной деятельности, оборотом капитала и пр. (налог на прибыль предприятий, подоходный налог, налоги на имущество и пр.)

     - косвенные – налоги на товары  и услуги, устанавливаемы в виде  надбавки к цене или определяются  в зависимости от размера добавленной  стоимости, оборота и уплачиваемы  конечным потребителем (НДС, налог  с продаж, акцизы, таможенные пошлины,  налог на реализацию ГСМ)

     2. По субъекту налога:

     - с физических лиц (подоходный  налог, налог на имущество физических лиц и пр.)

     - с юридических лиц (налог на  прибыль, налог на имущество  юридических лиц и пр.)

     - смешанные (налог на рекламу,  взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды, таможенные пошлины)

     3. По уровню власти:

     - федеральные (НДС, акцизы, налог  на прибыль предприятий, подоходный  налог с физических лиц, взносы в государственные, социальные, внебюджетные фонды и пр.)

     - региональные (налог на имущество  организаций, дорожный налог,  налог с продаж и пр.)

     - местные (земельный налог, налог  на имущество физических лиц, налог на рекламу и пр.)

     4. По назначению:

     - общие – обезличивание налогов  в доходах бюджета при направлении  их на расходы (НДС, налог  на прибыль и пр.)

     - целевые – происходит привязка  налогов к конкретным видам  расходов бюджета (дорожный налог,  земельный налог, взносы во  внебюджетные фонды, пр.)

     5. По источнику уплаты  налоговых сумм:

     - себестоимость – налоги, включаемые  в себестоимость продукции (ресурсные платежи, взносы во внебюджетные фонды социального характера, лесной налог и пр.)

     - цены и тарифы (выручка) – налоги, включаемые в выручку (это косвенные  налоги) (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины)

     - финансовый результат (налог на  рекламу, налог на имущество  предприятий, земельный налог)

     - доход (прибыль, зарплата) – налоги  на прибыль или доход юридических  и физических лиц (налог на  прибыль предприятий, подоходный  налог с физических лиц, единый налог на вмененный доход)

     - чистая прибыль – налоги и  сборы, вносимые в бюджет за  счет прибыли, после уплаты  налога на прибыль (штрафы, пени  за нарушение налогового законодательства).

     6. По объекту налогообложения:

     - имущественные

     - ресурсные (рентные)

     - с доходов

     - налоги на потребление

     - с отдельных видов деятельности, операций

     7. По методу исчисления:

     - прогрессивные / регрессивные

     - пропорциональные / линейные

     - ступенчатые / твердые

     8. По способу обложения:

     - кадастровые / безналичные

     - декларационные / налично-денежные

     9. По фискальной  потребности:

     - раскладочные – размер определяется  исходя из потребностей в финансировании  конкретных видов расходов (строительство  дорог, заводов и пр.) (в РФ  таких нет)

     - количественные – учитывают финансово-экономические,  имущественные возможности налогоплательщиков

     10. По порядку зачисления  в бюджет:

     - закрепленные – постоянно или  на долговременной основе закреплены  за данным бюджетом

     - регулирующие – поступающие из  вышестоящего бюджета в целях  погашения дефицита бюджета

     11. По порядку ведения:

     - общеобязательные – устанавливаются  федеральным законодательством  и взимаются на всей территории  страны (НДС, акцизы, налог на прибыль, подоходный, налог на имущество и пр.).

     - факультативные – вводятся нормативными  актами субъектов РФ или местными  органами самоуправления (налог  с продаж, единый налог на вмененный  доход). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Анализ налоговых  поступлений в  федеральный бюджет

2.1 Анализ налоговых поступлений за 2007-2010 годы. 

     По  оперативным данным Федеральной  налоговой службы, в консолидированный  бюджет Российской Федерации в 2007г. поступило налогов, сборов и иных обязательных платежей, администрируемых ФНС России, (без учета единого  социального налога, зачисляемого в  федеральный бюджет) на сумму 6955,2 млрд. рублей, что на 28,0% больше, чем в 2006 году.

     Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам наглядно представлено в таблице 1.

     Анализируя  таблицу №1 можно заключить, что основную часть налогов, сборов и иных обязательных платежей консолидированного бюджета в 2007г. обеспечили поступления налога на прибыль организаций - 31,2%, налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, - 20,0%, налога на доходы физических лиц - 18,2%, налога на добычу полезных ископаемых - 17,2%.

     В 2007г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило  федеральных налогов и сборов 6399,2 млрд.рублей (92,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 333,2 млрд.рублей (4,8%), местных налогов и сборов - 78,2 млрд.рублей (1,1%), налогов со специальным налоговым режимом - 140,4 млрд.рублей (2,0%). 
 
 
 
 
 

     Таблица 1. Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный  бюджет Российской Федерации  по видам3 млрд. рублей.

  2007г. в % к 2006г.
Консолидированный бюджет в том  числе консолидированный бюджет в том  числе
федеральный Консолидированные бюджеты субъектов РФ федеральный консолидированные бюджеты субъектов РФ
Всего 6955,2 3342,6 3612,6 128,0 124,5 131,5
в том  числе: налог на прибыль организаций 2172,2 641,3 1530,9 130,0 125,8 131,9
налог на доходы физических лиц 1266,1 - 1266,1 136,2 - 136,2
НДС на товары (работы, услуги), реализуемые  на территории РФ 1390,4 1390,4 - 150,4 150,4 -
акцизы  по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории РФ 289,9 108,8 181,0 114,4 116,7 113,1
налоги  на имущество 411,2 - 411,2 132,3 - 132,3
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 1235,1 1157,4 77,8 104,0 103,6 110,2
из  них налог на добычу полезных ископаемых 1197,4 1122,9 74,5 103,0 102,6 109,6
поступления в счет погашения задолженности 19,8 3,9 15,9 95,6 65,5 107,7
прочие 170,6 40,8 129,8 125,7 116,9 128,8

     Рисунок 1: Структура поступивших налогов, сборов и иных обязательных платежей в консолидированный бюджет  Российской Федерации по видам в 2007 году в процентах к итогу.

2,5%

Прочие

31,2%

Налог на прибыль

  организации

17,2 %

НДПИ

4,2%

Акцизы

5,9%

Налоги на имущество

18,2%

НДФЛ

20,0%

НДС

 

     Состав  доходов федерального бюджета в 2008-2010гг по основным доходным источникам представлен  в Таблице 2.

     Из  таблицы видно, что доля налоговых  поступлений в федеральный бюджет будет увеличиваться в среднем  на 3 %. Можно сказать, что такая  тенденция является положительной, т.к. свидетельствует о том, что  возрастает общая тенденция повышения  экономической активности, роста  исполнения налоговых обязательств и происходит улучшение налогового администрирования.

     По  сравнению с ожидаемым исполнением  федерального бюджета 2007 года (без учета  поступлений доходов от налоговой задолженности) в 2008 году доходы увеличились на 422,2 млрд. рублей.

     Изменение основных показателей в целом привели к увеличению доходов федерального бюджета на 470,4 млрд. рублей. 
 
 
 
 

Таблица №2: Состав доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг.

Состав  доходов федерального бюджета в 2008-2010 гг.
Наименование 2008 2009 2010
Млрд. руб. % Млрд. руб. % Млрд. руб. %
Доходы, всего 6644,4 100,00 7465,4 100,00 8090 100,00
в том числе:

-налоговые  доходы

4226 63,60 4986,89 66,80 5565,92 68,80
-неналоговые  доходы 2417,1 36,38 2476,41 33,17 2521,38 31,17
-целевые  отчисления от  всероссийских государственных  лотерей 1,3 0,02 2,1 0,03 2,7 0,03

Информация о работе Формирование доходной части бюджетов разных уровней за счет налоговых поступлений