Государственная пошлина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 17:12, курсовая работа

Описание

Основной целью курсовой работы является раскрытие понятия государственной пошлины и ее роли в бюджете государства.
Задачами курсовой работы являются:
1) определение места государственной пошлины в налоговой системе РФ;
2) рассмотрение объектов обложения государственной пошлиной;
3) определение круга плательщиков государственной пошлины;
4) рассмотрение категорий льгот по уплате государственной пошлины;
5) представление видов ставок государственной пошлины;
6) рассмотрение порядка расчета и уплаты государственной пошлины;
7) раскрыть вопрос, связанный с возвратом излишне уплаченной государственной пошлины.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...…3
Глава 1 Государственная пошлина в налоговой системе РФ…………………..5
1.1 Государственная пошлина……………………………………………………5
1.2 Место государственной пошлины в налоговой системе РФ и её роль в формировании доходной части бюджета………………………………………..9
Глава 2 Экономические основы уплаты государственной пошлины………...12
2.1 Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины……………………………………………………...12
2.2 Виды ставок государственной пошлины…………………………………..17
2.3 Льготы по государственной пошлине……………………………………...21
2.4 Основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины….23
Заключение……………………………………………………………………….27
Список используемой литературы……………………………………………...29

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 172.00 Кб (Скачать документ)

      Госпошлина  является одним из старейших сборов в налоговой системе России. Еще  в "Повести временных лет" упоминается  так называемый "мыт" — пошлина, взимаемая при провозе товаров через заставы у городов и крупных селений. Так же она взималась в форме торговых и судебных пошлин. Проанализируем поступления от уплаты государственной пошлины в федеральный бюджет РФ за период с 207 г. по 2010 г. 

     Таблица 1 – Доходы федерального бюджета 2007 – 2010 гг.

  2007 2008 2009 2010
Всего доходов, тыс. руб., в т. ч.: 5 125 093 651 6 278 888 765 7 779 104 890 9 037 112 776
ЕСН, зачисленный  в федеральный бюджет 266 500 000 302 090 200 345 567 887 442 805 122
Налог на прибыль организаций  259 003 300 344 838 100 395 070 866 534 564 433
НДС 713 226 900 1 123 721 400 1 239 008 871 1 834 111 643
Акцизы 114 219 200 885 261 00 687 128 098 976 900 543
Платежи, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами 483 035 600 753 309 000 877 981 001 912 543 661
Налог на товары, ввозимые на территорию РФ 413 734 400 532 282 600 577 561 022 658 755 091
Доходы  от внешнеэкономической деятельности 919 093 800 1 662 922 600 1 098 988 432 2 124 432 650
Госпошлина  18 555 900 23 058 500 25 600 701 32 255 062

     Таким образом, по имеющимся данным можно  сделать вывод о том, сумма налогового дохода, получаемого государством от государственных пошлин очень незначительна, в силу чего необходимо решать вопрос о повышении эффективности системы государственных пошлин. По моему мнению существует два пути увеличения сумм поступлений от государственных пошлин:

  1. Пересмотр размеров ставок государственных пошлин – наиболее сложный и трудоемкий путь, требующий материальных затрат на расчет, оптимизацию и прогнозирование новых ставок;
  2. Сокращение числа льгот по уплате государственных пошлин – наиболее оптимальное решение, по этому пути уже пошел законодатель, отменив большую часть льгот по уплате государственных пошлин за совершение нотариальных действий, что и было закреплено во второй части Налогового Кодекса.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2 Экономические основы уплаты государственной пошлины

2.1. Плательщики, объект обложения, порядок и сроки взимания государственной пошлины

     Плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, в  случае если они обращаются за совершением  юридически значимых действий, предусмотренных  главой 25 НК РФ, или выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с главой 25.3 НК РФ.

     К организациям относятся коммерческие и некоммерческие юридические лица, в том числе иностранные; органы государственной власти и управления, выполняющие в соответствии с  Законом и Положениями функции  управления муниципальным и государственным  имуществом; крестьянские фермерские хозяйства, образованные до 1996 года и прошедшие перерегистрацию в налоговом органе как юридические лица.

     К физическим лицам относятся граждане РФ, лица без гражданства и иностранные  граждане, а также индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица.

     К юридически значимым действиям по смыслу главы 25 НК РФ относятся, в частности:

  • нотариальные действия;
  • государственная регистрация актов гражданского состояния;
  • действия, связанные с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ;
  • государственная регистрация юридических лиц, политических партий, средств массовой информации.

     Объект  обложения. В главе 25.3 НК РФ не прописан объект обложения государственной пошлиной. Однако, исходя из текста данного документа, можно сделать предположение, что объектом обложения признаются:

     1) услуги судебных учреждений;

     2) совершение нотариальных действий;

     3) совершение действий, связанных  с оформлением актов гражданского состояния;

     4) совершение действий, связанных  с приобретением гражданства  Российской Федерации или выходом  из гражданства Российской Федерации,  с въездом в Российскую Федерацию  и выездом из Российской Федерации;

     Пример. Российская организация привлекает физических лиц – граждан Республики Беларусь на работу. Обязанность оплачивать государственную пошлину за выдачу разрешения на привлечение и использование иностранных работников и за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину возложена на работодателя. Согласно статье 333.28 НК РФ государственная пошлина за выдачу разрешений на привлечение и использование иностранных работников составит 3000 руб. за каждого привлекаемого иностранного работника, а за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства – 1000 руб. При этом суммы такой оплаты доходом вышеуказанных физических лиц в целях обложения налогом на доходы являться не будут3.

     5) официальная регистрация программ  для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий интегральных микросхем;

     6) совершение действий уполномоченными  государственными учреждениями  при осуществлении федерального  пробирного надзора;

     7) государственная регистрация юридического  или физического лица, государственная  регистрация выпуска ценных бумаг, средств массовой информации, за право вывоза (временного вывоза) культурных ценностей, за право использования наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц, за получение ресурса нумерации, а также совершение прочих юридически значимых действий.

     С введением главы 25.3 НК РФ, увеличилось  количество объектов обложения. К примеру, Минобразования России обеспечивает проставление апостиля на официальных документах об образовании, выдаваемых в Российской Федерации, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации выдает свидетельства об эквивалентности зарубежных документов о соответствующем образовании и об ученых званиях профессора по кафедре, доцента по кафедре, полученных в иностранных государствах. За совершение указанных действий предусмотрено взимание государственной пошлины в следующих размерах: за проставление апостиля – 300 руб., за легализацию документов – 100 руб. за каждый документ. В действовавшем ранее законодательстве взимание государственной пошлины за выдачу свидетельства об эквивалентности документов предусмотрено не было.

     Сроки уплаты государственной пошлины. Плательщики  уплачивают государственную пошлину, если иное не установлено налоговым законодательством, в следующие сроки:

     1) при обращении в Конституционный  Суд Российской Федерации, в  суды общей юрисдикции, арбитражные  суды или к мировым судьям  – до подачи запроса, ходатайства,  заявления, искового заявления,  жалобы (в том числе апелляционной, надзорной или кассационной);

     2) ответчики в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам,  рассматриваемым мировыми судьями,  и если при этом судебное  решение принято не в их  пользу и истец освобожден  от уплаты государственной пошлины,  – в десятидневный срок со дня вступления в законную силу судебного решения;

     3) при обращении за совершением  нотариальных действий – до  совершения нотариальных действий;

     4) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) – до  выдачи документов (их копий, дубликатов);

     5) при обращении за проставлением  апостиля – до проставления  апостиля;

     6) при обращении за совершением  иных юридически значимых действий  – до подачи заявлений и  (или) иных документов на совершение  таких действий либо до подачи  соответствующих установленных законодательством документов.

     Порядок уплаты государственной пошлины. При  обращении за государственной регистрацией прав пошлина должна быть уплачена плательщиками до подачи заявления  на совершение юридически значимого  действия (ст. 333.17 НК РФ).

     Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме. Факт уплаты пошлины плательщиком в безналичной  форме подтверждается платежным  поручением с отметкой банка (либо органом  федерального казначейства) о его  исполнении .

     Факт  уплаты пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

     Если  за совершением юридически значимого  действия обратились одновременно несколько  плательщиков, государственная пошлина  уплачивается плательщиками в равных долях (округление допускается до единиц рублей, т.е. если сумма пошлины 500 рублей, а плательщиков 3 физических лица, то заполняется три квитанции по 166, 167 и 167 рублей). Если, среди лиц, обратившихся за совершением юридически значимого действия, одно лицо (несколько лиц) освобождено (освобождены) от уплаты госпошлины, размер госпошлины уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. При этом оставшаяся часть суммы уплачивается лицом (лицами), не освобожденными от уплаты госпошлины (например, если за регистрацию права плательщиками являются 2 физических лица и муниципальное образование г.Омска, то заполняется 2 квитанции от физических лиц по 167 рублей каждая).

     Уплата  государственной пошлины должны быть произведена отдельно по каждому  юридически значимому действию, за совершение которого обращается заявитель (заявители), и каждым плательщиком, т.е. каждый плательщик обязан предоставить самостоятельный документ, подтверждающий оплату пошлины по каждому действию, с четким указанием его вида.

     Принимая  документ, подтверждающий уплату государственной  пошлины, должностное лицо органа по регистрации прав, осуществляющее прием документов на регистрацию, должно осуществить следующие действия:

  • проверить, что подлинник документа об уплате пошлины представлен с приложением его копии, если плательщиком выступают юридические лица: если плательщик - физическое лицо, копия прилагается в случае, если лицо хочет получить оригинал квитанции после проведения регистрации, а также в случае уплаты госпошлины в большем размере, чем предусмотрено статьями НК РФ;
  • проверить соответствие представленного документа установленному образцу;
  • убедиться, что лицо (лица), обращающееся за государственной регистрацией прав указано в платежном документе в качестве плательщика пошлины;
  • проверить соответствие размера уплаченной пошлины установленному подпунктами 20-26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также наличие льгот по уплате госпошлины.

Информация о работе Государственная пошлина