Характеристика налоговой отчетности и ее роль в информационном обеспечении внутрихозяйственного финансового анализа торговой организац

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Работа состоит из  1 файл

контрольная Налоговая отчестность теория.doc

— 49.50 Кб (Скачать документ)


Характеристика налоговой отчетности и ее роль в информационном обеспечении внутрихозяйственного финансового анализа торговой организации

 

Под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый налогоплательщиком в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Нормативной базой по определению видов налогов и сборов является НК РФ, согласно которому в Российской Федерации установлены следующие налоги и сборы: федеральные налоги и сборы, налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы.

Федеральными признаются налоги и сборы, установленные Налоговым кодексом и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

К федеральным налогам и сборам, которые могут уплачивать торговые предприятия, относятся:

      налог на добавленную стоимость;

      акцизы на отдельные виды товаров;

      налог на прибыль организаций;

      налог на доходы физических лиц;

      единый социальный налог (сбор);

      государственная пошлина;

      таможенная пошлина и таможенные сборы;

      федеральные лицензионные сборы.

Региональными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.

В состав региональных налогов и сборов, в частности,  относятся:

      налог на имущество организаций;

      налог на недвижимость;

      транспортный налог;

      региональные лицензионные сборы.

Местными признаются налоги и сборы, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам и сборам относятся:

      земельный налог;

      налог на рекламу;

      местные лицензионные сборы.

Кроме того, существуют специальные режимы налогообложения, к которым относятся:

      упрощенная система налогообложения;

      единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

      единый сельскохозяйственный налог.

Многие торговые организации имеют право на применение именно специального режима налогообложения (в виде единого налога на вмененный доход или применение упрощенной системы налогообложения при выполнении определенных условий).

Использование торговыми организациями специального режима налогообложения дает право не платить следующие налоги: НДС, ЕСН, налог на имущество и налог на прибыль.

Налогоплательщики обязаны предоставлять налоговую отчетность в налоговые органы в не зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности. Состав налоговой отчетности зависит от того, плательщиком каких налогов является организация. Но существуют определенные налоги, декларации по которым предоставляются независимо от начисления налога.

В состав такой отчетности, в частности, включается:

      Декларация по налогу на добавленную стоимость. Представляется ежемесячно или ежеквартально не позднее 20-го числа следующего за отчетным периодом месяца.

      Декларация по налогу на рекламу. Представляется поквартально не позднее 20-го числа следующего за кварталом месяца.

      Расчет по авансовым платежам по единому социальному налогу. Представляется за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев не позднее 20 числа. По окончании года представляется декларация по единому социальному налогу не позднее 30 марта.

      Расчет по авансовым платежам по взносам на обязательное пенсионное страхование. Представляется за 1 квартал, полугодие, 9 месяцев не позднее 20 числа. По окончании года представляется декларация по единому социальному налогу не позднее 30 марта.

      Декларация по налогу на имущество. Сдается по окончании квартала – не позднее 30 числа, по окончании года – не позднее 30 марта.

      Декларация по налогу на прибыль. Сдается по окончании квартала – не позднее 28 числа, по окончании года – не позднее 28 марта.

Данный перечень налоговых деклараций не является исчерпывающим и корректируется в зависимости от деятельности, которую осуществляет предприятие. Так, торговые предприятия, применяющие специальные режимы налогообложения, предоставляют в налоговые органы декларации ежеквартально. При применении упрощенной системы налогообложения – до 25 числа, при уплате единого налога на вмененный доход – не позднее 20 числа.

Налоговая отчетность формируется на основании данных налогового учета.

Налоговая отчетность торговых предприятий, наряду с другими данными бухгалтерского, оперативного учета, выполняет функции информационного обеспечения для проведения финансового анализа предприятия.

Результативность анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия в значительной степени зависит от его информационного обеспечения. Все источники данных при анализе делятся на нормативно-плановые, учетные и внеучетные.

К источникам информации учетного характера относятся данные, которые содержат документы бухгалтерского, статистического и оперативного учета и отчетности. Очевидно, что налоговую отчетность можно отнести именно к данной группе источников информации.

Ведущая роль в информационном обеспечении анализа принадлежит бухгалтерскому учету, бухгалтерской и налоговой отчетности, где наиболее полно отражаются хозяйственные явления, процессы и их результаты. Своевременный и полный анализ данных, которые имеются, в том числе, и  в налоговой отчетности, обеспечивает принятие необходимых мер, направленных на улучшение выполнения планов, достижение лучших результатов хозяйствования.

Данные отчетности способствуют более оперативному обеспечению анализа необходимыми данными (например, об объеме товарооборота, об остатках товаров, о состоянии торгового оборудования и др.) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований в торговых предприятиях.

К организации информационного обеспечения анализа предъявляется ряд требований. Это аналитичность информации, ее достоверность, оперативность, сопоставимость, рациональность и др.

Смысл первого требования заключается в том, что вся система экономической информации должна соответствовать требованиям и задачам анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия, т.е. обеспечивать получение данных, необходимых для глубокого изучения факторов, выявления резервов и выработки управленческих решений. Экономическая информация должна быть достоверной, объективно отражать исследуемые явления и процессы. В противном случае выводы, сделанные по результатам анализа, не будут соответствовать действительности, а разработанные аналитиками предложения не только не принесут пользы предприятию, но могут оказаться вредными.

Оперативность информации непосредственно вытекает из требований повышения оперативности и действительности анализа. Чем быстрее поступает информация о совершившихся хозяйственных процессах, тем быстрее можно провести анализ, выявить и устранить недостатки, упущения и потери. Повышение оперативности информации достигается путем применения новейших средств связи, обработкой ее на ЭВМ и т.д. Одно из требований к качеству информации – это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

И наконец, система информации должна быть рациональной (эффективной), т.е. требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

Таким образом, информационная система,  в которую входит налоговая отчетность, должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований, что является необходимым условием повышения действенности и эффективности анализа хозяйственной деятельности.

При проведении анализа хозяйственной деятельности торгового предприятия можно выделить как отраслевой, так и внутрихозяйственный анализ. Первичным звеном в анализе торговли можно принять конкретное торговое предприятие, которое, в свою очередь, является объектом анализа. В зависимости от поставленной цели проводится анализ либо финансовыми или другими службами самого торгового предприятия, либо вышестоящими органами, учредителями и т.п.

В отличие от анализа деятельности предприятия как объекта управления особенность внутрихозяйственного анализа – это его детализация по отдельным структурным подразделениям (например, по видам торговли –оптовой, розничной; по складам, магазинам, отделам сбыта и т.д.), оценке их влияния на общие результаты торгового предприятия. Причем, внутрихозяйственный анализ может включать как все структурные подразделения торговой организации, так и отдельные рабочие места.

На основании данных налоговой отчетности не всегда проведение такого анализа является достаточно удобным, но при хорошей организации налогового учета в разрезе структурных подразделений и рабочих мест такой анализ может позволить принять меры по оптимизации торгового процесса.

Внутрихозяйственный анализ заключается в объективной и всесторонней оценке выполнения плановых заданий подразделениями; в определении и измерении факторов, причем, обусловивших результаты торговли, выявление внутренних резервов; в определении мероприятий по использованию внутрихозяйственных резервов в будущем; в выявлении особенностей развития того или иного структурного подразделения Усиление и усложнение связей между подразделениями увеличивает зависимость результатов деятельности одних подразделений от результатов деятельности других. Внутрихозяйственный анализ способствует привлечению специалистов технических служб к изучению экономики и управлению предприятием, дает возможность определить обоснованные нормативные задания по структурным подразделениям.

По своему содержанию внутрихозяйственный анализ отличается от анализа деятельности торгового предприятия в целом, так как не все показатели деятельности предприятия могут быть использованы при оценке деятельности структурных подразделений. Основными показателями эффективности отдельных подразделений торгового предприятия являются затраты на закупку товаров, расходы, связанные с организацией сбыта товаров и т.п. Только такие показатели позволяют сделать правильные выводы.

Особенностями данного анализа является то, что в основе лежат натуральные показатели, а также с его помощью выявляются связи между экономикой, с одной стороны, техникой и торговой технологией – с другой.

Для проведения внутрихозяйственного анализа используются данные отчетности, данные сводных и первичных документов. Таким образом, очевидно, что данные налоговой отчетности должны дополняться другими аналитическими  показателями.

Проводя анализ налоговой отчетности и зная состав и структуру налогов, сборов, пошлин и других платежей, можно, кроме основных  экономических показателей эффективности деятельности торгового предприятия, рассчитать показатели исполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, представив их следующими коэффициентами:

      коэффициент исполнения текущих обязательств перед федеральным бюджетом (К1);

      коэффициент исполнения текущих обязательств перед бюджетом субъекта Российской Федерации (К2);

      коэффициент исполнения текущих обязательств перед местным бюджетом (К3);

      коэффициент исполнения текущих обязательств перед государственными внебюджетными фондами (К4);

      коэффициент исполнения текущих обязательств перед Пенсионным фондом Российской Федерации (К5).

Вышеперечисленные коэффициенты вычисляются отношением величины уплаченных налогов (взносов) к величине начисленных налогов (взносов) за тот же отчетный период:

К1 = перечисленные налоги (взносы) в федеральный бюджет / начисленные налоги (взносы) для федерального бюджета;

К2 = перечисленные налоги (взносы) в бюджет субъекта Российской Федерации / начисленные налоги (взносы) для бюджета субъекта Российской Федерации;

К3 = перечисленные налоги (взносы) в местный бюджет / начисленные налоги (взносы) для местного бюджета;

К4 = перечисленные налоги (взносы) в государственные внебюджетные фонды / начисленные налоги (взносы) для государственных внебюджетных фондов (рекомендуется определять по единому социальному налогу в его части, зачисляемой в Фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования);

К5 = перечисленные налоги (взносы) в Пенсионный фонд Российской Федерации / начисленные налоги (взносы) для Пенсионного фонда Российской Федерации (определяется по части единого социального налога, зачисляемого в Пенсионный фонд РФ).

Представленные коэффициенты показывают состояние расчетов предприятия с бюджетами соответствующих уровней и государственными внебюджетными фондами и дают оценку ее платежной дисциплины.

Информация о работе Характеристика налоговой отчетности и ее роль в информационном обеспечении внутрихозяйственного финансового анализа торговой организац