Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 16:34, контрольная работа
Франция – страна, в которой в отдельных отраслях доминирует государственная собственность. Правительство делает серьезные шаги в изменении налоговой политики. Среди развитых стран Францию отличает высокая доля налоговых поступлений в валовом внутреннем продукте и взносов в фонды социального значения.
Франция –
страна, в которой в отдельных
отраслях доминирует государственная
собственность. Правительство делает
серьезные шаги в изменении налоговой
политики. Среди развитых стран Францию
отличает высокая доля налоговых
поступлений в валовом
Налоговая система Франции представляет собой в рамках реализации экономической (регулирующей) функции точное отражение ее государственного устройства и основана не столько на использовании механизмов экономического регулирования, сколько на централизованном перераспределении фискальных ресурсов.
Налоговая система
Франции имеет много общего с
российской налоговой системой, несмотря
на то, что это государство не
является ни законодательно, ни фактически
федеративным и с точки зрения
организации государственных
Среди главных черт французской налоговой системы следовало бы выделить такие, как социальная направленность, преобладание косвенных налогов, особая роль подоходного налога, учет территориальных аспектов, гибкость системы в сочетании со строгостью, широкая система льгот и скидок, открытость для международных налоговых соглашений. Рассматривая налоговую систему Франции в сравнении с российской, можно говорить о ее большей эффективности. Многие ее достоинства почти зеркально проецируются в область проблем российской налоговой системы: слабый территориальный аспект, низкая собираемость, слабо выраженные социальные функции, противоречивость многих налогов.
Но здесь следует учитывать период времени, в течение которого развивались системы. Российская налоговая система только формируется. Ее преимущества в том, что в собственном развитии она может использовать опыт многих стран мира. И французский опыт также был бы полезен, т.к. многое из французского опыта можно было бы использовать в России.
Налоговая система
Франции представляет собой своеобразную
совокупность налогов и сборов. Она
формировалась многие десятилетия,
отражая исторические и культурные
особенности страны. В настоящее
время система обладает стабильностью
в отношении перечня взимаемых
налогов и сборов, правил их применения.
Ставки же пересматриваются ежегодно
с учетом экономической ситуации
и направлений экономико-
Законодательную базу налоговой системы Франции составляет Налоговый Кодекс Франции. Во Франции он ежегодно уточняется при утверждении Закона о бюджете. К кодексу прилагаются два тома разъяснений (ежегодных комментариев).
Налогообложение во Франции является для государства главным источником формирования доходов центрального бюджета, они обеспечивают более 90 % его доходной части.
Основополагающими принципами налоговой системы Франции являются:
- системность;
- гибкость. Принцип гибкости налогообложения означает способность налоговой системы реагировать на изменения экономического положения, по возможности не прибегая к мерам налогового законодательства, и не создавая препятствий для экономического роста;
- социальная
направленность – этот принцип
тесно связан с принципом
Говоря о налоговой системе нельзя забывать о государственных органах, обеспечивающих стабильность уплаты налогов – т.е. о налоговой службе. Организацией налогообложения в стране занимается налоговая служба, функционирующая в составе Министерства экономики, финансов и бюджета
Во Франции налоговая служба включает три уровня. На национальном уровне действуют Управление национальных и международных проверок, Управление проверок налогового положения и Национальное Управление налоговых расследований.
Крупные предприятия обеспечивают 40-50 % совокупных налоговых поступлений. Контроль осуществляет Управление национальных и международных проверок. На одного проверяющего в год приходится 8 проверок.
Управление проверок налогового положения осуществляет контроль налогообложения физических лиц, имеющих очень высокие доходы или доходы сложной структуры: журналистов, артистов, спортсменов, руководителей крупных предприятий.
Национальное Управление налоговых расследований занимается не контролем в чистом виде, а сбором информации о налогоплательщиках. В определенной степени оно выполняет роль налоговой полиции, но здесь нет вооруженных структур.
Во Франции 22 региона. На региональном уровне действуют 20 региональных и 10 межрегиональных управлений. На этом уровне осуществляются проверки средних предприятий (с оборотом от 10 до 400 млн. евро).
К низовому
звену относятся налоговые
Основными организационными структурами местных управлений являются службы исчисления налоговой базы и контроля, службы взимания налогов, главная налоговая инспекция. В свою очередь, служба исчисления налоговой базы состоит из налоговых центров, отделов земельных налогов и секторов по ипотечным операциям.
В задачи налоговых
центров входит исчисление баз для
взимания прямых налогов (за исключением
земельных), НДС и различных
Служба взимания налогов обобщают бухгалтерскую отчетность по всем видам налоговых поступлений, ведут отдельные реестры поступлений по каждому налогу.
Главные налоговые
инспекции административно-
Переходя к собственно налоговой системе можно выделить ряд ее характерных черт, это:
- социальная направленность;
- преобладание косвенных налогов;
- особая роль подоходного налога;
- учет территориальных аспектов;
- гибкость
системы в сочетании со
- широкая система льгот и скидок;
- открытость для международных налоговых соглашений.
Налоговая система Франции интересна тем, что именно в этой стране был разработан и впервые в 1954 г. внедрен налог на добавленную стоимость.
Отличительная
черта налоговой системы
Основной налог, дающий большую часть поступлений – это НДС – 45 %. Стандартная ставка НДС в стране – 18,6 %, льготные ставки 2,1; 4 и 5,5 %, повышенная – 22 %. Льготные налоги составляют чуть более одной трети от суммы налогов, поступающих в центральный бюджет. Местные налоги составляют около 40 % доходной базы местных органов управления. Преобладают два вида местных налога: налог на предприятия и налог на семью.
Налоговая система
Франции довольно эластична. Эластичность
налоговой системы заключается
в том, что ежегодно в соответствии
с изменениями политической и
экономической конъюнктуры
Все меры по налогообложению во Франции находятся в компетенции Парламента (Национальной Ассамблеи). Там ежегодно уточняются ставки.
Для французской налоговой системы характерны жесткая законодательная регламентация, сочетающаяся, вместе с тем, с гибкостью. Правила применения налогов стабильны в течение ряда лет.
К отличительным особенностям французского налогообложения можно отнести:
- стимулирование роста вложений в науку;
- налоговый авуар;
- налогообложение
доходов от перепродажи
Стимулирование роста вложений в науку предусматривает налоговые кредиты в размере 50 % от ежегодного прироста вложений на НИОКР. При снижении вложений налог возрастает на 50 % от суммы уменьшения.
Налогообложение доходов от перепродажи имущества. Разница между продажной и покупной ценой представляет собой базу обложения. К ней применяются две разные ставки: 42 %, если акт продажи произошел в течение двух лет владения; 15 %, если акт продажи произошел после двух лет владения.
Налоговый авуар представляет собой компенсацию двойного налогообложения держателей акций, которые облагаются подоходным налогом как физические лица с доходов от дивидендов и также облагается налогом доход АО. Размер налогового авуара равен половине стоимости распределяемых дивидендов.
Французские налоги взаимоувязаны в целостную систему, в которой существует механизм защиты от двойного налогообложения. Местные органы имеют достаточно широкие права в этой области, но ограничены рядом условий.
Налогообложение опирается на государственную систему бухучета, которая является обязательной.
Главное налоговое управление (ГНУ) является ведущим подразделением Министерства экономики, финансов и бюджета Франции. В бюджетах департаментов и коммун основную роль играют прямые местные налоги: два земельных, налог на жилище и промысловый (профессиональный) налог. Наиболее высокая собираемость - у местных налогов, на втором месте находится НДС, на третьем - налог на прибыль корпораций. Во Франции около 4 млн хозяйствующих субъектов, около 35 млн физических лиц,обязанных подавать налоговые декларации, и 17 тыс. проверяющих. Невозможно проверить всех, необходим соответствующий отбор. Поэтому важнейшим принципом налогового контроля является соблюдение критерия экономической целесообразности, соответствие целей контроля и затраченных средств. Вторым важнейшим принципом является соблюдение гарантий и прав налогоплательщика. Действует презумпция добропорядочности" налогоплательщика. Если налогоплательщик задекларировал свои доходы, в срок уплатил налоги, то он пользуется всеми гарантиями и правами. При судебных разбирательствах в первую очередь проверяется, не были ли нарушены права налогоплательщика. К лицам, уклоняющимся от налогообложения, не будут применяться гарантии, так как они нарушили принцип обязательности уплаты налогов.
Налоговые органы
имеют право, а в ряде случаев
обязаны давать официальные разъяснения
нормативных актов в форме
инструкций и циркуляров, публикуемых
в официальном издании - Bulletin de la
direction generale des impots. Кроме того, налоговая
администрация обязана в
Показателями эффективности налогового контроля являются количество проверок, которые проводит один проверяющий в год. К качественным показателям относятся, во-первых, сумма доначисленных налогов, при этом обязательно указывается причина доначислений (сознательное уклонение от уплаты налогов или небрежность, забывчивость), а также действия, предпринятые для того, чтобы налоги были уплачены в полном объеме. Во-вторых, соотношение между затраченными средствами и общей величиной доначисленных сумм (соотношение сил и результатов). Это позволяет сравнивать между собой деятельность разных Управлений, других подразделений.
Руководитель
департаментского подразделения остается
на своем посту, как правило, 3 - 4 года.
Новый руководитель обязан в течение
6 месяцев провести анализ ситуации
в подчиненном ему
1. На основе изучения дел налогоплательщиков
по декларациям.
Декларации поступают в налоговые центры,
где проверяется их формальная сторона.
Затем полученная налоговыми органами
информация сравнивается с данными, представленными
налогоплательщиками. В настоящее время
такие сопоставления осуществляются автоматически.
В результате изучения деклараций сотрудники
Управления выявляют типичные нарушения
и вносят соответствующие предложения.
2. Поиск сторонней, внешней информации.
С целью такого поиска на всех трех уровнях
созданы специальные структуры, например,
на департаментском уровне - бригада контроля
и поиска информации, на общенациональном
- межрегиональные бригады. Кроме того,
свои предложения вносят сотрудники, осуществляющие
выездные проверки.
Отбор налогоплательщиков осуществляется
на основе совокупности всей этой информации.
При этом большая часть предложений о
проверке исходит из налоговых центров.
Структуры, занимающиеся поиском внешней
информации, дают только 5% предложений.
Сведения поступают в налоговые центры
из различных источников. Налоговая администрация
имеет право на ознакомление с документами,
ограничительный перечень которых перечислен
в Налоговом кодексе. По закону ряд лиц
обязан представлять информацию. К таким
лицам относятся следующие:
1) все работодатели - государственные
и частные - обязаны предоставлять в ГНУ
сведения о выплаченной зарплате, гонорарах.
Такие же требования предъявляются к лицам,
выплачивающим пожизненную ренту;
2) лица, выплачивающие доходы от ценных
бумаг (дивиденды) либо доходы от участия
в предприятиях;
3) банки передают в налоговые органы информацию
об открытии счетов. Количество счетов,
которое может открыть предприятие, не
ограничивается. Банки обязаны также ежегодно
декларировать некоторые операции, осуществляемые
клиентами. Сюда относится получение дивидендов,
процентов, а также доходов от продажи
ценных бумаг. При таких операциях банки
открывают особые счета. Доходы по вкладам
могут превышать доходы от основной деятельности
налогоплательщика.
Информация о работе Характеристика налоговой системы Франции