Исторические предпосылки и этапы становления системы налогов и сборов в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 12:51, курсовая работа

Описание

Для так называемого древнейшего периода характерным было то, что основные формы налогообложения выступали в виде личных повинностей и натуральных сборов. Указанные сборы главным образом направлялись на содержание князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Особое место в системе сборов занимала дань, которая из первоначальной военной контрибуции превратилась в обязательные платежи, нацеленные на удовлетворение потребностей князя.

Работа состоит из  1 файл

история налогов и сборов России.docx

— 25.20 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Институт экономики  и финансов

 

 

Реферат

Исторические предпосылки и  этапы становления системы налогов  и сборов в России

 

 

 

 

Автор работы         Яхин И.И.

Группа                                                                                                                     412

Руководитель          Насырова В.И.

 

Личные  повинности и натуральные сборы

Для так называемого  древнейшего периода характерным  было то, что основные формы налогообложения  выступали в виде личных повинностей  и натуральных сборов. Указанные  сборы главным образом направлялись на содержание князя, его окружения, проведение различного рода военных мероприятий. Особое место в системе сборов занимала дань, которая из первоначальной военной контрибуции превратилась в обязательные платежи, нацеленные на удовлетворение потребностей князя. Изначально все сборы, в том числе и дань, выступали в натуральной форме.

Монголо-татарское нашествие и налоги

На русские княжества был наложен прямой налоговый сбор –«Соха» - дань в виде прямого денежного налога. Для определения размера дани периодически проводились переписи населения. Основной мерой для распределения прямых сборов того периода стала «соха», в которой числилось два работника мужского пола. Дань явилась первоосновой всеобщего прямого налога, так как сбор ее со временем перешел в руки московского князя. Ликвидация монголо-татарского ига не освободила население от налога, появившегося в виде дани. Напротив, на ее основе стали формироваться новые виды налогов.

Налоги  Московского государства

Важный период в  становлении российской налоговой  системы связан с объединением земель вокруг Московского княжества, когда  постепенно казна московского князя  становится казной государственной. Для  этого этапа характерным является сохранение различных личных повинностей  при расширяющейся налоговой (податной) повинности. Формируется налоговая  система, налоговый механизм, разделяющий общество на «податное» и «неподатное» сословия. При этом делаются попытки обложения налогами податного сословия на основах всеобщности, а также с учетом податной способности.

Прямые и косвенные  налоги. Среди косвенных основное место первоначально занимали внутренние таможенные платежи. Характерной особенностью было их чрезвычайное многообразие - платежи охватывали практически все этапы продвижения товара от изготовителя до конечного потребителя. Отметимтолько основные платежи из огромного разнообразия:

- тамга - основной  вид внутренних пошлин со всех  привозимых на торг или реализуемых  товаров;

- номерное - пошлина  при продаже взвешиваемых товаров  (пшеница, рожь, овес, различные крупы  и т. п.);

- осмичее - пошлина  с товаров измеряемых;

- пятно - при клеймении  животных;

- мыто - проезжая  пошлина,

- побережное - при  причаливании судов и т. п.

Со второй половины XVI в. широкое распространение получают кабацкие сборы, первоначально взимавшиеся как питейная регалия. Со временем эти сборы стали приобретать особое значение в доходах бюджета.

Увеличение прямых налогов. Многочисленные войны, необходимость содержания большой армии, ее перевооружение способствовали росту прямых налогов. Например, появились разнообразные налоги, предназначенные целевым образом на покрытие армейских расходов: пищальные деньги, емчужные, сбор на городовое и засечное дело, полоняничные деньги, стрелецкие и т. п.

Чрезвычайные налоги

В XVII в. в практику стали вводиться чрезвычайные налоги, например, пятинная, десятинная, деньга и прочие. Неоднократно повышались налоги на соль.

Окладная единица. Значительные изменения претерпевает основная окладная единица. Со второй половины XVI в. она превращается в определенную площадь с известным количеством пашни. При этом была предпринята попытка учесть качество земли и обеспечить равенство обложения. В последующем, в XVII в. был осуществлен переход к подворному обложению. Многочисленные прямые налоги были отменены и преобразованы в подворную и стрелецкие подати.

Налоговая реформа Петра Великого

Наряду со старыми  появляются новые налоги -драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку  судов. Кроме этого резко возросли питейные налоги, подворное обложение, чрезвычайные налоги. Появляются также  нетрадиционные налоги - как налог  на бороды и т. д.

В 1717 г. принимается  решение о замене огромного количества постоянных и временных прямых налогов  одним - подушной податью.

Решение о реформе было принято в 1717 г., а в 1718 г. приняли решение о проведении переписи населения.

Налоговая политика при Екатерине II

Проводятся мероприятия по расширению налогооблагаемой базы. Так, в сферу налоговых отношений попадают купеческие капиталы, устанавливается однопроцентный гильдейский сбор. Вместе с тем ликвидируются некоторые незначительные сборы. В последующем из-за чрезвычайного роста расходов, связанных с войнами, содержанием двора, увеличивается подушная подать, питейный и соляной налоги.

Преобразования  в налоговой сфере при Александре II

Важным шагом  на пути налоговых преобразований стала  замена винных откупов питейным акцизом (1863). Винные откупа - специфическая  форма взимания косвенного налога, при которой государство отдавало частным предпринимателям право  торговли спиртными напитками. Права  и полномочия акцизных управлений были достаточно широкими. Например, на территориях  казенной продажи алкогольных напитков акцизные управления заведовали их производством  и реализацией.

 

Реформа Н.Х. Бунге

По его инициативе началась поэтапная отмена подушной подати (1883), а также существенно снижены выкупные платежи для крестьян. Положительным было расширение налогооблагаемой базы за счет расширения плательщиков налогов. Так, был установлен налог с наследств и дарений (1882), введены дополнительные сборы (1885) - трехпроцентный и раскладочный с торговых и промышленных предприятий, пятипроцентный налог на денежные капиталы, повышены ставки поземельного налога и налога на недвижимость в городах. Н.Х. Бунге считал, что все эти нововведения должны в последующем привести к введению подоходного налога.

Налоговая политика при И А. Вышнеградском

При И.А. Вышнеградском  крупных методологических изменений  в налоговой системе не было, в  основном была продолжена финансовая политика Н.Х. Бунге. С целью повышения  доходов бюджета были увеличены  поземельный налог, на недвижимость, введены новые косвенные налоги (акцизы на спички, осветительные масла), повышен питейный акциз.

Реформы С.Ю. Витте

Была проведена  реформа торгово-промышленного налогообложения, усовершенствован промысловый налог. Была предпринята попытка осуществления  принципа соразмерности налогового бремени с уровнем доходов  населения. Так, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, отменен паспортный сбор и т.п. Был  установлен государственный квартирный налог. Вместе с тем повысились питейные акцизы, установлен дополнительный табачный акциз. С целью повышения доходов  была введена государственная монополия  на продажу спиртных напитков.Налоговая  система России в конце XIX в.В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги.

30-е годы  ХХ века.

Бюджетные доходы в основном формировались за счет налога с оборота, на многие годы приостановила процессы формирования цивилизованной налоговой системы.

«Дороссиский» период

Наибольшую часть  налоговых поступлений СССР составляли отчисленияпредприятий от прибыли  и налог с оборота, исчисленный  как разница междуоптовой и розничной  ценой и взимаемый преимущественно  в отраслях, производящих товары народного  потребления.

Современная Россия.

1 этап  налоговой реформы современной  России (1990-1997 гг.).

2 этап  современной налоговой реформы  России (1998-2004 гг.).налог на прибыль организаций с 35 до 24% с отменой льгот.

Законами Российской Федерации от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог  и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6—7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с  физических лиц и др.

Был принят Закон  Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации». Все новые налоги вводились в  действие с 1 января 1992 г.

Кроме того, в 1992 г. было создано Главное управление налоговых расследований при  Госналогслужбе РСФСР, преобразованное  через год в самостоятельный  правоохранительный орган в сфере  налогообложения — Федеральную  службу налоговой полиции России.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. — отдельные главы второй. В  настоящее время продолжается совершенствование  налогового законодательства РоссийскойФедерации, процесс его кодификации: принимаются  новые главы части второй НК РФ, которые заменяют законы 1991 г. о соответствующих  налогах.

В июне 2003 г. Федеральная  служба налоговой полиции России была ликвидирована, а ее функции  переданы созданному в структуре  Министерства внутренних дел Российской Федерации Главному управлению по расследованию  экономических и налоговых преступлений.

В марте 2004 г. в результате системного изменения структуры  федеральных органов исполнительной власти было упразднено Министерство Российской Федерации по налогам и сборам. Функции по общей выработке стратегии развития государственной политики и ведомственному нормотворчеству в налоговой сфере были переданы Министерству финансов Российской Федерации. Функции по надзору и контролю в сфере налогообложения закреплены за вновь созданной Федеральной налоговой службой, деятельность которой курирует Минфин России.

 


Информация о работе Исторические предпосылки и этапы становления системы налогов и сборов в России