История возникновения и развития налогов в царской России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 12:58, реферат

Описание

Цель работы: рассмотреть эволюцию налоговой системы в России в период с XV по XVIII вв.
Данная цель реализуется через решение следующих задач:
1. Рассмотреть зарождение налоговой системы в России.
2. Выявить развитие налоговой системы в период XV–XVIII вв.
3. Проанализировать налоговые реформы правителей XV–XVIII вв.

Содержание

Введение
1. Налоговая система при Иване III
1.1 Создание прямых и косвенных налогов
1.2 Первая налоговая деларация – Сошное письмо
2. Экономические реформы ПетраI
2.1 Реформа городского обложения
2.2 Усиление налогового гнета
2.3 Введение подушной подати и ее результаты
3. Налоги в годы правления Екатерины II
3.1 Изменения в налогообложении купечества
3.2 Совершенствование системы финансового управления
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

налоги реферат.doc

— 148.00 Кб (Скачать документ)
  1. Налоги в годы правления Екатерины II

Российская императрица  Екатерина II Великая родилась 2 мая (по старому стилю 21 апреля) 1729 года в городе Штеттине в Пруссии (ныне город Щецин в Польше), умерла 17 ноября (по старому стилю 6 ноября) 1796 года в Петербурге (Россия). Правление Екатерины II продолжалось более трех с половиной десятилетий, с 1762 по 1796 год. Оно было наполнено многими событиями во внутренних и внешних делах, осуществлением замыслов, продолжавших то, что делалось при Петре Великом. Период ее правления часто называют «золотым веком» Российской империи.[7]

В период правления Екатерины II (система финансового управления продолжала совершенствоваться. В годы царствования императрицы Екатерины II были изданы следующие указы о сборе налогов: 7 ноября 1775 г. – «Об учреждении губерний Всероссийской Империи и передаче дел по финансовому управлению Казенным палатам в главе с Губернскими стряпчими Казенных дел». 24 октября 1780 г. – «Об учреждении Экспедиции о государственных доходах, контроле и ревизии счетов, взыскании недоимок, недоборов и начетов». В следующем году она разделилась на четыре самостоятельные экспедиции. Одна из них заведовала доходами государства, другая – расходами, третья – ревизией счетов, четвертая – взыскиванием недоимок, недоборов и начетов. Отмечается, что в эпоху императрицы Екатерины II налоговая система несколько упростилась. В дальнейшем в истории России продолжалось совершенствование налоговой системы.

 

    1.  Изменения в налогообложении купечества

 

Екатериной II были отменены многие откупа и монополии, снижена казенная цена соли с 50 коп. до 30 коп. за пуд, временно запрещен вывоз хлеба за границу с целью его удешевления, установлена роспись доходов и расходов. Екатерина 1 снизила оклад с 74 до 70 коп. А главный недостаток подушной подати, как и любого поголовного налога, заключается в том, что не принимается во внимание различная доходность труда в разных местностях и отраслях. Второй недостаток – в том, что количество ревизских душ есть величина переменная, следовательно, расчет налога носит достаточно условный характер; третий – налог раскладывали прямо по ревизским душам, а не по работникам, что фактически утяжеляло его.[5]

Упорядочено управление финансами, в том числе в губерниях. Предпринятые финансовые меры наряду с приобретением новых земель на юге и западе страны привели к умножению доходов. Во время правления Екатерины II кардинальным изменениям подвергся порядок налогообложения купечества.

Купечество – привилегированное  сословие в России в XVIII – начале ХХ вв. Так называемое «третье сословие» – после дворянства и духовенства. «Жалованная грамота городам» 1785 года определила сословные права и привилегии купечества. Купечество было освобождено от подушной подати, телесных наказаний, а его верхушка и от рекрутчины.

Купцы имели право  свободного передвижения – так называемая «паспортная льгота». Для поощрения  купцов было введено Почётное гражданство. Сословный статус купца определял  имущественный ценз. С конца XVIII века купечество делилось на три гильдии, появился «гильдейский сбор». Принадлежность к одной из них определялась размерами капитала, с которого купец обязан был выплачивать ежегодно гильдейский взнос в размере 1% от общего капитала. Это затрудняло доступ в купечество представителям других слоев населения. За период с начала XIX века и до революции 1917 купечество выросло со 125 тысяч человек мужского пола до 230 тысяч. Однако 70–80% относилось к третьей гильдии. Чтобы попасть в третью гильдию, нужно было иметь капитал не менее 500 руб. Лица с меньшими капиталами считались не купцами, а мещанами и уплачивали подушную подать. При капитале от 1000 до 10 000 руб. купец входил во вторую гильдию, а купцы с большими капиталами – в первую. Причем о величине своего капитала каждый купец объявлял сам «по совести». Проверки имущества не проводились, доносы на его утайку не принимались. В первой половине XVIII века формировались торговые привилегии купечества. В 1709 году всем торгующим, и занимающимся промыслами, было предписано приписываться к городским посадам. В 1722 году была образована сословная группа «торгующих крестьян». Включение в группу давало возможность для законного проживания в городе и пользования равными с посадским населением торговыми правами. Группа торгующих крестьян просуществовала до Жалованной грамотой городам 1785 года.

До гильдейской реформы 1775 года в официальных документах посадских зачастую считали купечеством. Большая часть таких купцов не торговала, а занималась ремеслом, сельским хозяйством, работала по найму и  т.д.

Таможенный устав 1755 года разрешал лицам, не входящим в купечество, торговать только продуктами собственного производства, а другими товарами по специальной описи. В 1760 году Правительствующий Сенат издал указ о «неторговании никому разночинцам, кроме купечества, никакими российскими и иностранными товарами».[1]

С 1775 года по 1785 год гильдейские  сборы оставались на низком уровне, и в купечество записывалось большое  количество мещан, крестьян, и цеховых. С 1797 г., уже после смерти императрицы, российские губернии были разделены на четыре класса в зависимости от плодородия почвы и их хозяйственного назначения, и для каждого класса были определены отдельные подушные оклады.

 

    1.  Совершенствование системы финансового управления

 

Екатерина II после вступления на престол и изучения вопросов государственного управления в Манифесте от 15 декабря 1763 г. так

охарактеризовала состояние  ревизионного дела: «…в Ревизион-коллегии, как Нам известно, от времени до времени столь великое число  умножилось неревизованных счетов, что  многие миллионы государственной казны в неизвестии находятся». Этим же манифестом делается еще одна попытка улучшить дело ревизии. «За благо рассудили оную (Ревизион-коллегию) разделить на пять департаментов, да к Конторе прибавить шестой департамент».[2]

Но ревизионная деятельность не улучшилась и не могла быть улучшена при отсутствии местных, областных учреждений контроля. В дальнейшем, однако, эта необходимость была учтена.

7 ноября 1775 г. своим Манифестом «Об учреждениях для управления губерниями» Екатерина II передала всю администрацию выборным представителям местного губернского общества. За немногочисленным числом правительственных чиновников был оставлен только контроль и общее руководство административными органами с целью согласования их деятельности с общими нуждами государства. В этом отношении преобразования Екатерины II по своему внутреннему содержанию намного опередили земскую реформу Александра II (1855–1881), проведенную почти на сто лет позднее и передавшую выборным представителям губернии заведование только чисто хозяйственными делами.

В административной сфере  Екатериной II было проведено отделение  власти административной от судебной и финансовой.

В соответствии с Манифестом от 7 ноября 1775 г. для управления делами в Российской Империи были учреждены Казенные палаты по одной в каждой губернии: «для домостроительных дел и управления казенных доходов Императорского Величества».

Казенная палата, по выражению  Екатерины II, «не что иное есть, как  соединение Департамента Камер («ведавшего надзиранием над всеми государственными окладными и неокладными доходами») и Ревизион-коллегии, которой поручаются в смотрение домостроительные и казенные дела губернии». Из этого определения истекали все обязанности Казенной палаты. Она собирала ведомости о численности населения, сведения о приходах и расходах, свидетельствовала счета, управляла соляными и питейными сборами и откупами, наблюдала, чтобы в ее губернии не были собираемы незаконные сборы, чтобы законные сборы поступали своевременно, сохранялись в целостности и доставлялись куда следует, она доставляла, наконец, в Экспедицию по государственным доходам и в Сенат сведения о доходах и расходах ее губернии.

24 марта 1781 г. было утверждено наставление по производству дел в Казенной палате. Для удобства исполнения возложенных на нее дел Казенная палата была разделена на семь экспедиций.

Первой экспедиции был поручен надзор за лицами, состоявшими в казенном управлении (однодворцами, государственными и дворцовыми крестьянами),

за казенными фабриками, заводами, рыбными ловлями, лавками, мельницами, хлебными магазинами, ярмарочными местами, гостиными дворами и др.

Вторая экспедиция ведала таможенными делами губернии. Она получала ведомости о таможенных приходах и расходах, наблюдала, чтобы со всяких товаров взыскивалась законная пошлина, чтобы ничего не провозилось тайно, разрабатывались меры по предотвращению и прекращению злоупотреблений.

Третья экспедиция ведала горными делами губернии с казенными и частными горными заводами, наблюдала за поступлением в казну доходов с горной промышленности, собирала ведомости о количестве выплавленного металла, привлекала рудокопателей и стимулировала поиск руд.

Четвертая экспедиция заведовала соляным делом в губернии. Она собирала сведения, сколько с какого источника, и в какой магазин доставляется соль, наблюдала, чтобы в магазинах всегда находился двухгодичный запас соли, заботилась о сохранении запаса, стимулировала поиск соли.

Пятая экспедиция собирала сведения о числе душ и ведала рекрутским набором, винными откупами, подрядами по продаже соли из казны Губернии.

Шестой экспедиции было поручено ведение дел о приходах и расходах, ревизия счетов и отправление всяких ведомостей по этой части.

Управлял экспедицией  губернский казначей. Он вел следующие  книги:

– о числе окладных подушных сборов по каждому городу и уезду;

– обо всех откупных местах и оброчных статьях;

– о количестве неокладных сборов в каждом уезде по статьям;

– о расходах по наместничеству по каждому уезду.

На основании этих книг губернский казначей следил за аккуратным поступлением доходов и исполнением расходов в губернии.

В ведении губернского  казначея находилось также наблюдение за правильным ведением счетоводства во всех финансовых учреждениях. Он получал  срочные ведомости о доходах  и расходах по всей губернии, рассматривал их и после утверждения Казенной палатой отсылал в Экспедицию по государственным доходам, для которой составлял также в конце года генеральный отчет о приходах и расходах по Губернии.

Седьмая экспедиция наблюдала за постройкой и исправным содержанием мостов, перевозов и казенных зданий, вела счет деньгам, ассигнованным на их постройку и ремонт, следила, чтобы ассигнованные деньги расходовались по смете.[8]

Кроме перечисленных  выше семи экспедиций в том же 1781 г. в состав Казенной палаты была введенаЭкспедиция свидетельства счетов, которая осуществляла контрольные функции. Каждая экспедиция представляла собой самостоятельное целое, но была в тоже время частью Казенной палаты, под постоянным надзором которой она находилась, представляя ей ведомости и

отчеты о сфере своей деятельности и внося на ее рассмотрение все дела, разрешение которых вызывало сомнение, или превышало полномочия отдельной Экспедиции. Впрочем, все экспедиции имели общего начальника в лице вице-губернатора, председательствовавшего в Палате. С установлением местных контрольных учреждений преобразуется и центральное учреждение контроля. В 1780 г. при Сенате создаются четыре экспедиции, из которых одна, именно третья, должна была «поверять, сличать и делать счет, сколько за расходами каких денег осталось, и все ли оныя состоят в целости».[3]

В 1780 г. в ходе проведения административных преобразований, Екатерина II учредила должность Государственного казначея, которому были подчинены все казначеи и казначейства Империи («казначейства для штатных сумм»). В казначейство поступали доходы из различных мест Российской Империи. Служа хранилищем государственных доходов, штатные казначейства заведовали в то же время всеми штатными расходами государства (за исключением военно-сухопутных и морских расходов, а также денег, положенных из соляного сбора на содержание Императорского двора). Расходы государства удовлетворялись на основании росписей, поступающих в казначейства из Экспедиции по государственным доходам, которую они уведомляли срочными ведомостями о суммах, назначенных к поступлению в казначейство, о суммах, фактически поступивших и имеющихся в наличии, об израсходованных средствах, о предстоящих расходах и др. Параллельно с казначействами для штатных сумм были учреждены казначейства для остаточных сумм, в которые должны были поступать все казенные средства, оставшиеся после исполнения государственных расходов по штатам и Именным указам (Исключение из общего правила составляли: военно-сухопутная и морская части, полки гвардии, Кабинет Императорского Величества, Коллегия иностранных дел, банки, Приказы общественного призрения и воспитательные дома, которые хранили остаточные суммы на основании особых установлений, не препровождая их в остаточные Казначейства). О сроках поступления и объемах остаточных денежных средств, подлежащих поступлению, остаточные казначейства уведомлялись Экспедицией по государственным доходам. В свою очередь сами остаточные казначейства заботились о своевременном поступлении денежных средств, сохранении и использовании их в узаконенном порядке. Остаточные казначейства представляли срочные ведомости и годичный отчет о поступлении и расходовании средств в Экспедицию по государственным доходам. Остаточные казначейства, как и штатные, подчинялись Государственному казначею, и каждое из них находилось в управлении статского советника, назначавшегося императорской властью.[4]

Информация о работе История возникновения и развития налогов в царской России