Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа
Цель курсовой работы – раскрыть основные представления и назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории. Для достижения цели покажем роль и место налогов в системе экономических отношений, рассмотрим функции налогов и их взаимосвязь.
Введение…………………………………………………………………….3
I. Экономическая сущность и функции налогов…………………….4
1.1. Историческое происхождение налогов и развитие теории налогов…………………………………………………………………………..…4
1.2. Назначение налогов как экономической, финансовой и правовой категории…………………………………………………………………………..7
1.3. Функции налогов и их взаимосвязь……………………………….11
1.4. Роль налогов в системе экономических отношений……………..16
Заключение………………………………………………………………..20
Список литературы……………………………………………………….21
Наряду с усилением косвенного налогообложения большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы. Большая часть государственных доходов развитых стран сосредоточена в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным налогам относятся поимущественные и поземельные налоги, а также - в некоторых странах - акцизы. Доходы государственных предприятий складываются из прибыли, займов, правительственных субсидий и кредитов. Многочисленные специальные фонды государства формируются за счет специальных налогов и сборов, добровольных взносов, субсидий из бюджета и займов. В ряде стран фонд государственного социального страхования - составная часть государственного бюджета, в других странах создается автономный фонд, образуемый за счет обязательных отчислений (взносов) лиц, работающих по найму, предпринимателей, лиц свободных профессий, а также субсидий государства.
Налоги выступают главной формой мобилизации государственных доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.
За счет налогов и сборов, перераспределяемых через государственный бюджет, формируется часть финансовых ресурсов государственных и муниципальных предприятий (в Российской Федерации - унитарные предприятия) и ряда специальных фондов.
Функции налогов представлены на рис.1.3.1.:
Рис.1.3.1. Функции налогов.
Названные функции налогов, во-первых, логически вытекают и не выходят за рамки общих функций государственных финансов, во-вторых, конкретизируют последние, подчеркивая индивидуальную специфику (специализацию) налоговых отношений в системе экономических, денежных и финансовых отношений. Все функции налогов настолько взаимосвязаны между собой, что выделение какой-то одной из них в качестве основной не представляется возможным. Ни одна функция не может существовать в отрыве от других, и если это происходит, то нарушается налоговое равновесие. Однако с позиций экономической мотивации и интересов государства главенствующее положение занимает фискальная функция, а все прочие играют подчиненную роль.
Налоги при выполнении функции совокупного денежного эквивалента стоимости государственных услуг принимают форму специфической, иррациональной и монопольной цены совокупных общественных благ (выгод) в меновой пропорции совокупных государственных расходов.
Фискальная функция налогов определяет их место как основного источника государственных доходов, аккумулируемого в бюджетной системе страны в форме обязательных, законодательно установленных платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды.
Налоги в своей регулирующей функции обслуживают процессы сознательного вмешательства государства в рыночную экономику, активно используя налоги для стимулирования экономического роста, а также сознательного или неосознанного сдерживания и даже торможения тех или иных экономических процессов.
Контрольная функция налогов обусловлена обязательностью налоговых платежей и объективной возможностью использования государством налоговых механизмов в качестве инструмента проведения контроля за соблюдением налогоплательщиками налогового законодательства и за их экономической деятельностью.
Функция налогов
как совокупного эквивалента
стоимости государственных
Фискальная функция налогов. Фиск - это обязательный платеж в государственную казну. Исторически, своим происхождением, налоги призваны выполнять фискальное предназначение, т.е. служить источником формирования государственных доходов. В отличие от неналоговых доходов налоговые платежи имеют обязательную, законодательно-правовую форму. Фискальная функция налогов непосредственно порождена функцией государственных финансов образования централизованных денежных доходов и конкретизирует ее как фискальный платеж, т.е. как обязательный взнос в бюджетную систему. Налоги при выполнении своей фискальной функции обслуживают весь налоговый процесс - деятельность субъектов налоговых отношений по налоговому планированию, составление налогового бюджета, его утверждению и исполнению. Фискальное предназначение налогов - создание стабильной доходной базы бюджетной системы страны, достаточной для финансирования необходимых бюджетных расходов. Однако эффективность выполнения налогами фискальной функции не может быть точно выражена лишь в абсолютной массе или приросте налоговых поступлений в бюджет и внебюджетные фонды.
Регулирующая функция налогов. Эта функция имеет двоякую природу:
• свое начало она берет от общих функций государственных финансов - образования централизованных доходов и контрольной функций;
• в ее основе лежат две первые (рассмотренные) функции налогов: как совокупного эквивалента стоимости государственных услуг и фискальная функция.
Регулирующие (стимулирующие) свойства налогов в наибольшей степени проявляются в условиях ценового налогового равновесия. Регулирующая функция налогов реализуется на практике в процессе разработки регулирующей налоговой политики и адекватных ей налоговых механизмов, путем манипулирования налоговыми формами, методами и видами налогов, оптимизации налоговых ставок и баз налогообложения, расширения или ограничения налоговых льгот и налоговых санкций.
Контрольная функция налогов. Некоторые экономисты отвергают возможность самостоятельного существования контрольной функции налогов на том лишь основании, что налоговый контроль - часть общего финансового контроля, а контрольное свойство заложено в самой сущности налога как экономической категории. Однако, как известно, функция категории и есть форма проявления ее сущности, а сам налоговый контроль настолько специфичен, что выделен в самостоятельную отрасль финансового контроля. Следовательно, и контрольная функция налогов имеет полное право на самостоятельное бытие в рамках общей контрольной функции государственных финансов. Контрольная и регулирующая функции налогов существуют самостоятельно, хотя и тесно взаимосвязаны между собой, а также с другими функциями налогов и государственных финансов. Обе функции налогов конкретизируют контрольную функцию финансов в процессе формирования государственных (муниципальных) доходов, обслуживают две самостоятельные, но родственные сферы финансовой деятельности: государственное налоговое регулирование и государственный налоговый контроль. Контрольная функция налогов обусловлена законодательно-правовой формой фискальных платежей.
Государственный
налоговый контроль
Рис. 1.3.2. Функциональные взаимосвязи налогов
и государственных финансов.
Функция налогов
как совокупного эквивалента
стоимости государственных
Следует различать понятия функции и роли налогов. Функции налогов составляют потенциальные возможности этой финансовой категории, объективно заложенные в ней. Однако на практике налоговый потенциал может быть использован с разным коэффициентом полезного действия. Результат, степень практического использования всех функций налогов и определяет их роль в сложившейся экономической системе страны. Роль налогов как совокупного эквивалента стоимости государственных услуг определяется созданием необходимых рыночных условий для максимально возможного использования фискального, регулирующего и контрольного потенциала налогов. Только при налоговом равновесии может быть достигнут наибольший фискальный контрольно-регулирующий эффект. Чем полнее совокупный налог отражает в качестве эквивалента действительную стоимость предоставленных государством общественных благ (выгод), чем ближе бремя начисленных налогов к его равновесному значению, тем больше и стабильнее налоговые поступления в бюджетную систему, действеннее стимулы к инвестированию в производство и легализации доходов для налогообложения, меньше налоговых правонарушений и т.д. Налоги - это основа государственного финансового хозяйства. В развитых экономиках государственные доходы на 80-90% формируются за счет налоговых платежей. Масштабы распределения и перераспределения ВВП и национального дохода через налоги настолько существенны в современной экономике, что их позитивное или негативное воздействие становится решающим фактором при построении и реализации политики экономического роста. Налоги - это важнейший инструмент государственного регулирования экономической системы в целом и ее отдельных элементов, а также антицикличного развития экономики. В целом роль налогов будет, результативной, если на практике использованы все фискальные, регулирующие и контрольные возможности налогов на основе достижения необходимого ценового и функционального равновесия (последнее означает сбалансированность всех функций налогов). Важнейшим условием такого равновесия является установление оптимального уровня совокупного налогового бремени и ставок наиболее крупных налогов, несущих основную фискальную и регулирующую нагрузку в структуре действующей системы налогов. Результативность последней характеризует такую ценовую и функциональную сбалансированность налогов, которая обеспечивает надлежащее исполнение бюджетов всех уровней, рост налоговых поступлений, инвестиций и доходов налогоплательщиков, социальную защищенность населения. Оценка роли налогов может быть негативной, если действующая их система не учитывает наиболее важные потребности экономики и предела преимущественно на решение фискальных задач без учета объективных экономических законов и налоговых закономерностей. В результате нарушения налогового равновесия не срабатывают должным образом не только регулирующая и контрольная функции налогов, но и возникают серьезные затруднения в сборе налоговых платежей. На оценку роли налогов большое влияние оказывает субъективный фактор. Роль налогов может оцениваться по-разному органами государственной власти (законодательной и исполнительной) и налогоплательщиками (организациями и физическими лицами), а также различными группами населения. Например, усиление налогового бремени для увеличения налоговых доходов в связи с ростом государственных социальных расходов может быть поддержано органами власти и отдельными группами населения, получающими эти социальные блага, т.е. оценено ими положительно. Но эта же мера негативно отразится на доходах налогоплательщиков, что вызовет у них отрицательную реакцию. Поэтому однозначно заявлять о позитивной или негативной роли налогов на каком-то конкретном этапе развития экономики только с точки зрения одного из субъектов налоговых отношений крайне сложно ввиду многовариантности решений и результатов такой оценки. Относительно независимую от субъективного фактора оценку роли налогов можно провести на основе анализа влияния действующей системы налогов на доходы и результаты деятельности двух основных субъектов налоговых отношений - государства и совокупного налогоплательщика. Это позволит более объективно оценить фискальную и контрольную роль налогов. Как результат использования государством функционального потенциала категории налогов и практических действий в области налогообложения, роль налогов проявляется в самых различных аспектах в процессе формирования централизованных доходов, а также налогового регулирования и контроля на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях. Взаимосвязь функций и роли налогов, основные направления их реализации наглядно представлены на рис. 1.4.1.:
Рис. 1.4.1. Взаимосвязь функций и роли налогов, основные направления их практической реализации.
Оценивая в целом роль налогов в современной России, говорить о ее позитивности не позволяют следующие основания:
• высокое налоговое бремя не только не решает, но и усугубляет проблему острой нехватки средств бюджета для финансирования на должном уровне большинства социальных расходов, перевооружения армии и флота и других неотложных общественных потребностей;
• планирование, утверждение и исполнение российского бюджета от доходов, а не от расходов, как этого требует развитая рыночная экономика, делает профицит бюджета искусственным, получаемым путем занижения объема предоставляемых общественных благ и социальных расходов;
• низкая собираемость налогов при высокой налоговой нагрузке свидетельствует об излишней фискальности налоговой системы;
• несмотря на достаточно жесткие штрафные налоговые санкции, не снижаются масштабы массовых уклонений налогоплательщиков от уплаты налогов, сокрытия доходов и объектов от налогообложения;
• действующая система налогового льготирования не дает должного регулирующего эффекта в виде существенного роста инвестиционной активности отечественных товаропроизводителей, заметного улучшения инвестиционного климата в отраслях обрабатывающей промышленности и превращения малого бизнеса в стабильную и надежную опору рыночной экономики, без чего невозможен долговременный общий экономический рост в стране;
• в структуре налоговой системы преобладают косвенные налоги, что искажает структуру ВВП и налоговой нагрузки на доходы населения в пользу скрытого налогообложения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. Изучение истории налогообложения позволит проследить эволюцию налогов. Учитывая степень развитости налогообложения и характер влияния налогов на социально-экономические процессы в обществе, в истории развития налогообложения выделяется пять этапов. Каждому из них присущи свои признаки и особенности, обусловленные достигнутым уровнем развития государственности и товарно-денежных отношений.
2. Экономическая природа налогов заложена в их понимании как объективной финансовой категории. Государство - это первопричина налогов, а определенный и достаточный уровень развития товарно-денежных отношений - их необходимое условие и экономическая основа. Через налоги государство реализует свое финансовое право на получение доли валового и чистого продукта общества для обеспечения нормального функционирования всех его структур.
Информация о работе Экономическая сущность и функции налогов