Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 08:01, курсовая работа
Цель курсовой работы: раскрыть экономическую сущность налогов.
Исходя из цели, поставлены следующие задачи:
-раскрыть сущность и роль налогов
-определить функции, виды и элементы налогов
-рассмотреть государственное регулирование налоговой системы
Введение...............................................................................................................3
1 Теоретические аспекты налогов
1.1 Экономическая сущность налогов и их роль в экономике государства........................5
1.2 Классификация налогов и налогообложения..................................9
1.3 Правовое значение объекта налогообложения и принципы построения налоговой системы.........................14
2 Виды налогов и их роль в формировании государственного бюджета в Республике Казахстан
2.1 Государственное регулирование системы налогообложения...17
2.2 Механизм функционирования налоговой системы......................19
2.3 Структура налогообложения РК и налоговая ответственность..22
Заключение..........................................................................................................28
Список использованной литературы...............................................................30
Освобождение от какого-либо налога или уменьшение налоговой ставки, предусмотренной настоящим Указом, может производиться в порядке внесения изменений и дополнений в настоящий Указ, а также на основании контракта, заключенного с Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с настоящим Указом и Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
Запрещается предоставление налоговых льгот другими актами, в том числе льгот, носящих индивидуальный характер, за исключением льгот, предоставляемых Государственным комитетом Республики Казахстан по инвестициям в соответствии с Законом Республики Казахстан "О государственной поддержке прямых инвестиций".
По специальным
экономическим зонам
К общегосударственным налогам относятся:
1) подоходный
налог с юридических и
2) налог на добавленную стоимость;
3) акцизы;
4) налог на операции с ценными бумагами;
5) специальные
платежи и налоги
Местные налоги и сборы
К местным налогам и сборам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на
имущество юридических и
3) налог на транспортные средства;
4) сбор за
регистрацию физических лиц,
занимающихся
5) сборы за право занятия отдельными видами деятельности;
6) сбор с аукционных продаж.
Правовое
регулирование ответственности
в сфере налогообложения
Как известно, метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом налогового регулирования являются государственно-властные предписания со стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления, возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.
О налоговой ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом налогового нарушения. Характер этого правонарушения при ответственности за налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.
В Налоговом кодексе имеет место попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е. нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации, это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона правонарушения.
Таким образом,
налоговую ответственность
Юридическая ответственность за невыполнение налоговых обязательств
Налоговые отношения являются обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы “.
Следовательно, в сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.
Невыполнение налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причененный правонарушением.
За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность трех видов – административная, уголовная и налоговая.
Налоговый кодекс РК вводит понятие налогового правонарушения, налоговой санкции и закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе термин “ответственность за налоговое нарушение” законодатель не называет, к какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.
Налогоплательщик,
нарушивший налоговое законодательство,
в установленных законом
а) взыскания всей суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы, а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или прокурора может быть взыскан в бюджет штраф в пятикратном размере сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );
б) штрафа за каждое из следующих нарушений: за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты налога;
в) взыскания пени с налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает налогоплательщика от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия таковых – на имущество этих лиц.
Наиболее характерной санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой ответственности, является взыскание недоимки по налогам (принудительное осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное изъятие ). [13, с.45]
Термин “ взыскание налога ” вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка по налогу.
Принудительное изъятие не уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо, совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.
Взимание налога с правовой точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду, что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.
Институт “ обеспечение исполнения обязательств ” является институтом гражданского права, который хотя и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно применяется как мера ответственности.
Специфической мерой воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного дохода, носит карательный характер.
Заключение
Налоги - это отношение собственности, а поскольку именно проблемы собственности вызывают в настоящее время наибольшее противостояние между ветвями законодательной и исполнительной власти и тем более нет единства мнений и в составе самого правительства и парламента, то к решению чисто экономических проблем примешиваются и политические интересы.
Таким образом,
совершенствование
Экономические
преобразования в Казахстане и реформирование
отношений собственности
Однако, как показывает опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей, падение объемов производства, инфляция и др.
Особенность реформирования экономики в Казахстане такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
Широко распространенно мнение, что налоги – это только средство накопления бюджета и источник средств, необходимый для функционирования государства. Однако такое понимание сущности налогов недостаточно и отчасти примитивно. Система налогообложения оказывает определяющее воздействие на экономику, структурируя ее и регулируя общественно – экономические связи. Важно, чтобы акцентирование внимания только на уровень воздействия налоговой системы на объем наполняемости бюджета не стало определяющим фактором в функционировании налоговой системы. Необходима разработка такой налоговой системы, которая если бы не обеспечивала бы развитие экономики, то хотя бы не тормозила ее развитие. Для этого необходимо понимание состояния экономики и определения ее болевых точек, ключевых моментов в связях и действиях хозяйствующих субъектов.
В связи
с этими определениями, на терр
Список использованной литературы
1. Закон Республики
Казахстан " О налогах и других
обязательных платежах в
2. Закон РК "Об обязательном страховании" 2006г.
3. Инструкции 41
"О налогообложении
4. Инструкция
о порядке исчисления и
5. Бабкина С.
Новая налоговая политика // Финансы Казахстана
- 1999-6
6. Балабанов И.Т. Риск-менеджмент. -М.: Финансы
и статистика, 1999.-192с
7. Булгакбаев Б. Налоги, которые мы выбираем
и от которых бежим:
8. Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления
// Финансы, 1999, 11
9. Глущенко В.В. Менеджмент: системные
основы. Железнодорожный, М.О., НПЦ "Крылья",
1998, 224 с., изд. 2-е