Выполнила:
Студентка 4 курса
Гр. МЭ-091
Аханова Дарья
- ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СПОСОБЫ УСТРАНЕНИЯ ПРАКТИКИ НАЛОГОВОГО УКРЫВАТЕЛЬСТВА
В РФ
1 Теоретические
основы практики налогового укрывательства
в России
- По экспертным оценкам более 60-70% налогоплательщиков либо уклоняются от их уплаты, либо скрывают истинные размеры своих доходов и других объектов налогообложения.
Для системы
налогообложения в настоящее
время характерны:
- – низкая правовая дисциплина;
- – непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов и сборов
- Укрывательство от налогов становится более изощренным, интеллектуальным, а распознать его методы становится все сложнее.
- Уклонение от налогообложения выявляется в формах: прямого нарушения закона или обхода в уплате платежей.
- Налоговое правонарушение – это прямое умышленное или неумышленное нарушение налогового законодательства, заключающееся, прежде всего, в сокрытии, в любых формах, объекта, облагаемого налогом.
К таким правонарушениям
можно отнести некоторые типовые
их формы:
- – сокрытие объекта налогообложения;
- – фальсификация учета;
- – маскировка действительных ситуаций другими фиктивными юридическими ситуациями;
- – неумышленные правонарушения и ошибки.
Сокрытие
объекта налогообложения – наиболее грубая форма правонарушения.
К этому виду правонарушений относятся:
- – занятие предпринимательской деятельностью без соответствующей государственной регистрации субъектом предпринимательской деятельности;
- – осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, без соответствующей лицензии;
- – нелегальное производство товаров и нелегальное предоставление услуг в рамках легальной деятельности;
- – имитация остановки деятельности предприятия;
- – непредоставление налоговой декларации и расчетов или предоставление их с искажением;
- – сокрытие импортных товаров с тем, чтобы избежать пошлины;
- – сокрытие выручки;
- – занижение сумм фактически выплаченной заработной платы;
- – использование труда работников без заключения трудового договора
Фальсификация
учета – наиболее
сложная форма правонарушения, но которая
стала уже классической, выявление ее
является делом сложным и трудоемким.
К этому виду правонарушений относятся:
- – ведение баланса, предназначенного для предоставления налоговым органам и определения суммы налога, и который отличается от коммерческого баланса, поскольку он не отражает действительных операций субъекта предпринимательской деятельности;
- – отражение коммерсантом своих личных расходов как общих расходов предприятия;
- – неотражение в бухгалтерском учете некоторых соглашений в целях уменьшения налога;
- – бесприбыльные операции – форма правонарушения, позволяющая уменьшить размер налога на прибыль;
- – фактура без продажи – форма правонарушения, позволяющая уменьшить сумму НДС.
- Неумышленные правонарушения – когда налогоплательщик оказывается правонарушителем, не желая этого, и подпадает под санкции за нарушение налогового законодательства, поскольку налоговые органы не способны установить, является ли то или иное правонарушение умышленным или неумышленным.
Примерами таких
правонарушений могут быть следующие:
- – налогоплательщик, забывший составить декларацию, будет наказан, хотя он совсем не хотел уклониться от налога;
- – неумышленные ошибки при ведении бухгалтерского учета;
- – незнание налогоплательщиком о принятии нормативных актов относительно налогового законодательства, принятии новых или внесении изменений в действующие нормативные акты, арифметические ошибки.
- Согласно статистическим данным налоговых органов, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок нарушения законодательства о налогах и сборах выявляются в 98% проверенных организаций.
- Из 400 тысяч преступлений экономического характера, совершенных в прошлом году, 15 тысяч являются налоговыми. При этом ущерба они наносят больше всего: казна потеряла 75 млрд. руб. А по остальным 385 тыс. – 140 млрд. руб.
- Существенно выросло количество уклонистов. По НДФЛ – на 10 процентов. Среди налоговых агентов нарушителей стало больше на 12 процентов, среди юридических лиц – на 5,5 процентов.
Совершенствование
экономических способов устранения практики
налогового укрывательства в России
- Эффективное сочетание деятельности налоговых органов обеспечивает наиболее успешное предупреждение и пресечение экономических и налоговых преступлений.
Предупреждение
налоговых преступлений и правонарушений
направленно на соблюдение юридическими
и физическими лицами налогового
законодательства с
целью:
- – выявления и устранения причин и условий, способствующих совершению налоговых преступлений;
- – выявления склонных к совершению преступлений, правонарушений в сфере налогообложения лиц и оказания на них предупредительно-воспитательного воздействия;
- – предотвращения подготавливаемых налоговых преступлений и правонарушений.
- Особое место в профилактике налоговых преступлений занимает совершенствование законодательной базы.
- Как показывает международный опыт, противодействие отмыванию денег не может быть обеспечено применением только уголовно-правовых мер и административно-финансового контроля за операциями юридических и физических лиц с денежными средствами и имуществом.
- Чтобы создать благоприятные условия для правомерной легализации теневой экономики, введения её в правовую зону, необходимо изменить налоговую систему, условия приватизации, внешнеэкономическую деятельность и т.д.
- В настоящее время упор делается на такую меру ответственности, как наложение крупных финансовых штрафов.
- Вместе с тем, практика показывает, что такие меры воздействуют прежде всего на законопослушного налогоплательщика, которому и так нелегко приходится в современной экономической обстановке.
- С другой стороны, лица, занимающиеся экономической деятельностью вне налогового контроля, часто достаточно легко уходят от ответственности. К тому же при отсутствии бухгалтерских документов доказать уклонение от уплаты налогов и привлечь преступника к уголовной ответственности – достаточно трудоемкий процесс, не сравнимый с последующим наказанием.
- Значительную роль в предупреждении налоговой преступности могут играть налоговые инспекции. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.
- От решения такой проблемы, как всемерное повышение результативности в работе правоохранительных структур, в значительной мере зависит осуществление бюджетно-налоговой реформы.
- Продолжает оставаться значительным разрыв между количеством выявленных налоговых правонарушений и числом лиц, привлеченных к ответственности. Не создана эффективно действующая система мероприятий по розыску лиц, совершивших налоговые преступления, и по возврату скрываемых за границей доходов.
1