Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 08:10, контрольная работа
Актуальность темы обусловлена многими аспектами, которые заключаются в рассмотрении проблематики системы платежей при пользовании недрами.
Среди проблем и вопросов, возникающих в отношении данных платежей, можно выделить следующие:
Во-первых, вопрос межбюджетного распределения. Так как Россия - страна с ресурсозависимой экономикой, а природоресурсные платежи играют не самую последнюю роль в доходах бюджета, то этому вопросу уделено особое внимание.
Во-вторых, это проблема лицензирования. Законодательное регулирование лицензирования осуществляется на основании Закона «О недрах» и Временных методических рекомендаций, разработанных Министерством Природы РФ. Однако законодательное регулирование не устраняет такие проблемы как излишняя за бюрократированность сферы, пробелы в ее правовом регулировании, а также негибкость процесса принятия решений
В-третьих, хотелось бы выделить такую проблему как отсутствие механизма регулирования задолженности по платежам за пользование недрами. Здесь же можно указать на проблему администрирования указанных платежей.
Введение 3
1. Экономическое содержание и нормативно-правовая база платежей при пользовании недрами. 5
2. Порядок исчисления и уплаты разовых и регулярных платежей за пользование недрами 13
2.1 Разовые платежи 13
2.2 Регулярные платежи за пользование недрами 16
Список использованных источников 22
Во-первых, были отменены отчисления
на воспроизводство минерально-
Во-вторых, исключили из закона «О недрах» платежи за право добычи. Вместо них ввели налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Тем самым Правительство РФ решило, что горную ренту оно может не собирать в бюджет. Поэтому вместо горной ренты в виде дифференцированных платежей за добычу была принята плоская шкала НДПИ, что противоречит мировой практике.
В-третьих, особые правила формирования НДПИ были установлены для нефти. Потонную ставку накрепко «привязали» к мировым ценам на нефть (подробнее о формировании НДПИ - в 3-ей главе).
В-четвертых, были резко увеличены вывозные таможенные пошлины на нефть. Россия является первенцем по введению таможенных пошлин на нефть. До этого никто в мире ещё не додумался. Пошлины начали вводить в 1999 г., но до 2002 г. их размер был небольшим - от 2 до 30 евро за одну тонну. С 2002 г. механизм расчета пошлин прочно привязали к мировым ценам на нефть. С 1 февраля размер вывозной пошлины на нефть составляет 100,9 долларов за тонну, или 3329,7 руб. (при курсе 1$ = 33 руб.).
За период с 2003-го по 2005 год доля платежей и налогов за недропользование в сумме доходов, поступивших в федеральный бюджет, возросла с 21,6% до 44,5%. Из этой динамики можно сделать вывод, что целью нового налогообложения является изъятие у нефтяников как можно больше средств в федеральный бюджет. Поэтому денежные потоки нефтяников существенно сократились. Это позволило в какой-то мере уменьшить ставки других налогов (НДС, налога на прибыль и т.п.).
Использование рентных доходов также изменилось в последние годы. В Советском Союзе сумма ренты распределялась на следующие основные цели: обеспечение бесплатного образования и медицинского обслуживания, усиление обороноспособности, капитальные вложения как в нефтегазодобычу и воспроизводство МСБ, так и во все обслуживающие и инфраструктурные отрасли, в том числе в тяжелую промышленность, машиностроение, и пр.
В рыночной России сумма нефтяных рентных доходов и ценовой ренты изымается, главным образом, в Стабилизационный фонд, то есть направляется на поддержание экономики развитых капиталистических стран.
В этой связи заметим, что
федеральный бюджет - это баланс
доходов и расходов государства.
Однако в России горная и ценовая
рента поступает в федеральный
бюджет в виде доходов, но не направляется
на расходы, а отчисляется в
Действующее законодательство
о недрах (ч. 1 ст. 39 Закона РФ от 21 февраля
1992 г. N 2395-1 "О недрах") предусматривает
следующие платежи при
1) разовые платежи за
пользование недрами при
2) регулярные платежи
за пользование недрами (за
предоставление пользователям
3) плата за геологическую информацию о недрах;
4) сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5) сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. Это прежде всего налог на добычу полезных ископаемых и акцизы.
Налог на добычу полезных ископаемых
был введен сравнительно недавно: 1
января 2002 г. Федеральным законом
от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ. Он кардинальным
образом изменил систему
Сегодня реформа экономики
страны во многом базируется на обеспеченности
государства доходами от нефтегазового
комплекса, которые направляются на
модернизацию других отраслей и поддержку
социального сектора. Однако действующее
российское законодательство о недропользовании
и существующая система налогообложения
не обеспечивают оптимального изъятия
экономической ренты в доход
государства. Исходя из этого, доработка
налогового законодательства, обеспечивающего
оптимальное изъятие природной
ренты в доход государства, а
также стимулирование недропользователей
к проведению поисковых и геологоразведочных
работ, является краеугольным камнем совершенствования
законодательства о недрах. Кроме
того, существующая система налогообложения
не обеспечивает реальных стимулов к
разработке месторождений. К тому же
усредненные ставки не обеспечивают
изъятие в доходы государства
основной части природной ренты
у нефтяных компаний с высоким
уровнем прибыли. Можно сделать
вывод, что действующая система
налогообложения оказалась
2.1 Разовые платежи
При пользовании недрами уплачиваются следующие платежи:
1. разовые платежи за
пользование недрами при
2. регулярные платежи за пользование недрами;
3. плата за геологическую информацию о недрах;
4. сбор за участие в конкурсе (аукционе);
5. сбор за выдачу лицензий.
Кроме того, пользователи недр уплачивают другие налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Пользователи недр, выступающие
стороной соглашений о разделе продукции,
являются плательщиками платежей при
пользовании недрами в
При заключении соглашений
о разделе продукции
Порядок, размеры платежей
при пользовании недрами и
условия взимания таких платежей
при выполнении соглашений о разделе
продукции устанавливаются
При выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", применяются условия исчисления и уплаты платежей при пользовании недрами, установленные в указанных соглашениях. (часть шестая в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
Пользователи недр, получившие
право на пользование недрами, уплачивают
за пользование недрами при
Окончательные размеры разовых платежей за пользование недрами устанавливаются по результатам конкурса или аукциона и фиксируются в лицензии на пользование недрами.
Не допускается установление в лицензии размера разовых платежей за пользование недрами ниже установленных условиями конкурса (аукциона), а также каждого из этих платежей ниже заявленных в конкурсных предложениях победителя.
Уплата разовых платежей производится в порядке, установленном в лицензии на пользование недрами.
Размеры разовых платежей за пользование недрами, а также порядок их уплаты при выполнении соглашений о разделе продукции устанавливаются в соглашении о разделе продукции.
Разовые платежи за пользование
недрами при наступлении
За пользование геологической информацией о недрах, полученной в результате государственного геологического изучения недр от федерального органа управления государственным фондом недр, взимается плата.
Размер платы за указанную геологическую информацию и порядок ее взимания определяются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2002 г. N 57 "О плате за геологическую информацию о недрах" минимальный размер платы за пользование геологической информацией о недрах составляет 10000 рублей. Размер платы за геологическую информацию о недрах может быть увеличен с учетом объема предоставленной информации, ее вида, потребительских свойств, но не может превышать величины затрат государственных средств на геологическое изучение недр, в результате которого была получена данная информация.
Размер платы за указанную
геологическую информацию и порядок
ее взимания при выполнении соглашений
о разделе продукции
Плата за геологическую информацию поступает в доход федерального бюджета.
Сбор за участие в конкурсе (аукционе) вносится всеми их участниками и является одним из условий регистрации заявки. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, проведение и подведение итогов конкурса (аукциона), оплату труда привлекаемых экспертов.
Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за участие в конкурсе (аукционе) по участкам недр, содержащим месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участкам недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.
Сбор за выдачу лицензий на пользование недрами вносится пользователями недр при выдаче указанной лицензии. Сумма сбора определяется исходя из стоимости затрат на подготовку, оформление и регистрацию выдаваемой лицензии.
Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование недрами поступает в доход федерального бюджета. Сумма сбора за выдачу лицензий на пользование участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, или участками недр местного значения поступает в доход бюджетов субъектов Российской Федерации, регулирующих процесс пользования недрами на указанных участках.
2.2 Регулярные платежи за пользование недрами
Регулярные платежи за
пользование недрами взимаются
за предоставление пользователям недр
исключительных прав на поиск и оценку
месторождений полезных ископаемых,
разведку полезных ископаемых, геологическое
изучение и оценку пригодности участков
недр для строительства и
Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).