Элементы налогооблажения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 20:24, реферат

Описание

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого из них общих структурных элементов - элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.
В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Общий перечень элементов налогообложения, их понятие и общие подходы к построению регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

Работа состоит из  1 файл

элементы налога 1.doc

— 38.50 Кб (Скачать документ)

Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого  из них общих структурных элементов - элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные  в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

В научной и учебной  литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом  законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Общий перечень элементов налогообложения, их понятие и общие подходы к построению регламентируются Налоговым Кодексом РФ (ст. 17). Элементы налогообложения делятся на основные (обязательные) и факультативные (избирательные).

В статье 17 Кодекса говорится, что налог считается установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, прядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Это есть основные элементы налогообложения. Основные потому, что неустановление или нечеткая формулировка хотя бы одного из них делает невозможным или затрудняет исполнение налогового обязательства налогоплательщиками и осуществление налогового контроля налоговым органом. Перечень приведенных выше элементов налогообложения является обязательным, т.е. каждый установленный Кодексом налог должен быть в обязательном порядке определен по всем основным его элементам.

объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

К обязательным элементам относятся:

  • объект налогообложения - реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого у налогоплательщика возникает обязанность по уплате налога.

Товаром считается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы. Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности. Под имуществом понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ;

  • налоговая база - представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения.

Налогоплательщики-организации исчисляют  налоговую базу по итогам каждого  налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета, налогового учета или на основе иных документов, подтверждающих данные об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.

Индивидуальные предприниматели  исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных учета доходов и расходов в хозяйственных ситуациях в порядке, определенном Министерством финансов РФ.

Налогоплательщики - физические лица исчисляют налоговую базу на основе получаемых в установленных  случаях от организаций и физических лиц данных о суммах выплаченных  им доходов, об объектах налогообложения, а также данных собственного учета полученных доходов, объектов налогообложения;

  • налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога;
  • налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Различают твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.

Твердые ставки определяются в абсолютной сумме.

Пропорциональные - это ставки, действующие в едином проценте к налоговой базе.

Прогрессивные ставки - это ставки, увеличивающиеся с ростом налоговой  базы. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии - простую  и сложную. При простой возросшая  ставка налога применяется ко всей налоговой базе, при сложной налоговая база делится на части ступени, каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к части, превышающей предыдущую ступень.

Регрессивные ставки понижаются по мере роста налоговой базы;

  • порядок исчисления налога - это определенные законом методические правила расчета величины налога. Обязанность по исчислению налога возлагается на налогоплательщика, налогового агента или на налоговый орган;
  • порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога может производиться в наличной или безналичной форме, как разовой уплатой всей суммы, так и авансовыми платежами в установленные законодательством сроки при- менитедьно к каждому налогу или сбору. Обязанность налогоплательщика по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на уплату налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате наличными - с момента внесения суммы в банк или кассу.

В исключительных случаях сроки  уплаты налога или сбора могут быть перенесены. Изменение сроков уплаты налогов производится в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Решение об изменении сроков уплаты налогов и сборов принимаются: федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными по контролю и надзору в области налогов и сборов; налоговыми органами; таможенными органами; органами государственной власти.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение  срока уплаты налога на срок, не превышающий  один год (в отдельных случаях не превышающий три года), при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

причинения лицу ущерба в результате стихийных бедствий, технологической  катастрофы или иных обстоятельств  непреодолимой силы;

задержки лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа;

угрозы банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога;

если имущественное положение  физического лица исключает возможность  единовременной уплаты налога;

если производство и  реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер.

Изменение срока уплаты налога не допускается в следующих  случаях 

возбуждено уголовное  дело против налогоплательщика;

проводится производство по делу о налоговом правонарушении или по делу об административном правонарушении, связанном с нарушением налоговых законов;

есть достаточные основания  полагать, что налогопла-. телыцик  воспользуется таким изменением для сокрытия денежных средств или  имущества от налогообложения.

Инвестиционный налоговый  кредит может быть представлен по налогу на прибыль организаций, а также по региональным местным налогам на срок от одного года до пяти лет по следующим основаниям:

проведение организацией НИОКР или технического перевооружения собственного производства;

осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности;

выполнение организацией важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление важных услуг населению;

 


Информация о работе Элементы налогооблажения