Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 14:31, курсовая работа
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).
Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства.
1.Теоретические основы построения налоговой системы…………………….. 5
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура……………………....5
1.2 Развитие взглядов ученых на роль налоговой системы в экономике…….11
2. Исторический аспект развития налоговой системы в Российской Федера-ции………………………………………………………………………………...14
2.1 Причины и условия формирования налоговой системы в Российской Федерации в 1992 году…………………………………………………………...…14
2.2 Характеристика современной налоговой системы РФ………………….. 21
3. Проблемы и перспективы современной налоговой системы……………... 26
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени Н. П. ОГАРЁВА»
Институт дополнительного образования
Факультет
экономики и финансов
КУРСОВАЯ
РАБОТА
ЭВОЛЮЦИЯ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Автор контрольной работы А. И. Морозова
Обозначение курсовой работы КР-02069964-080107-11-11
Специальность
080107 Налоги и налогообложение
Руководитель работы
д-р. экон. наук
Саранск
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Теоретические основы построения налоговой системы…………………….. 5
1.1 Понятие налоговой системы, его состав и структура……………………....5
1.2 Развитие взглядов ученых на роль налоговой системы в экономике…….11
2. Исторический
аспект развития налоговой
2.1 Причины
и условия формирования
2.2 Характеристика современной налоговой системы РФ………………….. 21
3. Проблемы
и перспективы современной
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………….…………………………………
Введение
Налог - одна из самых древних форм экономических отношений, появление которой связано с самыми первыми общественными потребностями. Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйственных субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. К налогам относили разнообразные виды платежей из доходов отдельных граждан в пользу государства или государя. Это могли быть разного вида отчисления, подати, дани, пошлины и сборы, как денежные, так и натуральные (зерно, вино и т.п.).
Люди о налогах думали всегда с двух сторон: одни - о том, какие налоги установить и как их собрать, а другие - о том, как их платить, или как от них уходить. Налоговая система возникла и развивается вместе с государством. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе и, чаще всего, основной формой доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В истории давно известны случаи, когда высокие налоги давали снижение общей суммы поступлений в казну или когда снижение ставки налога увеличивает сумму сбора. В каждом случае эффект являлся результатом конкретной налоговой политики государства и сложившихся условий. Русский мыслитель Николай Тургенев в своем труде "Опыт теории налогов" (1818) писал: "... дурные системы налогов, были одною из причин, как видно из истории, что нидерландцы сделались независимыми от Испании, швейцарцы - от Австрии, фрисландцы - от Дании и, наконец, казаки от Польши. На возмущение североамериканских колоний против Англии дурная система финансового управления относительно иностранной торговли имела решительное влияние.
Данная тема - «Эволюция налоговой системы в Российской Федерации» – сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков.
В своей работе я раскрываю понятие налоговой системы, говорю о целевых установках налоговой системы, о классификации налогов, о функциях и роле налогообложения в экономической системе общества.
Цель
данной работы – раскрыть налоговую
систему России, её сущность, проблемы
и перспективы развития.
1.Теоретические
основы построения
налоговой системы
1.1
Понятие налоговой системы,
Понятие «система» является основополагающей категорией общей теории систем, системного подхода к управлению. Буквальное значение в переводе с греческого языка – «целое, составленное из частей». Отсюда – можно дать следующее научное определение системы: «система – совокупность взаимодействующих компонентов, обладающих некоторыми свойствами, которые не являются очевидными свойствами самих этих компонентов». Таким образом, характерной чертой системы является то, что объединение элементов приводит к появлению нового качества. Налицо закон диалектики, формулируемый как переход количества в качество. В настоящее время в теории налогов понятие «налоговая система» воспринимается по-разному. Нередко оно отождествляется с понятиями «система налогов и сборов», «система налогообложения» и «система законодательства о налогах и сборах», что является не вполне правильным. Положение усугубляется еще и тем, что в Конституции РФ и законодательстве о налогах и сборах РФ в настоящее время отсутствует нормативно определенное понятие «налоговая система». В частности, п. 3 ст. 75 Конституции РФ предусматривает, что «система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются федеральным законом». Заметим, что закон «Об основах налоговой системы РФ» содержал понятие налоговой системы, под которой, понималась лишь «совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке». Система налогов и сборов представляет собой определенную группу, совокупность обязательных налоговых платежей, а налоговая система включает в себя как сами налоги и сборы, так и весь спектр отношений, возникающих в связи с налогообложением. На мой взгляд, налоговая система- это организованная на определенных принципах система общественных отношений между государством (в лице уполномоченных органов государственной власти по обеспечению соблюдения законодательства о налогах и сборах) и его гражданами (организациями и физическими лицами) по поводу установления и взимания налогов и сборов. Структура налоговой системы любого государства определяется следующими факторами: 1. уровнем экономического развития; 2. общественно-экономическим устройством общества; 3. господствующей в обществе экономической доктриной; 4. государственным устройством общества (унитарное или федеративное); 5. историческим развитием налоговой системы. Безусловно, налоговые системы разных стран различаются, ибо они исторически складывались под влиянием неодинаковых экономических, политических и социальных условий. Отличия заключаются в составе применяемых налогов и сборов, их структуре, способах взимания, уровнях ставок, расчётах налоговой базы, составе и порядке предоставления льгот, фискальных полномочий различных уровней власти, законодательных процедур налогообложения и, наконец, приверженности государственной власти той или иной концепции экономического развития и регулирования. Вместе с тем, есть черты, общие свойства которых присущи налоговым системам в целом. Таковыми являются:
1.
Направленность
2. Устранение двойного обложения на разных стадиях продвижения товаров или разных уровнях административного управления; ориентация налоговых льгот по отдельным налогам с учетом приоритетов экономической и фискальной политики.
Решающей качественной характеристикой любой системы налогообложения является ее тяжесть, то есть мера давления совокупности налогов на экономическую и социальную жизнь общества. Однако общепринятая методология ее исчисления в настоящее время отсутствует. Структура налоговых платежей (см. таблицу 1). В таблице показано, что в составе бюджетоообразующих налогов наибольший вес принадлежит налогу на добавленную стоимость и акцизам. Это говорит о том, что в структуре современной налоговой системы России преобладают косвенные налоги.
Мировой
опыт свидетельствует, что налоговая
система, построенная на базе НДС, обеспечивает
высокую стабильность поступлений
в бюджет налогов и незначительную
зависимость его от характера экономической
конъюнктуры. Этот вид налога составляет
устойчивую и широкую базу формирования
бюджета, любое незначительное повышение
его ставок существенно увеличивает поступления
в бюджет. Более того, НДС обладает такими
свойствами, как универсальность и абсолютная
объективность, он практически не влияет
на относительные конкурентные позиции
секторов экономики. Следовательно, этот
налог всегда будет заслуженно занимать
одно из центральных мест в налоговой
системе государства. С момента зарождения
налоговой системы РФ – с 1992 г.– действовал
Закон «Об основах налоговой системы в
Российской Федерации» (Закон РФ от 27.12.1991
№ 2118-1), в котором определялись виды налогов
(сборов), но этот Закон не содержал понятия
«специальный налоговый режим», хотя такие
режимы фактически применялись. Еще к
середине 80-х годов появилась государственная
концепция развития свободных экономических
зон на территории СССР. В 1990 г. Верховный
Совет РСФСР принял решение о создании
11 свободных экономических зон с более
льготным режимом, а в 1992 г. был принят
Закон РФ о создании закрытых административно-
Впервые понятие «специальный налоговый режим» было введено в налоговое законодательство РФ в 1999 г., когда вступила в силу первая часть Налогового кодекса (Закон РФ № 146-ФЗ). В ст. 18 было определено, что «СНР - это система мер налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом». Однако было оговорено, что данная статья вводится в действие со дня вступления в силу части второй Налогового кодекса (Закон РФ № 147-ФЗ). Спустя полгода - в июле 1999 г. в эту статью были внесены существенные изменения:
1.
Было дано новое определение
специального налогового
2.
Было предусмотрено, что при
установлении специальных
3.
Был дан исчерпывающий
А) упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
Б)
система налогообложения в
В)
система налогообложения в
Г) система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
Следует заметить, что в этот список не вошли все действующие на территории РФ специальные налоговые режимы, в частности, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей и система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, хотя соответствующие главы Налогового кодекса уже были приняты и вступили в действие. Через пять лет, в июле 2004 г. Законом РФ № 95-ФЗ в ст. 18 Налогового кодекса были внесены изменения, и, согласно, новой редакции этой статьи, к специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Различают два типа СНР: территориальный и субъектный. Юрисдикция СНР территориального типа ограничивается по территориальному принципу, налоговое администрирование ориентировано на определенную территорию.
Информация о работе Эволюция налоговой системы Российской Федерации