Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 14:17, доклад
Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля – она менее трудоемкая, чем выездная налоговая проверка. К тому же именно камеральная налоговая проверка позволяет определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа.
Камеральная налоговая проверка занимает одно из основных мест в механизме налогового контроля – она менее трудоемкая, чем выездная налоговая проверка. К тому же именно камеральная налоговая проверка позволяет определить налогоплательщиков, деятельность которых требует более детального анализа. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Камеральная проверка – это проверка
бухгалтерской и налоговой
Порядок проведения камеральных налоговых
проверок установлен ст. 88 НК РФ. Предусмотренные
в данной статье правомочия, осуществляемые
налоговыми органами в процессе камеральных
проверок, позволяют в рамках данной формы
налогового контроля выявить в деятельности
налогоплательщика неточности и нарушения,
которые при дальнейшем рассмотрении
могут привести к доначислению в бюджет
налогов и взысканию штрафных санкций.
Камеральная проверка проводится в налоговой
инспекции без выезда к налогоплательщику.
Необходимо учесть, что камеральная проверка
проводится без какого-либо специального
разрешения руководства налоговой инспекции.
Налоговые органы вправе проводить камеральную
налоговую проверку при каждом представлении
налоговой декларации и прилагаемых к
ней документов.
Дополнительным основанием для камеральной
налоговой проверки могут также выступать
другие документы о деятельности налогоплательщика,
которыми располагает налоговый орган
(п. 1 ст. 88 НК РФ). Это могут быть бумаги
и сведения, полученные в результате других
проверок, а также материалы, представленные
в налоговый орган органами внутренних
дел в порядке п. 2 ст. 36 НК РФ.
Однако хочется обратить внимание
налогоплательщиков, что проведение
камеральной налоговой проверки
на основании только имеющихся у
налогового органа сведений и документов
в случаях, когда налогоплательщик
не представил декларацию, невозможно.
Проверка заключается в сопоставлении
представленных в налоговый орган документов,
служащих основанием для исчисления и
уплаты налога.
Цель камеральной проверки – выявление
ошибок и противоречий, содержащихся в
представленных документах. Основное
содержание проверки – анализ налоговой
отчетности, установление логической
связи между показателями хозяйственной
деятельности налогоплательщика, оценка
достоверности представленных сведений.
На проверку отводится три месяца со дня представления отчетности. В течение этого времени налоговики проверяют полноту представленной отчетности, своевременность ее представления, правильность оформления отчетности, правильность исчисления налоговой базы, правильность арифметического подсчета итоговых сумм налогов. Срок проверки отсчитывается с того дня, когда в налоговый орган представлены последние декларации и указанные сведения.
В ходе камеральной проверки налоговым органом могут быть выявлены ошибки в налоговой декларации или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах. Также могут быть выявлены несоответствия сведений, представленных учреждением, сведениям, которые содержатся в документах, находящихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля.
В ходе камеральной проверки налоговые
органы имеют право истребовать у налогоплательщика
дополнительные сведения, подтверждающие
правильность исчисления и своевременность
уплаты налогов.
Истребование соответствующих документов
– один из основных спорных вопросов,
связанных с проведением камеральной
налоговой проверки.
К сожалению, часто на практике налоговые
органы обязывают налогоплательщиков
в рамках камеральной налоговой проверки
представлять для проверок любых налоговых
деклараций все бухгалтерские и налоговые
регистры и документы, на основании которых
заполнены показатели данных деклараций.
Хочется обратить внимание, что в ходе камеральной проверки налоговый орган не всегда может истребовать у организации дополнительные сведения и документы. Так, согласно п. 3 ст. 88 НК РФ по требованию налогового органа налогоплательщик обязан в течение пяти дней представить необходимые пояснения или внести в декларацию (расчет) соответствующие исправления лишь в трех случаях:
- если в декларации обнаружены ошибки;
- если выявлены противоречия в документах,
представленных вместе с декларацией;
- если есть несоответствия между данными,
которые представила компания, и сведениями,
полученными инспектором из имеющихся
у него документов или при проведении
налогового контроля.
Если после рассмотрения представленных
пояснений и документов (либо при
их отсутствии) налоговый орган установит
факт совершения налогового правонарушения
или иного нарушения
После подписания один из экземпляров
акта остается на хранении в налоговом
органе, а другой вручается руководителю
проверяемой организации либо индивидуальному
предпринимателю или их представителям.
В случае несогласия с фактами, изложенными
в акте проверки, а также с выводами и предложениями
проверяющих налогоплательщик может представить
в налоговый орган свои возражения по
акту в целом или по его отдельным положениям.
Также на основании пп. 6, 8, 9 ст. 88 НК РФ налоговые органы во время камеральной проверки могут истребовать у налогоплательщика дополнительные документы.
Это документы, подтверждающие
право на использование налоговых
льгот, доказывающие правомерность
применения налоговых вычетов по
НДС или являющиеся основанием для
исчисления и уплаты налогов, связанных
с использованием природных ресурсов.
На основании п. 7 ст. 88 НК РФ истребование
документов и сведений в иных случаях
неправомерно.
Право налоговиков на истребование у проверяемого
лица в рамках налогового контроля необходимых
для проверки документов закреплено в
п. 1 ст. 93 НК РФ. Для истребования документов
проверяющий вручает налогоплательщику
требование о представлении документов
(информации) по форме, утвержденной приказом
ФНС России от 31.05.07 N ММ-3-06/338@. В нем должны
быть указаны наименования, реквизиты
документов, период, к которому они относятся.
Данный приказ действует с 31.08.07. Если
в требовании не указано количество истребуемых
документов, то нельзя определить количество
документов, за непредставление которых
в установленный срок налогоплательщик
привлекается к налоговой ответственности.
В таких случаях арбитражные суды встают
на сторону налогоплательщика.
Интересующие контролеров документы должны
быть представлены проверяемым в виде
заверенных им копий в течение 10 дней со
дня получения соответствующего требования
(пп. 2, 3 ст. 93 НК РФ).
Непредставление в установленный срок
налогоплательщиком в налоговые органы
документов и (или) иных сведений, предусмотренных
настоящим Кодексом и иными актами законодательства
о налогах и сборах, если такое деяние
не содержит признаков налоговых правонарушений,
влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей
за каждый непредставленный документ
(п. 1 ст. 126 НК РФ), а отказ в представлении
документов наказывается штрафом в размере
10000 руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
Однако НК РФ предписывает запрашивать
лишь те документы, которые служат основанием
запрашивать их лишь для исчисления и
уплаты налога. Именно эти документы являются
предметом камеральной проверки, а не
первичные документы, которые проверяются
в ходе выездных налоговых проверок. Дополнительные
документы могут понадобиться, если обнаружены
арифметические ошибки или иные противоречия
между данными, отраженными в налоговой
декларации, и данными налогового органа
о деятельности налогоплательщика. Но
и в этом случае потребовать можно не любой
документ, а тот, на основании которого
делается расчет (например, регистры налогового
учета, а не первичные документы). Камеральная
проверка состоит в выявлении ошибок,
допущенных при заполнении налоговых
деклараций, и противоречий между сведениями,
содержащимися в представленных документах,
и не должна подменять собой выездную
проверку. Если камеральной проверкой
в представленных документах не выявлены
противоречия, то и правовых оснований
для истребования дополнительных документов
не имеется.
От результатов проведения камеральной
налоговой проверки зависит порядок ее
завершения и оформления. Порядок оформления
результатов камеральной налоговой проверки
прописан в ст. 100 НК РФ. Если налоговым
инспектором не выявлено в декларации
ошибок или противоречивых сведений, а
также не установлено наличие состава
налогового правонарушения в действиях
налогоплательщика, то на этом проверка
заканчивается. Инспектор подписывает
декларацию и на ее титульном листе ставит
дату.