Местные налоги и их виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:24, контрольная работа

Описание

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов.

Работа состоит из  1 файл

Налоги.doc

— 119.00 Кб (Скачать документ)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Казанский государственный  технический университет им. А.Н.Туполева

Волжский филиал

 

 

 

 

 

Контрольная работа

 

 

 

 

 

по дисциплине: «Налоговая система»   

 

                                   на тему «Местные налоги и их виды»                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.25331

Билалиев Н.Р.

Проверила: преподаватель 

Богоявленская Е.Е.

 

 

 

                                            

 

                                                        Волжск

                                                          2011г.

Содержание

 

1. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ СТРАНЫ

 

1.1 Экономическая  сущность местных налогов

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Взимание налогов - древнейшая функция и одно из основных условий  существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В специальной экономической литературе можно встретить и такие утверждения, что «налог – это одно из основных понятий финансовой науки. Налогообложение как элемент экономического строя общества присуще всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования.

Налоги, являясь экономической  категорией, имеют глубоко исторический характер. Они менялись вместе с  развитием государства».

Экономическая сущность налогов была впервые исследована  в работах английского экономиста Д. Рикардо: «Налоги составляют ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, они всегда уплачиваются, в конечном счете, из капитала или из дохода страны». Таким образом, экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей двумя функциями: фискальной и экономической. С помощью первой формируется бюджетный фонд; реализуя вторую, государство влияет на производство, стимулируя или сдерживая его развитие, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

По мнению И. Черкасовой и Т. Жуковой, экономическую сущность налогов можно представить следующим  образом. «Общество производит определенные товары и оказывает различные  услуги. В процессе производства товаров  и в ходе действия механизма рыночной цены формируются доходы хозяйствующих субъектов. Государство путем изъятия части доходов, сформированных в процессе деятельности хозяйствующих субъектов, формирует доходную часть бюджета. Через налоги осуществляется перераспределение совокупного продукта общества между его реальными производителями и государством. Совокупная стоимость всех товаров и услуг, произведенных в течение года на территории страны без распределения ресурсов, использованных на производство, составляет валовой внутренний продукт (ВВП). Основным методом перераспределения ВВП стало прямое изъятие государством в свою пользу его определенной части. Это применяется для формирования централизованных финансовых ресурсов (бюджета) государства, что и составляет экономическую сущность налогообложения. Объем ВВП определяет возможности удовлетворения общегосударственных потребностей и расширения общественного производства».

Статьей 8 Налогового Кодекса  РФ определено, что налог – это  обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Таким образом, можно  сказать, что категория «налог»  представляет собой систему налоговых  отношений, возникающих между налогоплательщиками, с одной стороны, и центральными, региональными властями – с другой, по поводу перераспределения части дохода собственника, обособленного от государства.

Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность предусмотренных Налоговым Кодексом РФ федеральных, региональных и местных  налогов, принципов, форм и методов  их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В соответствии с п. 4 ст. 12 НК РФ местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые в соответствии с НК РФ и законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на всей территории соответствующих муниципальных образований.

Из рассмотренных выше определений категории «налог»  и п. 4 ст. 12 НК РФ можно определить, что под местными налогами и сборами  понимаются обязательные платежи юридических  и физических лиц поступающие  в бюджет органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законодательными актами.

Введение местных налогов  и сборов предусмотрено законодательством  как дополнение действующих федеральных  налогов. Это позволило более  полно учесть разнообразие местных  потребностей и виды доходов для местных бюджетов.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать  на территориях муниципальных образований  в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований  о налогах. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются НК РФ и законами указанных субъектов Российской Федерации о налогах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов Российской Федерации. Особые налоговые полномочия Москвы и Санкт-Петербурга в части местных налогов продиктованы необходимостью сохранения единства городского хозяйства.

В настоящее время  введены в действие и взимаются  два местных налога:

-земельный налог; 

-налог на имущество  физических лиц. 

Перечень местных налогов, указанный в ст. 15 НК РФ, как и налогов других уровней налоговой системы России, является закрытым. Иначе говоря, никакой орган власти, за исключением Федерального собрания Российской Федерации, не может изменить перечень налогов и ввести налог (сбор), не предусмотренный перечнем. Таким образом, можно сделать вывод о том, что местный налог – это обязательный индивидуально-определенный, безвозмездный платеж, устанавливаемый и вводимый нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом законодательного (представительного) органа государственной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга) в соответствии с требованиями федерального закона, носящий публичный характер, уплачиваемый организациями и физическими лицами на территории муниципального образования (на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга), если иное не предусмотрено специальными налоговыми режимами, в форме отчуждения денежных средств, находящихся на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, зачисляемый в местный бюджет для финансового обеспечения деятельности муниципального образования.

 

1.2 Роль местных  налогов в обеспечении деятельности  органов местного самоуправления

Экономическая основа местного самоуправления является одним из главных базисных элементов местного самоуправления. Федеральные законы «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 1), «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 28) вводят понятие «местные финансы». Следуя требованиям Конституции РФ, Закон определил, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.

Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования  и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами  права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.

В данном понятии сочетаются элементы экономического и правового  характера. Поскольку финансовые ресурсы (финансы) представляют собой совокупность общественных отношений, совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов местного значения, а бюджет является составной частью финансовых ресурсов, то бюджет также представляет, как подсистема всей системы, которой являются финансовые ресурсы, совокупность общественных отношений.

Местные бюджеты имеют  важное значение в обеспечении комплексного развития территории, повышения жизненного уровня граждан.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно  через их назначение и выполнение органами власти функций, а именно:

    • формирование денежных фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
    • распространение и использование денежных фондов между отраслями хозяйства;
    • контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;
    • распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Кроме того, местные бюджеты  связаны со всеми физическими  и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.

Местный бюджет состоит  из статей доходов и расходов.

Под собственными доходами следует понимать виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами.

Собственные доходы состоят  из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся, предусмотренные налоговым законодательством  РФ местные налоги и сборы. К неналоговым  доходам местных бюджетов относят доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемые органами местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи.

Важную роль в доходах  местных бюджетов должны играть местные налоги. В соответствии с проектом новой редакции Бюджетного кодекса за каждым территориальным уровнем закрепляется не менее двух видов налога. Что касается налоговых источников муниципальных доходов, то они разделены между поселенческим, районным и окружным звеньями. Таким образом, с 1 января 2006 г. исключительно к местным налогам и сборам отнесены земельный налог и налог на имущество физических лиц. Вместе с тем в бюджеты муниципальных образований предусматривается зачисление налоговых доходов от нескольких федеральных налогов:

    • единого сельскохозяйственного налога (для всех категорий муниципальных образований) по нормативу 30 %;
    • государственной пошлины по нормативу 100 % (для районов и городских округов).

В дополнение к этому  до разграничения государственной собственности на землю в бюджеты муниципальных образований должны поступать доходы от продажи и передачи в аренду находящегося в государственной собственности земельных участков на принадлежащих этим образованиях территориях. Кроме того, в бюджеты муниципальных районов предусмотрено зачисление платы за негативное воздействие на окружающую среду по нормативу 40 % в соответствии со статьей 62 Бюджетного кодекса РФ.

В целом следует отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

 

 

 

 

 

2. ВИДЫ МЕСТНЫХ НАЛОГОВ РФ

 

2.1 Земельный налог

Земельный налог устанавливается  Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Информация о работе Местные налоги и их виды