Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 12:14, доклад
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
Доклад к семинару по макроэкономике: Национальная экономика
Национальная экономика любой страны — сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим эффектом, состоящим из отдельных ее потенциалов, накопленных в процессе своего функционирования. Среди них целесообразно выделить природно-ресурсный, производственный, трудовой, научно-технический и др.
Развитие национальной хозяйственной системы страны приводит к созданию и совершенствованию ее национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров и капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства и др.
В национальной хозяйственной системе страны выделяются несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны:
В составе национальной экономики
любой страны происходят постоянные
структурные, организационные и
другие изменения, обусловленные особенностями
ее хозяйственной системы и
Все уровни функционирования
национальной экономики страны, сегменты
национального рынка и
Все взаимоотношения регулируются законодательными и нормативными актами государственной власти и хозяйственного управления РФ, ее регионов и отраслей, а также системой межгосударственных договоров и соглашений, заключенных РФ, нормами международного права.
Деятельность отдельных составляющих национальной экономической системы страны (региона, отрасли, производства, предприятия, учреждения, организации и т. д.) приводит к конечному результату хозяйствования, выступающему в виде итоговых показателей этой деятельности, которые в конечном счете определяют размеры потребления и накопления в стране, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития конкретного хозяйственного звена.
В настоящее время в национальной хозяйственной системе России действует примерно 2 млн. предприятий различных отраслей, в которых занято более 64,9 млн. человек, создающих валовой внутренний продукт государства. Это говорит о масштабах нашей национальной экономики. При этом общая численность суверенных субъектов хозяйствования (государственных и муниципальных унитарных предприятий, АО всех типов, банков, страховых и других учреждений) постоянно растет, а в рамках отдельных отраслей, регионов и видов экономической деятельности все время происходят количественные и качественные изменения. Они связаны с проведением разгосударствления и приватизации, с практикой банкротств, с ликвидацией и перепрофилированием деятельности предприятий, учреждений и организаций, а также с реструктуризацией экономики, ее отраслей и регионов, с действием других факторов.
Все социально-экономические процессы, протекающие в национальной хозяйственной системе страны, охватывают материальные, трудовые, финансовые, природные и прочие ресурсы, вовлекаемые в хозяйственный оборот, и в совокупном взаимодействии представляют собой единый процесс воспроизводства, который можно свести к четырем основным типам деятельности:
В реальной практике национального хозяйствования все процессы воспроизводства:
Весь воспроизводственный процесс, протекающий в национальной экономике любой страны, можно свести к трем основным параметрам (показателям), характеризующим количественную меру развития самих процессов. Это:
Несмотря на наличие многих
уровней, элементов и звеньев
хозяйствования в национальной экономической
системе любой страны наибольшую
значимость имеет так называемый
общенациональный (макроэкономический)
уровень. Именно этот уровень функционирования,
анализа и оценки важнейших показателей
(параметров) развития позволяет получить
характеристику национальной экономики,
ее состояния и содержания, проблем
и задач, факторов и перспектив совершенствования.
Особый интерес представляют макроэкономические
показатели, когда они сравниваются
с аналогичными данными по другим
странам (так называемые международные
сравнения), с показателями некоего
«стандарта» благополучной
1. На основе изучения
объективных экономических
2. Это область человеческой деятельности, которая на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики исследует тип национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает хозяйственные решения, которые охватывают конкретное воспроизводство в том или ином периоде времени, реализуя эти решения на самом высшем (макроэкономическом) уровне с учетом протекающих социально-экономических процессов и явлений воспроизводства.
3. Экономическая наука
отражает макроэкономический (интегральный)
подход к воспроизводственному
процессу, рассматривает национальную
экономику в наиболее общем
виде и в таком аспекте
4. Наука — это и область хозяйственной практики, которая имеют дело с социально-экономическими процессами прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем.
5. Наука призвана изучать
факторы, определяющие
6. Анализируя обобщающие
(интегральные) показатели
В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику социально-экономической политики государства, создать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечить социальную защиту и социальную поддержку граждан страны в целом, каждого гражданина в отдельности.
Национальная экономика
как наука и область
Объект национальной экономики — это хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие.
Предметом национальной экономики выступают социально-экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.
Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.
Субъект национальной экономики — органы управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслей и регионов, реализующие те функции, цели и задачи, которые стоят перед национальной экономикой как наукой и областью национальной практики хозяйствования.
Основные цели
национальной экономики:
1. Стабильные высокие темпы роста национального
объема производства или обеспечение
нормального экономического роста; это
предполагает устойчивый рост объема
производства товаров и услуг данной страны
без резких изменений, спада и кризисов.
2. Стабильный уровень цен. Низкие цены
выгодны для потребителя, но лишают стимула
производителя; высокие цены стимулируют
производство, но снижают покупательную
способность потребителя. Если цены неизменны
в течение длительного времени, то это
приводит к замедлению темпов валового
национального продукта, снижению занятости,
что тоже плохо для экономики. Предполагается,
что цены устанавливаются на основе свободной
рыночной конкуренции и не повышаются
слишком быстрыми темпами. Стабилизация
цен достигается посредством их регулирования.
В рыночной экономике оно происходит на
основе конкуренции, соответствия спроса
и предложения. В административно-командной
экономике преобладает государственное
монопольное ценообразование, что, как
правило, приводит к снижению стимула
производителей, не соответствию спроса
и предложения, падению жизненного уровня
населения.
3. Обеспечение уровня занятости, которое
определяется через уровень безработицы.
В США он составляет б % от всей рабочей
силы, в развитых странах — 5—6 % совокупной
рабочей силы. Таким образом, полная занятость
трудоспособного населения достигается
при фактической занятости трудоспособного
населения, равной 94 -95 %. Показатели уровня
безработицы, объема производства и инфляции
взаимосвязаны. Если объем производства
больше потенциального, то, как показывают
исслеования западных экономистов, занятость
приближается к полной, но инфляция растет.
Снижение объема производства ведет к
уменьшению инфляции, но заметно пастет
безработица. Регулирование занятости
происходит на национальном и международном
рынках труда.
4. Поддержание равновесного внешнеторгового
баланса. Речь идет о благоприятном торговом
балансе, об отражении в торговом балансе
сальдо платежей и поступлений по экспортным,
импортным операциям. Внешняя торговля
тесно связана с объемом производства.
Чем больше страна производит, тем больше
она продает за границу, с другой стороны,
импорт товаров из-за границы усиливает
конкуренцию на внутреннем рынке, улучшая
выбор населения. Серьезное воздействие
на сальдо торгового баланса, а следовательно
и на объем производства внутри страны,
оказывает курс валюты, т.е. цена денежной
единицы одной страны, выраженная в денежной
единице другой страны. Государство устанавливает
фиксированный, твердый валютный курс
или «плавающий» — в зависимости от спроса
и предложения на валютном рынке.
5. Социальная поддержка уязвимых слоев
населения. Основными формами социальной
поддержки являются денежные доплаты,
дотации на приобретение отдельных видов
продуктов питания и непродовольственных
товаров, льготы на оплату жилья и коммунальные
услуги, натуральная выдача отдельных
товаров, введение продовольственных
талонов, льготы при покупке лекарств.
О целях национальной экономики см.: Основы
рыночной экономики. Национальная экономика
в целом. Ка-маев В.Д. и др. М., 1991. Кн. 2. С.
18-31.; Экономическая теория /Под ред. Н.И.
Базылева, СП. Гурко. Мн., 1998. С. 337-339.