Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2013 в 21:16, курсовая работа
Цель работы является изучение экономического значения НДС в России, практика его взимания в нашей стране, выработать на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать экономическую сущность НДС;
- описать причины введения НДС в России;
- определить особенности взимания НДС в России на примере предприятия ООО «Восток»;
-выявить тенденции взимания налога и перспективы его развития в нашей стране;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы НДС в России.
Быстрое кажущееся совершенно
беспрепятственным
Одной из таких стран является Российская Федерация (далее по тексту – РФ), где НДС взимается с 1992 г. Для России это новый вид налога, заменивший два действовавших до этого (с оборота и продаж). Он принадлежит к числу федеральных налогов и поступления от него занимают значительное место в доходной части бюджета нашего государства. Причем доля поступлений от налога на добавленную стоимость в общих налоговых доходах государства неуклонно возрастает. Этот налог прочно занимает первое место среди всех налоговых доходов государства.
Однако, начиная с 1992 года ведутся постоянные споры о целесообразности его взимания, величине ставок и порядке исчисления обязательств по налогу, объеме и структуре льгот, порядке взимания НДС при экспорте и импорте товаров и услуг, в том числе со странами Содружества Независимых Государств (далее по тексту – СНГ) и Таможенного союза.
При этом в современном мире НДС создал устойчивую базу для мобилизации государственных доходов и тем самым оказался одним из важнейших инструментов достижения макроэкономической стабильности и экономического роста. При этом НДС имеет преимущества, как для государства, так и для налогоплательщика. Во - первых, от него труднее уклониться. Во - вторых, с ним связано меньше экономических нарушений. В - третьих, он в большей степени повышает заинтересованность в росте доходов. К тому же для налогоплательщиков предпочтительнее рост налогообложения расходов, чем доходов.
Все это делает актуальным исследование экономической роли НДС, анализа международного опыта взимания НДС, анализа действующей системы обложения НДС в России, ее основные недостатки и перспективы развития, и выработки на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации, т.к. проблемы совершенствования косвенного налогообложения, и в частности, налога на добавленную стоимость, до сих пор являются чрезвычайно актуальными для Российской Федерации.
Объект исследования – налог на добавленную стоимость.
Предмет исследования - отечественный опыт взимания НДС.
Цель работы является изучение экономического значения НДС в России, практика его взимания в нашей стране, выработать на этой основе рекомендаций по реформированию системы НДС в Российской Федерации.
Задачи, решаемые в работе:
- охарактеризовать
- описать причины введения НДС в России;
- определить особенности
-выявить тенденции взимания налога и перспективы его развития в нашей стране;
- разработать рекомендации по совершенствованию системы НДС в России.
Для написания работы использовались
нормативные документы
Самым эффективным нововведением в финансовой политике и практике последней трети нашего столетия стало, пожалуй, широкое распространение налога на добавленную стоимость - НДС (Value - Added Tax /VAT/ англ.). Некоторые страны используют другие наименования: налог на товары и услуги (Канада, Новая Зеландия), налог на потребление (Япония). В многовековой истории налогового права НДС - относительно новый вид косвенного налогообложения, который имеет широкую налоговую базу и взимается на множестве стадий производства.
И хотя налог на добавленную
стоимость находит все более
широкое распространение в
Несмотря на название, НДС по своей сути не является налогом на добавленную стоимость, это скорее налог на внутреннее потребление. При этом, несмотря на предполагаемое возложение налогового бремени на потребителя, последний не облагается налогом напрямую. Вместо этого налогоплательщиками являются производители товаров и услуг, а также их продавцы, т.е. экономические субъекты, занимающиеся производством и распространением благ. При этом каждый налогоплательщик обязан перечислить в бюджет только часть налога, собираемого розничным продавцом с конечного потребителя, равную произведению налоговой ставки на стоимость товара, добавленную налогоплательщиком в процессе своей производственно-хозяйственной деятельности. Для достижения такого порядка обязательства по налогу на добавленную стоимость возникают при осуществлении каждой налогооблагаемой операции, под которой обычно понимают реализацию товаров и услуг. При смене собственника товара или при реализации услуги налогоплательщик начисляет НДС, а суммы уплаченного налога принимаются к возмещению или относятся на уменьшение налоговых обязательств. С юридической точки зрения в полной мере налог на товар или услугу уплачивается после того, как этот товар покидает круг зарегистрированных плательщиков НДС, т.е. происходит его конечная или розничная реализация.
Итак, сущность НДС состоит в том, что он взимается на всех стадиях процесса производства товаров и услуг, однако при этом действует механизм, позволяющий компаниям вычитать налог, уплаченный ими при покупке товаров и услуг (так называемый «входной» налог), из налога, который они начисляют на стоимость реализуемой ими продукции [32, 2].
Хотя НДС имеет весьма четкие характеристики, на практике существуют различия в определении товаров и услуг, за которые налогоплательщик получает налоговое возмещение, а также в определении видов экономической деятельности, которые облагаются налогом. Некоторые крупные страны, например Китай, не принимают к вычету налог, уплаченный при покупке основных средств. А те страны, которые разрешают вычитать налог на подобные покупки, часто не возмещают его переплату. Большинство стран освобождают экспортную продукцию от уплаты НДС, что означает, что налог, не включается в ее цену, а налог на закупленные товары возмещается. Однако ряд стран, в том числе и Россия, систематически облагает НДС некоторые статьи экспорта. Одни страны распространяют НДС только на стадию производства товаров, другие не облагают НДС сферу услуг. Так же разнообразен механизм возмещения налогов: самый обычный метод- использование счетов–фактур. Таким образом, существует множество различных видов и форм НДС.
В результате различий в практике взимания НДС возникают разногласия относительно того, считать в том или ином случае налог НДС или нет. Группа авторов Л. Эбрилл, М. Кин, Ж.-П. Боден и В. Саммерс определяют НДС как: имеющий широкую налоговую базу, взимаемый с добавленной стоимости реализуемой продукции и охватывающий, по меньшей мере, стадию производства; с регулярным вычетом налога, уплаченного за приобретенные товары и услуги (за исключением, возможно, основных средств), из налога, включаемого в добавленную стоимость реализуемой продукции.
Хотя это определение довольно дискуссионное, в нем, тем не менее, отражена существенная характеристика НДС: налог начисляется и собирается в процессе производства, причем налог, причитающийся к уплате в бюджет, уменьшается на налог, уплаченный за приобретенные товары и услуги.
До введения НДС внутренние косвенные налоги обычно взимались с узкого круга товаров (например, акцизы на алкоголь и табак). Кроме того, существовали налоги с продаж и с оборота. Налоги, удерживаемых с оборота появились в 1916 году в Германии и облагали по пропорциональной шкале ставок оборот предприятия в течение определенного времени.
Существуют две большие группы налогов с оборота: кумулятивные налоги и налоги разового удержания. Слияние этих двух типов налогов и дало начало налогу единичного и частичного удержания, который получил название НДС.
Кумулятивные налоги, так называемые «многоступенчатые», удерживаются с общей стоимости каждой операции. Они позволяют делать значительные сборы, несмотря на относительно низкие ставки. Более того, их удержание не составляет большого труда, так как взимаются они, без каких либо исключений, со всех операций, которые были совершены с товаром в ходе его производства и обращения.
Но в то же
время они оказывают
Налоги разового удержания, как указывает их наименование, взимаются один раз, со всей стоимости продукта на одной строго определенной стадии. Налог может удерживаться на стадии как производства, так и реализации (старый налог с оборота во Франции), а также в момент перехода от оптовой к розничной торговле (Австралия, Финляндия) или при розничной торговле (США).
Налог с оборота разового удержания приносит в казну не настолько много сборов, как кумулятивные, хотя его ставки относительно велики, что побуждает к налоговому мошенничеству. В то же время, величина сборов по этим налогам плохо прогнозируема, так как какие-либо проблемы у непосредственного налогоплательщика лишают казну всей суммы налога, которая подлежала бы удержанию с этого продукта. В конце концов, его сложно исчислять: расчеты между предприятиями еще до стадии удержания налога должны принимать во внимание его конечное удержание. Тем не менее данный тип налога дает несколько неоспоримых преимуществ: они не накапливаются в цене товара как кумулятивные, и доход от них не зависит от продолжительности экономического цикла, структуры производства и распределения. Более того, возможно освобождение от налогообложения экспорта, что положительно влияет на международную торговлю.
Таким образом, деформации, возникшие в результате применения налога с оборота, и необходимость увеличить налоговые поступления в бюджет послужили стимулом к поискам альтернативного варианта налога. Налог на добавленную стоимость как раз и явился объединением кумулятивного налога и налога разового удержания. Как и кумулятивные налоги, он взимается на каждой стадии от производства до реализации, но он остается «нейтральным», так как каждый налогоплательщик уменьшает сумму налога, удержанного им при продаже, на величину налога, удержанного с него при закупках. Следовательно, каждый из налогоплательщиков вносит в бюджет лишь часть налога, хотя в конце экономического цикла величина налога, перечисленного в казну, равна величине налога разового удержания на стадии розничной торговли.
Идея налога на добавленную стоимость родилась у немецкого предпринимателя фон Сименса в 1920-х гг. Тогда же появились и более подробные предложения, в частности метод счетов-фактур, автором которого является Адамс. Особый вклад в разработку этого налога внес «отец НДС» Морис Лоре. Он описал схему действия НДС и обосновал его преимущества перед налогом с оборота, выражающиеся в устранении каскадного эффекта при взимании последнего.
Признание НДС происходило довольно медленно. Первые попытки ввести этот налог были предприняты в 1920-е гг. во Франции и в 1949г. в Японии. Однако впервые налог, который строго соответствовал определению современного НДС, появился во Франции в 1948г. Этот налог, первоначально применявшийся только на стадии производства товаров и не предусматривающий возмещения налога, уплаченного за основные средства, был преобразован в 1954 г. в настоящий налог на потребление, каким является современный НДС.
НДС для производственной сферы был принят в 1960 г. в Кот-д’Ивуаре, чуть позже- в Сенегале, между тем штат Мичиган в 1953 г. ввел единый налог на бизнес- вариант налога на добавленную стоимость, базировавшийся на данных бухгалтерских счетов.
С конца 1960-х гг. распространение НДС в мире ускорилось. В 1967г. его вводит Бразилия, и, таким образом, НДС проникает в Латинскую Америку; в этом же году его принимает Дания и он начинает завоевывать Европу. В 7О-е годы распространение НДС стало общеевропейским. Этому в значительной степени способствовало принятие ЕЭС 17 мая 1977 г. специальной директивы об унификации правовых норм, регулирующих взимание налога на добавленную стоимость в странах - членах Сообщества, в которой НДС утверждался в качестве основного косвенного налога и устанавливалось его обязательное введение для всех стран - членов ЕЭС до 1982 г. Для стран же имеющих намерение в будущем вступить в Сообщество, необходимым условием становилось наличие функционирующей системы НДС [3, 51].
До конца 1970-х гг. НДС распространяется повсюду очень быстро, затем почти на десятилетие темпы его введения замедлились, с тем чтобы в конце 1980-х и 1990-е гг. получить новый импульс.
В настоящее время НДС взимают 137 стран мира. Общей тенденцией для всех стран, установивших НДС, явилось быстрое превращение этого налога в один из главных в налоговой системе. При этом поступления НДС составляют в среднем примерно 27% всех налоговых поступлений в бюджет и свыше 5% ВВП.
Введение НДС явилось одним из основных направлений глобальной налоговой реформы 80 - 90-х годов. Столь широкое распространение НДС во многих странах мира и его признание объясняются целым рядом причин: