Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 17:49, курсовая работа
Данная тема актуальна, так как сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части бюджета. Основой его взимания, как следует из названия, является добавленная стоимость, создаваемая на всех стадиях производства и обращения товаров. Этот налог традиционно относится к категории универсальных косвенных налогов, которые в виде своеобразных надбавок взимаются путем включения в цену товаров, перенося основную часть налогообложения на конечных потребителей продукции, работ, услуг.
Введение …………………………………………………………………………..…. 4
Глава 1 Экономическая сущность налога на добавленную стоимость ……........ 5
1.1 История возникновения и развития налога на добавленную стоимость …....5-8
1.2.Основные элементы налога на добавленную стоимость ………………….... 8-13
Глава 2 Особенности исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость. Его регулирующая роль …………………………………………………………….. 13
2.1 Порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость ……… 13-16
2.2 Оценка нового механизма исчисления НДС ………………………………. 17-19
2.3 Регулирующая роль НДС …………………………………………………… 19-22
Заключение ……………………………………………………………………… 22-23
Список литературы ………………………………………………………………… 24
Итак, скажутся ли данные изменения законодательства на деятельности фирмы позитивным образом? Безусловно, возможность «растянуть удовольствие» от расставания с собственными средствами в пользу государства во времени должно положительно сказаться на финансовой устойчивости любой организации. Перечисление в бюджет трех распределенных во времени платежей вместо одного по итогам квартала дает возможность не изымать из оборота в начале нового налогового периода внушительные денежные суммы.
В принципе именно так и обстояли дела ранее, когда для крупных компаний, чья сумма реализации превышала 2 миллиона, налоговый период составлял месяц. Но, как известно, с начала 2008 года все плательщики данного налога были ультимативно переведены на «поквартальный» НДС.
18
Это нововведение
частично решило для фирм
2.3 Регулирующая роль НДС
Регулирующая функция НДС имеет первостепенную значимость по своему воздействию на национальную экономику. Трудно представить себе нерегулируемую государством экономическую систему. Налоговое регулирование представляет собой комплекс мероприятий, направленных на вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с концепцией развития. Регулирующую роль играет сама система налогообложения, избранная правительством. Через налоги власти воздействуют на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе.
19
Регулирующая функция
НДС осуществляется путем применения
отлаженной системы налогообложения,
выделения из бюджета капитальных
вложений и дотаций, государственных
закупок и осуществления
Предоставляя льготы, государство решает серьезные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогами часть прибыли, идущую на внедрение новой техники, оно поощряет технический прогресс. А, не облагая налогами часть прибыли, идущей на благотворительную деятельность, государство привлекает предприятия к решению социальных проблем.
Таким образом, здесь ярко выражена стимулирующая направленность функции, которая реализуется через систему льгот, исключений, преференций. Стимулирование может проявляться в изменении объема налогообложения, уменьшении налогооблагаемой базы, снижении налоговой ставки или в полном освобождении от налогов.
Налогом можно и ограничивать деловую активность, а, следовательно, развитие тех или иных отраслей деятельности. Налогом на добавленную стоимость можно создать предпосылки для снижения издержек производства, повысить конкурентоспособность предприятий, проводить протекционистскую политику. Еще одна направленность регулирующей функции - социальная функция – поддержание социального равновесия путём изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.
20
Самыми социально несправедливыми являются косвенные налоги, так как они перекладываются через цены на потребляемые товары в одинаковой степени на лиц с высокими и низкими доходами. В целях смягчения социального неравенства государственные органы предоставляют отдельным группам населения налоговые льготы. Особое место занимает воспроизводственное назначение, которое направлено на компенсацию и возмещение потребляемых ресурсов. Такую нагрузку несут в себе плата за воду, пользование природными ресурсами, отчисления на производство материально-сырьевой базы, в дорожные фонды. По мнению, крупного английского экономиста Дж. Кейнса, налоги существуют в обществе исключительно для регулирования экономических отношений.
Регулирующая функция НДС направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. Эта функция имеет три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. Стимулирующая подфункция направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Они реализуются через систему льгот и освобождений от налогов. Нынешняя система налогообложения представляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т.д.
Дестимулирующая подфункция,
напротив, направлена на установление
через налоговое бремя
21
Нужно отметить, что налоговое стимулирование инвестиций, сельского хозяйства и других отраслей народного хозяйства в отрыве от прочих экономических факторов не приносит желаемого результата, поскольку инвестиционные процессы обусловлены не налоговыми льготами, а потребностями развития производства и расширения бизнеса.
В то же время регулирующая функция НДС действует сразу и непосредственно при дестимулирующем налоговом подходе. Создание непомерного налогового бремени практически всегда влечет спад производства из-за потери его эффективности. Так, например, непомерный налоговый гнет на российское крестьянство в 30-х годах XX века (под видом классовой борьбы с кулачеством) привел к его ликвидации за несколько лет. В наше время введение 70%-ного налога на прибыль от деятельности, связанной с видеопоказом, привело к исчезновению видеосалонов, пользовавшихся большой популярностью у населения в конце 80-х - начале 90-х годов. Дестимулирование импорта путем установления повышенных пошлин (политика протекционизма) также влечет за собой резкое сокращение ввоза тех или иных товаров.
Заключение
Налог на добавленную стоимость является одним из широко распространенных косвенных налогов во многих странах с рыночной экономикой. В отечественную налоговую систему НДС был введен в 1992 году. По экономическому содержанию - это часть добавленной стоимости, которая изымается в государственный бюджет. Добавленная стоимость создается на всех стадиях производства и определяется как разница между стоимостью реализованной продукции, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Первая внесла изменение в структуру косвенных налогов Франция, которая в 1954 году провела замену использовавшегося ранее налога с оборота на НДС. Соответствующая замена базировалась на идее, что НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов, свободен от их основных недостатков.
22
Во-первых, НДС, как и
налог с оборота, многократен, поскольку
также взимается на каждой стадии
производства и обращения и соответственно
в отличие от налога на продажи
сохраняет возможность
Изучив данный налог можно сделать вывод, что он обладает некоторыми преимуществами и недостатками.
В целом же мировой опыт свидетельствует, что налоговая система, построенная на базе НДС, обеспечивает высокую стабильность поступлений в бюджет и незначительную зависимость его от характера экономической конъюнктуры. Однако меры по увеличению НДС могут сыграть серьезную и долговременную положительную роль лишь в том случае, если полученные в результате этих мер дополнительные финансовые средства будут использованы как база для параллельного проведения в рамках активной промышленной политики серьезных налоговых ограничений в целях стимулирования экономического роста
23
Список литературы:
Основная
1. Налоговый кодекс Российской Федерации: в двух частях. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (ред. от 09.03.2010).
2. Абрамова Э.В. Порядок
учета НДС при осуществлении
иной деятельности наряду с
деятельностью, подлежащей
3. Абрамов М.Д. Налог на добавленную стоимость- налог на ВВП предприятия//Финансовые и бухгалтерские консультации. - № 5. - 2007 г.
4. Блошенко Т. Зарубежный
опыт взимания НДС//Партнер
5. Бюджетная система России: учеб. для вузов / Под ред. Г.Б. Поляка. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2009г.
6. Борисов А.Н. Налог
на добавленную стоимость.
7. Демин А.В. Налоговое право Росси: Учебное пособие. – М.: РУМЦ, 2008.
8. Князев В.Г. Налоговые системы зарубежных стран. – М.: «Закон и право», издательское объединение ЮНИТИ, 2007.
Дополнительная
9. Кулаева Н.С. Налог на
10.Лушина С. И. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. – М., 2009г.
11. Паркинсон С. Закон и доходы. – М.: ПКК «Интерконтакт», 2008.
12. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. - М.: Издательский Дом "МЦФЭР", 2006 г.
13. Черник Д. Налоги и налогообложение. Учебник. М.: Инфра-М. 2008г.
24
Информация о работе Налог на добавленную стоимость, его сущность и регулирующая роль