Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2011 в 22:13, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС.
При изучении данной работы ставились следующие задачи:
- изучит сущность налога на добавленную стоимость;
- изучить налогоплательщиков НДС;
- ознакомиться с объектами налогообложения;
- изучить налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период;
- изучить налоговые вычеты;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
- заполнение налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Введение…………………………………………………………………….. 3
Раздел 1. Налог на добавленную стоимость и его элементы..………..5
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость……………………….. 5
1.2. Налогоплательщики НДС………………………………………………9
1.3. Объекты налогообложения……………………………………………12
1.4. Налоговая база, налоговые ставки, налоговый период……………...15
1.5. Налоговые вычеты……………………………………………………..17
1.6. Порядок исчисления и уплаты НДС………………………………….21
Раздел 2. Заполнение налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость………………………………………………………..23
2.1. Общие положения……………………………………………………..23
2.2. Порядок заполнения титульного листа декларации………...……....25
2.3. Порядок заполнения раздела 1 декларации "Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика"……………………………………………………………..28
2.4. Порядок заполнения раздела 3 декларации "Расчет суммы налога, подлежащей уплате в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 - 4 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации"…………………………………………………………30
Заключение…………………………………………………………………40
Список использованной литературы……………………………………...41
Содержание
Введение………………………………………………
Раздел 1. Налог на добавленную стоимость и его элементы..………..5
1.1. Сущность налога на добавленную стоимость……………………….. 5
1.2. Налогоплательщики НДС………………………………………………9
1.3.
Объекты налогообложения………………………………………
1.4. Налоговая база, налоговые ставки, налоговый период……………...15
1.5. Налоговые вычеты……………………………………………………..17
1.6. Порядок исчисления и уплаты НДС………………………………….21
Раздел
2. Заполнение налоговой декларации по
налогу на добавленную стоимость………………………………………………………
2.1.
Общие положения…………………………………………………….
2.2. Порядок заполнения титульного листа декларации………...……....25
2.3.
Порядок заполнения раздела 1 декларации
"Сумма налога, подлежащая уплате в
бюджет (возмещению из бюджета), по данным
налогоплательщика"………………………………
2.4. Порядок заполнения раздела 3 декларации
"Расчет суммы налога, подлежащей уплате
в бюджет по операциям, облагаемым по налоговым
ставкам, предусмотренным пунктами 2 -
4 статьи 164 Налогового кодекса Российской
Федерации"……………………………………………………
Заключение…………………………………………
Список
использованной литературы……………………………………...41
Введение
Тема налогообложения на сегодняшний день немаловажна в России, так как именно налогообложение вызывает яростную полемику как среди представителей власти, так и среди рядовых граждан, это связано прежде всего с надеждой, что налогообложение сможет поднять на ноги такую могучую страну, как Россия.
Налог на добавленную стоимость введен в России начиная с 1992 года. Он представляет собой форму изъятия в бюджет прироста стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ, услуг.
Налог на добавленную стоимость является сравнительно молодым налогом, так как стал применяться лишь в XIX веке. Конкретная схема обложения налога на добавленную стоимость была разработана в 1954 году французским экономистом М. Лоре, с легкой руки которого он и был введен во Франции в 1958 году. В то же время добавленная стоимость начала использоваться в статистических и аналитических целях еще с конца прошлого века.
Действующая система российского налогообложения опирается в основном на подсистему косвенного налогообложения. Налогоплательщик при реализации товаров (работ, услуг) получает с покупателя одновременно с ценой и налоговые суммы, которые затем перечисляет государству. Таким образом, указанные налоги предназначаются для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы или услуги), выступающий в качестве посредника между государством и фактическим плательщиком налога - потребителем этого товара (работы или услуги).
Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации к косвенным налогам относится налог на добавленную стоимость. Он относится к тем налогам, которые имеют в России наиболее разветвленную сеть исключений из общих налоговых правил, множество льгот, а также огромное число понятий, с которыми процедура налогового изъятия непосредственно связана [1, стр. 139].
Данным налогом облагается доход, идущий на конечное потребление. В России НДС является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании бюджетов всех уровней.
Налог на добавленную стоимость уплачивают все предприятия и организации вне зависимости от видов деятельности, форм собственности, ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, численности работающих и т.д., имеющие статус юридических лиц, осуществляющих производственную и иную коммерческую деятельность.
НДС как наиболее значительный косвенный налог выполняет две взаимодополняющие функции: фискальную и регулирующую. Первая (основная), заключается в мобилизации существенных поступлений от данного налога в доход бюджета. В свою очередь регулирующая функция проявляется в стимулировании производственного накопления и усилении контроля за сроками продвижения товаров и их качеством [2, стр. 23].
Целью написания курсовой работы является изучение особенностей исчисления, уплаты и налогового учета НДС.
При изучении данной работы ставились следующие задачи:
- изучит сущность налога на добавленную стоимость;
- изучить налогоплательщиков НДС;
- ознакомиться с объектами налогообложения;
- изучить налоговую базу, налоговые ставки, налоговый период;
- изучить налоговые вычеты;
- рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость;
- заполнение налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость.
Раздел
1. Налог на добавленную стоимость и его
элементы
1.1.
Сущность налога на добавленную стоимость
НДС относится к федеральным налогам и действует на всей территории РФ. НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
Теоретически НДС представляет собой долю в процентах от стоимости, добавленной на каждой стадии производства и обращения (т.е. на каждой стадии прохождения товара от поставщика исходного сырья до потребителя конечной продукции).
Для предприятия величина добавленной стоимости представляет собой разность между стоимостью реализуемой продукции и стоимостью материальных ценностей, использованных для производства соответствующей продукции (за исключением износа основных фондов).
В Российской Федерации НДС был введен с 1 января 1992 г. и фактически заменил (вместе с акцизами) прежние налоги с оборота и продаж, намного превзойдя их по своему влиянию на формирование доходов бюджета, экономику, ценовые пропорции и финансы предприятий и организаций [2, стр. 5].
Сегодня НДС в России является не только основным косвенным налогом, но и главным в формировании доходной части федерального бюджета.
НДС обычно относят к категории универсальных косвенных налогов, которыми облагаются весь товарооборот на внутреннем рынке и товарооборот, складывающийся при осуществлении внешнеэкономической деятельности. Его перечисляют в доходы бюджета все производители товаров (работ, услуг) и продавцы, участвующие в сбыте товаров (работ, услуг).
Взимание НДС как косвенного налога направлено, прежде всего, на решение фискальных задач государства. Во многих зарубежных странах он использовался для покрытия бюджетных дефицитов, так как увеличение налоговых ставок по прямым налогам, как правило, приводит к замедлению процесса накопления капитала и к снижению деловой активности. Но НДС отводится и определенная роль в регулировании экономических и социальных процессов в стране. Так, например, в европейских странах от налога освобождаются средства, инвестируемые в основной капитал, не платят налоги банки, учебные заведения, имеются льготы у общественных организаций инвалидов.
Товары обычно проходят несколько этапов производства и реализации перед тем, как попасть к конечному потребителю. Производитель покупает сырье, топливо и прочие материалы для производства товаров, которые он продает оптовому продавцу, а он в свою очередь продает их розничному продавцу, который затем реализует их конечному потребителю. На каждом этапе в этой цепочке операций добавляется элемент стоимости: он состоит из средств, направляемых производителем или продавцом на выплату зарплаты, аренды, начисление амортизации, погашение процентных и прочих платежей, а также его прибыли. Это и есть «добавленная стоимость», облагаемая НДС.
При применении данного налога ставится задача облагать на каждом этапе не полный оборот, как в случае налога с оборота, а лишь те его элементы, которые составляют добавленную стоимость. Налог собирается в виде последовательных платежей, но его общая сумма оказывается такой же, как если бы это был одноступенчатый налог с розничных продаж. Сумма налога, которую государство получает за один раз при применении одноступенчатого налога на розничные продажи, в случае использования налога на добавленную стоимость поступает по частям с каждого этапа производства и реализации.
НДС, сохраняя достоинства других косвенных налогов с точки зрения фискальной, не имеет их главных недостатков. Среди причин, обусловливающих целесообразность введения НДС в налоговую систему страны с трансформационной экономикой, необходимо акцентировать внимание на следующих.
1. НДС, как и налог с оборота, взимается многократно на каждой стадии производства и обращения, поэтому сумма налога начинает поступать в бюджет государства задолго до того, как товар дойдет до конечного потребителя. Это позволяет государству оказывать воздействие на все стадии производства и обращения товара и иметь стабильный источник доходов.
2. Преимуществом НДС является широта налоговой базы, и введение налога может не привести к резким структурным изменениям в экономике страны, поскольку объектом обложения являются операции по реализации всех товаров (работ, услуг) у всей совокупности налогоплательщиков. НДС, так же как и налог с оборота, налог с продаж, является универсальным. Универсальность налога может быть реализована только при условии незначительного числа исключений из объекта обложения, ограниченного количества льгот и узкого перечня налоговых ставок [2, стр. 29].
Для НДС характерна фискальная продуктивность, связанная с ростом потребления и инфляцией. Постоянный рост доходов бюджета за счет НДС может быть увеличен при росте жизненного уровня населения и его численности, что приводит к росту потребления товаров (работ, услуг) и, следовательно, к увеличению расходов на это потребление.
И наоборот, уменьшение численности населения и снижение уровня его жизни будут являться факторами сокращения сумм налога, поступающих в бюджет. В период экономического подъема создаются благоприятные условия для повышения цен, поэтому растут суммы налога, поступающие в доход бюджета.
3. Поскольку сумма налога прямо пропорциональна величине добавленной стоимости, то она зависит от реального вклада этой каждой стадии в стоимость конечного продукта. Сумма НДС не зависит от количества стадий, которые проходит товар от производителя до конечного потребителя, поскольку, как правило, от изменения организационной структуры экономики зависит только величина материальных затрат, а не добавленная стоимость.
4. Принципиальные преимущества НДС по отношению к внешней и внутренней торговле. Он устраняет ценовые искажения, возникающие при использовании налога с оборота. В случае применения НДС можно точно рассчитать налоговую составляющую в цене товара на каждом этапе, и каждое лицо в цепочке производства и реализации при расчете своих налоговых обязательств по произведенной продукции может зачесть в счет уплаты налога разрешенные к списанию суммы НДС, внесенные при приобретении производственных ресурсов, включая капитальные затраты производственного назначения.
5. Важным свойством налога является его возможная нейтральность по отношению к хозяйствующим субъектам различных отраслей и сфер деятельности. Она выражается в том, что в отличие от налога с оборота, налога с продаж, налога на прибыль, налога на имущество механизм его взимания предусматривает право вычета сумм налога, уплаченного поставщикам. Именно поэтому налог является нейтральным по отношению к налогоплательщику, но не по отношению к конечному потребителю.