Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 22:10, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является анализ механизма налогообложения имущества организаций и определение перспективных направлений его развития.
Как видно из представленной таблицы стоимость
налогооблагаемого имущества ОАО «Сарансккабель»
на начало года составила 146892 тыс. руб.,
в том числе по основным средствам – 145311
тыс. руб., по нематериальным активам –
1581 тыс. руб. На конец года стоимость налогооблагаемого
имущества составила 181339 тыс. руб., в том
числе по основным средствам – 179550 тыс.
руб., по нематериальным активам – 1789 тыс.
руб.
Сумма налога исчисляется и вносится ОАО
«Сарансккабель» в бюджет поквартально
нарастающим итогом, а в конце года производится
перерасчет.
Уплата налога производится ОАО «Сарансккабель»
по квартальным расчетам в пятидневный
срок со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за
квартал, апо годовым расчетам - в десятидневный
срок со дня, установленного для представления
бухгалтерского отчета за год.
Исчисленная сумма налога вносится в виде
обязательного платежа в бюджет в первоочередном
порядке с отнесением затрат на финансовые
результаты деятельности ОАО «Сарансккабель».
Налог на имущество включается в состав
прочих расходов организации.
Сумма налога исчисляется главным бухгалтером
ОАО «Сарансккабель» самостоятельно ежеквартально
нарастающим итогом с начала года исходя
из определяемой за отчетный период фактической
среднегодовой стоимости имущества, рассчитанной
с учетом уменьшения стоимости имущества
и ставки налога. Сумма налога, подлежащая
уплате в бюджет, определяется с учетом
ранее начисленных платежей за отчетный
период.
Расчеты налога и среднегодовой стоимости
имущества за отчетный период представляются
предприятием в налоговые органы по месту
нахождения вместе с бухгалтерским отчетом
в сроки, установленные для представления
квартальной и годовой бухгалтерской
отчетности.
Уплата налога производится по квартальным
расчетам в пятидневный срок со дня, установленного
для представления бухгалтерского отчета
за квартал, а по годовым расчетам – в
десятидневный срок со дня, установленного
для представления бухгалтерского отчета
за год.
В целях обеспечения полного поступления
платежей в бюджет предприятие обязано
до наступления срока платежа сдать платежное
поручение соответствующему учреждению
банка на перечисление налога в соответствующие
бюджеты, которое исполняется банком в
первоочередном порядке.
Согласно ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность»
сроки предоставления квартальной отчетности
не позднее 30 дней, со дня окончания отчетного
периода, сроки предоставления годовой
отчетности не позднее 90 дней со дня окончания
года. ОАО «Сарансккабель» придерживается
сроков уплаты налога, нарушений нет.
Льготы по налогу на имущество для данного
предприятия не применяются, так как ОАО
«Сарансккабель» не входит в перечень
предприятий имеющих право на льготы.
По окончании года ОАО «Сарансккабель»
представляет в налоговый орган, по своему
месту нахождения, расчет по налогу на
имущество предприятий по форме 1152003. Он
составляется в целом по организации.
Рассмотрим порядок расчёта налога на
имущество для ОАО «Сарансккабель» за
2007 год (таблица 2.3).
Таблица 2.3 – Сведения об имуществе ОАО
«Сарансккабель» за 2007 год (тыс.руб)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В течение года стоимость имущества распределялась
следующим образом (таблица 2.4)
Таблица 2.4 – Динамика стоимости имущества,
признаваемого объектом налогообложения
ОАО «Сарансккабель» (тыс.руб)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Для расчёта среднегодовой
стоимости имущества воспользуемся формулой:
∑
ССи = __________
N + 1
Где ССи – среднегодовая стоимость имущества;
СИ – стоимость имущества на 1-е число
каждого месяца;
N – количество месяцев в рассчитываемом
периоде.
Согласно данной формуле рассчитаем сумму
налога на имущество для ОАО «Сарансккабель»
на каждый отчётный период:
За
I квартал:
- среднегодовая стоимость имущества
146 892 + 145927 + 145178 + 147481
______________________________
4 + 1
- сумма налога:
117 095,6 * 2,2% = 2576 тыс. руб.
За полугодие:
- среднегодовая стоимость имущества
146 892 + 145927 + 145178 + 147481 + 152894 + 163947 + 175639
______________________________
= 153 994 тыс. руб.
- сумма налога:
153994 * 2,2% = 3388 тыс. руб.
- сумма налога подлежащего перечислению
в бюджет за полугодие:
3388 – 2576 = 812 тыс. руб.
За 9 месяцев:
- среднегодовая стоимость имущества
146 892 + 145927 + 145178 + 147481 + 152894 + 163947 + 175639+
______________________________
177214 + 176387 + 179971
______________________________
- сумма налога:
161153 * 2,2% = 3545 тыс. руб.
- сумма налога подлежащего перечислению
в бюджет за полугодие:
3545 – 3388 = 157 тыс. руб.
За год:
- среднегодовая стоимость имущества
146 892 + 145927 + 145178 + 147481 + 152894 + 163947 + 175639+
______________________________
177214 + 176387 + 179971 + 178936 + 177936 + 181339
______________________________
- сумма налога:
165 365 * 2,2% = 3 638 тыс. руб.
- сумма налога подлежащего перечислению
в бюджет за полугодие:
3 638 – 3545 = 93 тыс. руб.
Таким образом, годовая сумма налога на
имущество по ОАО «Сарансккабель» составляет
3 638 тыс. руб. В связи с увеличением имущества
предприятия, сумма налога также будет
увеличиваться с каждым годом. Мы считаем,
что благодаря оптимальной ставке налога
на имущество, равной 2,2% можно добиться
увеличения сумм налога, поступающих в
бюджет, в связи с увеличением имущества
предприятий и отказа от сокрытия данного
имущества.
2.3 Оценка налоговой нагрузки предприятия
Один из важнейших аспектов функционирования
российской налоговой системы – это проблема
налоговой нагрузки и ее воздействия на
хозяйственную активность предприятия.
И главной задачей всех налоговых реформ
служит снижение налоговой нагрузки при
условии компенсации выпадающих доходов,
но не определены ни временные, ни нормативные
рамки этого процесса.
Нуждается в уточнении и само понятие
«налоговая нагрузка». Одно из мнений
заключается в том, что это комплексная
характеристика, которая включает:
· количество налогов и других обязательных
платежей;
· структуру налогов;
· механизм взимания налогов;
· показатель налоговой нагрузки на предприятие.
При оценке количества налоговых платежей
необходимо отметить, что в настоящее
время их насчитывается более 100. Реальное
количество налогов, перечисленных в НК
РФ, приближается к 50. Но также рассматривается
перспектива дальнейшего сужения круга
налогов до 10: 8 федеральных, 1 регионального
и 1 местного.
Для характеристики налоговой нагрузки
имеет значение не только количество,
но и структура уплачиваемых налогов.
Наиболее «трудными» являются налоговые
платежи, исчисляемые независимо от полученного
дохода и лишь частично перелагаемые на
конечного потребителя. Это налоги уплачиваемые,
как отчисления от оборота и имущественные
налоги. С введением Налогового кодекса
некоторые из этих налогов прекратили
свое существование (налоги зачисляемые
в дорожные фонды, сбор на нужды образовательных
учреждений и др.), но резко возрастает
роль еще более трудных «имущественных»
налогов [15].
Налоговая нагрузка на предприятие в немалой
степени определяется самим механизмом
взимания налогов. Так в условиях непрекращающегося
платежного кризиса в РФ очень болезненным
оказался переход к международной практике
определения реализованной продукции
по факту ее отгрузки покупателю. Эта практика,
несомненно, ужесточает налоговый режим.
Но все дискуссии о налоговой нагрузке
на предприятия останутся беспредметными
до тех пор, пока не будет достигнуто согласие
в вопросе о методике расчета сводного
показателя, характеризующего эту нагрузку.
Существует несколько методик расчета
налоговой нагрузки для предприятия. Одна
из наиболее распространенных предполагает
использование формулы (2.2.):
где НН – налоговая
нагрузка (%),
СН – сумма налогов,
уплачиваемых предприятием,
Вр – выручка
от реализации продукции (работ) и оказания
услуг.
Также для отдельного плательщика показатель
налоговой нагрузки может быть исчислен
по формуле:
СН – сумма налогов,
уплачиваемых предприятием,
СИ – сумма источников
средств для уплаты налогов.
В перечень уплачиваемых налогов входят
все без исключения налоги и обязательные
платежи предприятия в бюджет и во внебюджетные
фонды. Иногда предлагают исключить из
расчета налоговой нагрузки такие платежи
как НДС, акцизы, отчисления во внебюджетные
социальные фонды. Аргументом здесь служит
характеристика этих налогов как транзитных,
нейтральных для предприятия. Но абсолютно
нейтральных для предприятия налогов
просто не существует: они реально уплачиваются
за счет текущих денежных поступлений,
а степень их «перелагаемости» непостоянна
и осуществляется не в полном объеме. Эта
«перелагаемость», как известно, зависит
от эластичности спроса на соответствующую
продукцию. При устоявшемся уровне цен
и высоких ставках косвенного налогообложения
их дальнейшее повышение приведет к существенным
потерям доходов у товаропроизводителей.
Определение налоговой нагрузки по налогу
на имущество определяется как удельный
вес суммы налога в сумме выручки от реализации
продукции.
Первоначальным этапом определения налоговой
нагрузки по налогу на имущество является
определение доли суммы данного налога
в общей сумме налоговых платежей. Для
определения доли налога на имущество
составим таблицу 2.5
Таблица 2.5 – Расчёт удельного веса налога
на имущество в структуре налогов за 2007
год
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из данных таблицы видно, что общая
налоговая нагрузка по предприятию составляет
13,78%, в том числе налоговая нагрузка по
налогу на имущество – 1,12%.
Удельный вес налога на имущество в общей
сумме налогов, уплачиваемых ОАО «Сарансккабель»
составляет 8,16%.
На вопрос, какой должна быть оптимальная
налоговая нагрузка единый ответ еще не
найден. Налогоплательщик обычно считает
справедливой налоговую нагрузку до 30%,
тяжело воспринимает нагрузку в 40% и не
приемлет ее, когда она больше 50%, то есть
в описанном выше примере предприятие
несет еще довольно сносное бремя.
Анализ изменения налоговой нагрузки
за три года рассмотрим в таблице 2.6.
Таблица
2.6 – Изменение налоговой нагрузки на
ОАО «Сарансккабель»
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Чрезмерная же налоговая нагрузка
подрывает саму налоговую базу, снижает
общую сумму налоговых
Таким образом, можно сделать следующий
вывод: руководителям предприятий необходимо
досконально знать налоговую систему
и в частности ее раздел, касающийся, льгот
для максимального снижения суммы налогов,
а значит и налоговой нагрузки. В свою
очередь государству, ради своей же выгоды,
следует принять все возможные меры по
снижению налоговой нагрузки на предприятия.
3 Перспективы развития налогообложения
имущества организаций в РФ
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию
налогообложения имущества предприятий
Несомненно, что налог на имущество может
значительно увеличить налоговую нагрузку
предприятия, особенно если существенную
часть его имущества составляют дорогостоящие
основные средства или нематериальные
активы. Однако большинством льгот по
налогу на имущество, установленных законодательством,
могут воспользоваться лишь фирмы, которые
занимаются специфическими видами деятельности.
В связи с этим, особую актуальность приобретает
процесс оптимизации налогообложения,
который основывается на налоговом планировании
в целом и подразумевает разработку ситуационных
схем оптимизации налоговых платежей
и организацию системы налогообложения
для своевременного анализа налоговых
последствий различных управленческих
решений.
При этом, налоговая оптимизация может
быть как перспективной (стратегической),
так и по отдельным операциям.
Налоговую оптимизацию не следует путать
с уклонением от уплаты налогов. Уклонение
от уплаты налогов – это нелегальный путь
уменьшения налоговых обязательств, основанный
на уголовно наказуемом сознательном
использовании методов сокрытия учета
доходов и имущества от налоговых органов,
а также искажения бухгалтерской и налоговой
отчетности.
Налоговое же планирование заключается
в разработке и внедрении различных законных
схем снижения налоговых отчислений, за
счет применения методов стратегического
планирования финансово-хозяйственной
деятельности предприятия. В условиях
жестокой фискальной политики российского
государства на фоне продолжающего экономического
кризиса и сокращения материального производства
налоговое планирование позволяет предприятию
выжить.
Под налоговым планированием понимаются
способы выбора «оптимального» сочетания
построения правовых форм отношений и
возможных вариантов их интерпретации
в рамках действующего налогового законодательства.
Не может быть оспорено и право каждого
субъекта предпринимательской деятельности
выбирать любые предусмотренные законом
правовые формы хозяйственной деятельности
таким образом, чтобы обеспечить наиболее
приемлемый для данного предприятия режим
налогообложения и оптимальный уровень
налоговых платежей.
Планирование налоговых платежей в рамках
налогового планирования позволит предприятиям
более эффективно управлять имеющимися
ресурсами.
Задача налогового планирования – организация
системы налогообложения для достижения
максимального финансового результата
при минимальных затратах. Комплексное
налоговое планирование является частью
финансового планирования на предприятии
[38].
Основными принципами налогового планирования
являются:
1. Естественность – каждая схема должна
иметь нормальное экономическое обоснование
и быть полностью подкреплена соответствующими
юридическими документами.
2. Принцип разумности. Разумность в налоговой
оптимизации означает, что «все хорошо
– что в меру». Применение грубых и необдуманных
налоговых схем будет иметь только одно
последствие – применениие налоговых
санкций со стороны государства.
3. Цена решения. Выгода, получаемая от
налоговой оптимизации должна значительно
превосходить затраты, которые необходимо
осуществить для реализации данного решения.
4. Нельзя строить способ оптимизации налогообложения
только на смежных с налоговым отраслях
права (финансового, банковского, гражданского
и др.).
5. Комплексный подход. Выбрав метод снижения
какого-либо налога, необходимо проверить,
не приведет ли его применение к увеличению
других налоговых платежей.
6. Индивидуальный подход. Только изучив
все особенности деятельности предприятия,
можно рекомендовать тот или иной метод
снижения налогов. Механически переносить
одну и ту же схему с одного предприятия
в другое нельзя.
7. Юридическая чистота. Необходимо проанализировать
все используемые в том или ином методе
юридически значимые документы на предмет
соответствия их требованиям действующего
законодательства. Уделить пристальное
внимание документальному оформлению
операций, так как небрежность в оформлении
или отсутствие необходимых документов
может послужить формальным основанием
для переквалификации налоговыми органами
всей операции и, как следствие, привести
к применению более обременительного
для предприятия порядка налогообложения.
8. Принцип законности предполагает не
только следование букве, но у духу закона,
учет всех существующих тенденций развития
налогового законодательства и внимательное
отношение к позиции государственных
органов по вопросам применения налогового
законодательства. Поэтому налоговое
планирование должно основываться не
только на изучении текстов действующих
налоговых законов и инструкций, но и на
общей принципиальной позиции, занимаемой
налоговыми органами по тем или иным вопросам,
результатах судебной и арбитражной практики
по налоговым спорам, проектах налоговых
законов, направлениях и содержании готовящихся
налоговых реформ, а также на анализе направлений
налоговой политики, проводимой правительством.
9. Принцип адекватности затрат. Допустимое
соотношение затрат на созданную схему
и ее обслуживание к сумме экономии налоговых
издержек имеет индивидуальный порог,
который может зависеть и от степени риска,
связанного с данной схемой, и от психологических
факторов.
10. Принцип конфиденциальности. Доступ
к информации о фактическом предназначении
и последствиях проводимых трансакций
должен быть максимально ограничен.
11. Принцип подконтрольности. Достижение
желаемых результатов от использования
схемы оптимизации налоговых платежей
зависит от хорошо продуманного контроля
и существования реальных рычагов воздействия
на всех исполнителей и на всех этапах.
12. Принцип допустимого сочетания формы
и содержания. Известны случаи, когда предприятия,
не имеющие на балансе или в аренде никаких
основных фондов и содержащие в штате
только директора, оказывали и транспортные,
и полиграфические, и любые другие услуги.
Организация налогового планирования
заключается в:
- предварительном анализе финансово-хозяйственной
деятельности организации;
- исследовании действующего законодательства;
- исследовании и анализе налоговых проблем
конкретного налогоплательщика с целью
выявления наиболее перспективных направлений
налогового планирования;
- изучении схем оптимизации налогообложения
партнеров и конкурентов в конкретных
видах деятельности, а также применении
наиболее выгодных способов налогообложения
на предприятии [18].
Оптимизация налогообложения предприятия,
разработка отдельных схем минимизации
налогов применительно к конкретному
виду деятельности или определенной организационно-правовой
форме позволит сократить налоговые платежи
и освобожденные средства можно инвестировать,
например, в развитие бизнеса.
Налоговое планирование наиболее эффективно
на этапе организации бизнеса, так как
целесообразно изначально грамотно подойти
к выбору организационно-правовой формы,
места регистрации предприятия, разработке
организационной структуры предприятия.
Организация налогового планирования
в процессе функционирования предприятия
необходима при оформлении договорных
отношений с поставщиками и заказчиками,
осуществлении хозяйственных операций
и т. д. Налоговое планирование является
неотъемлемой частью процесса создания,
реорганизации, ликвидации предприятия,
преобразования, слияния и т. п.
Налоговая оптимизация по какому-либо
налогу – это, в сущности, решение математической
задачи.
Сначала выясняется сущность
этого налога, то есть определяются все
условия, при которых возникает обязанность
уплачивать этот налог. Затем определяются
направления, по которым возможно уменьшение
налога.
После этого, исходя из этих
направлений, рассматриваются все способы
(применение договоров, учетной политики,
разных категорий налогоплательщиков,
льгот, разных ставок по налогу и т.д.),
по которым возможна оптимизация налога.
Итогом этой работы является
выбор только тех способов оптимизации,
которые позволяют уменьшить совокупное
налогообложение налогоплательщика в
зависимости от принятой им стратегии.
Налог на имущество является
одним из самых проблемных для налогоплательщика
обременений, и сложность его оптимизации
заключается в том, что он является «прямым»
налогом, то есть обложение им не предусматривает
возможности уменьшения его на суммы каких-либо
вычетов.
В сущности, очевидно, что данный налог
является достаточно высоким. Так, организация,
обладающая основными средствами на сумму
100 млн. рублей обязана (если не брать в расчет
амортизацию) уплачивать по большинству
субъектов РФ 2,2 млн. рублей в год с данного
имущества.
При этом, отягощает данный налог и тот
факт, что он взыскивается и с транспортных
средств, что не вполне справедливо по
отношению к налогоплательщику, уплачивающему
с них еще и транспортный налог. По сути,
это двойное налогообложение одних и тех
же объектов налогового учета.
В связи с изложенным, оптимизация данного
налога является на сегодняшний день единственным
эффективным способом его снижения.
Рассмотрим далее основные схемы оптимизации
имущественного налогообложения, уделив
этим вопросам большую часть главы.
3.2. Возможности использования зарубежного
опыта налогообложения имущества юридических
лиц в отечественной практике
Система имущественного налогообложения,
сложившаяся к настоящему времени в большинстве
стран мира, несколько отличается от российской
системы. Однако отличается она и при сравнении
между самими этими странами. Различия
касаются их наименования, круга субъектов
и видов облагаемого имущества, способов
исчисления, порядка уплаты налогов и
пр. Среди них есть как регулярные (систематические,
текущие), взимаемые с определенной периодичностью
в течение всего времени владения имуществом
(например, земельный налог), так и разовые,
уплата которых связывается с каким-либо
событием (переход имущества в порядке
наследования и дарения, сделки купли
продажи и другие операции с имуществом).
Некоторые имущественные налоги относятся
к обложению только отдельных граждан,
другие – юридических лиц. Существуют
и такие, субъектами уплаты которых являются
как юридические, так и физические лица.
Столь же различны и уровни обложения:
среди налогов на имущество есть общенациональные
(федеральные), которые взимаются на всей
территории страны, а также региональные
и местные.
По-разному комбинируется и обложение
имущества в рамках отдельных налогов
на имущество, хотя при всем этом круг
подлежащих обложению видов имущества
повсюду чрезвычайно широк. Объектом обложения
может быть недвижимое имущество (главным
образом земля, здания и строения), ценные
бумаги, иностранная валюта, ювелирные
изделия, произведения искусства, сбережения
и пр. В некоторых странах законы о налогообложении
недвижимости существуют отдельно от
других видов налогов на имущество; в других
- налогообложение отдельных видов недвижимого
имущества включается в общие законы о
налогах на имущество.
Трудности классификации налогов на имущество
не в последнюю очередь обусловлены тем
обстоятельством, что большинство их входит
в число наиболее старых налогов. Они складывались
в границах национальных государств и
несут на себе отпечаток особенностей
их исторического развития. В регулировании
этого вида налогообложения в гораздо
меньшей степени заметна тенденция к интернационализации,
присущая другим областям (например, регулированию
налога на добавленную стоимость, который
появился сравнительно недавно в налоговой
практике большинства современных государств).
При всех оговорках об условностях классификации
и ограниченности сравнений представляется
все же возможным говорить о нескольких
основных группах налогов на имущество.
В первую входят регулярные имущественные
налоги, главным образом налог на недвижимость
и налоги на другие виды имущества (за
рубежом их именуют обычно налогами на
чистое имущество, в России налогами на
имущество предприятий и физических лиц).
Вторую группу образуют разовые налоги,
взимаемые в связи с переходом имущества.
Главными в этой группе являются налог
на имущество, переходящее в порядке наследования
или дарения, и налог на прирост стоимости
имущества [25].
Налоги на недвижимость существуют почти
во всех промышленно развитых странах.
В специальной литературе для их обозначения
применяют обобщенные названия. Их именуют
налогами на недвижимое имущество (taxes
on immovable Property, Real Estate Property tax), а иногда просто
налогами на имущество (Property taxes).
Налоги на недвижимость принадлежат, как
правило, к числу местных. Субъектами обложения
могут быть как отдельные лица, так и компании.
Иногда налогообложение недвижимости
и тех, и других осуществляется на основании
единого закона, иногда - двух разных законов.
Главные объекты обложения - земля и строения.
В некоторых странах один и тот же закон
регулирует обложение как земли, так и
строений (Германия, Испания, Турция, Швеция);
в других - обложение земли и строений
осуществляется на основании различных
законов (Австралия, Дания, Новая Зеландия).
В Великобритании налог на имущество является
основным местным налогом. Он взимается
с собственников или арендаторов недвижимого
имущества. В это понятие входит и земля.
К числу плательщиков данного налога относятся
и лица, снимающие жилье и оплачивающие
квартирную плату. Оценка стоимости недвижимого
имущества обычно производится раз в 10
лет. Она представляет собой предполагаемую
сумму годового дохода от сдачи данного
имущества в аренду. Ставку налогообложения
устанавливает муниципалитет исходя из
потребностей в финансовых ресурсах, поэтому
ставка заметно колеблется по графствам
и городам Великобритании.
Налоги на собственность приносят крупные
доходы бюджету Франции. Здесь принято
три отдельных закона, регулирующих налогообложение
земли и строений. Налогообложению подлежат
имущество, имущественные права и ценные
бумаги, находящиеся в собственности на
1 января. К имуществу относятся здания,
промышленные и сельскохозяйственные
предприятия, движимое имущество, акции,
облигации и т.д. Некоторые виды имущества
полностью или частично освобождены от
этого налога, в частности, имущество для
использования в рамках профессиональной
деятельности, отдельные виды сельскохозяйственного
имущества, предметы старины, художественные
и коллекционные изделия.
Земельный налог на застроенные участки
взимается с обустроенных участков. Налог
касается всей недвижимости – здания,
сооружения, резервуары, силосные башни
и т.д., а также участков, предназначенных
для промышленного или коммерческого
использования. Налогооблагаемая часть
равна половине кадастровой арендной
стоимости участка. От данного налога
освобождаются государственная собственность;
здания, находящиеся за пределами городов
и предназначенные для сельскохозяйственного
использования.
Налог на незастроенные участки затрагивает
поля, луга, леса, карьеры, болота, солончаки,
участки под застройку и т.д. Кадастровый
доход, служащий базисом налога, установлен
равным 80% кадастровой арендной стоимости
участка. От налога освобождены участки,
находящиеся в государственной собственности.
Могут временно освобождаться от налога
искусственные лесонасаждения, участки,
предназначенные под развитие сельскохозяйственного
производства.
В Германии поземельным налогом облагаются
предприятия сельского и лесного хозяйства,
земельные участки компаний и физических
лиц. Обычная ставка – 1,2%. Это местный
налог, освобождены от которого государственные
предприятия, религиозные учреждения.
Давние традиции имеет в Германии налог
на собственность. Его ввел в 1278 году Рудольф
фон Габабург. Налоговая ставка на совокупное
имущество промышленных предприятий –
0,6%. Необлагаемый минимум – 20 тыс. марок.
Льготы в виде пониженной ставки распространяются
на имущество в сельском и лесном хозяйствах.
Переоценка имущества происходит каждые
3 года. Налог нельзя относить ни на издержки
производства, ни вычитать из налогооблагаемой
прибыли. Он подлежит уплате даже в том
случае, если фирма завершит финансовый
год с убытком [45].
Практически во всех штатах США взимается
налог на имущество. Его уплачивают как
физические, так и юридические лица. Ставки
налога различаются по штатам. Минимальный
ее размер составляет 0,5%, максимальный
– 5%. Доля данного налога в общем объеме
налоговых поступлений бюджета штаты
составляет приблизительно 2%.
В различных штатах предоставляются разнообразные
льготы по налогу на имущество. В некоторых
штатах полностью освобождаются от обложения
данным налогом компании, впервые зарегистрированные
в данном штате. Другие штаты гарантируют
стабильную ставку налога для вновь созданных
фирм в течение определенного периода
времени (вплоть до 10 лет). Преференции
также предусматриваются для отдельных
видов производств, развитие которых необходимо
для конкретной отрасли. В большинстве
штатов полностью освобождаются от налога
на имущество и пользуются правом ускоренной
амортизации корпорации по оборудованию,
используемому для отчистки отходов производства
и предотвращения загрязнений окружающей
среды.
Как можно было заметить, в большинстве
промышленно развитых стран существует
примерно одинаковый перечень льгот, предоставляемых
в связи с уплатой налога. Как правило,
от уплаты освобождена недвижимость, находящаяся
в собственности государства. Не платят
налог государственные учреждения, посольства,
предприятия транспорта и связи. Льготным
является налогообложение образовательных,
религиозных, благотворительных, спортивных
организаций, а также организаций по оказанию
социальных услуг. Правда, многое здесь
зависит от того, в чьей собственности
(государственной или частной) это имущество
находится. Особо льготным повсюду является
обложение сельскохозяйственной земли.
Льготы предоставляются больницам.
Одна из сложных проблем обложения недвижимости
связана с решением законодателем вопроса
о том, на кого возлагается обязанность
по уплате налога – на собственника или
арендатора. Почти во всех странах обязанность
уплаты лежит на собственнике недвижимости.
Практически, правда, он перекладывает
весь налог или его часть на арендатора.
Лишь в немногих странах закон возлагает
юридическую обязанность уплаты налога
полностью на арендатора (Великобритания,
Франция).
В большинстве зарубежных государств
отдельно от регулярного налога на недвижимость
есть так называемый налог на чистое имущество
(Net Wealth Tax – NWT). Он также относится к числу
регулярных налогов и взимается ежегодно
с определенных видов имущества, главным
образом движимого, за вычетом обязательств
(долгов) в отношении этого имущества.
Налог на чистое имущество принадлежит
к категории старых, издавна существующих
налогов. В некоторых странах он был принят
еще в конце прошлого века (Нидерланды
– 1892 г.); в других – в начале нынешнего
(Дания – 1903 г., Швеция – 1910 г., Норвегия
– 1918 г., Финляндия – 1920 г., Австрия – 1923
г.). Его продолжали вводить и в годы второй
мировой войны и после ее окончания (Люксембург
– 1944 г., Япония – 1951 г.), а также в последние
десятилетия (Ирландия – 1975 г., Испания
– 1978 г., Франция – 1982 г.).
В настоящее время налог на чистое имущество
существует почти во всех промышленно
развитых странах-членах ОЭСР. Исключение
из государств этой группы составляют
Великобритания и США, а также Австралия,
Бельгия, Греция, Канада, Португалия, Турция.
Обычно ежегодно взимаемый налог на чистое
имущество рассматривается как постоянно
действующее дополнение к подоходному.
На раннем этапе главным мотивом его введения
было стремление подчинить налогообложению
те виды имущества, которые в отличие от
дохода могли принимать видимую форму.
В настоящее время устанавливающие этот
налог государства руководствуются разными
соображениями. Иногда с его помощью стремятся
сократить чрезмерное неравенство в распределении
богатств. Именно такой мотив выдвигался
правительством Франции при введении
налога. Другие государства объясняли
это желанием повысить прогрессивность
налоговой системы (Испания), а третьи
– решить проблемы социального равенства
(Финляндия).
Несмотря на некоторые отличия в налогообложении
имущества за рубежом, в большинстве стран
сложились определенные принципы имущественного
обложения, которые и в той или иной степени
нашли отражение в законодательстве этих
стран. К ним можно отнести, в частности,
следующее.
1. Объектом налогообложения как правило
выступают именно земля, здания и сооружения,
поскольку их в отличие от движимого имущества
относительно легко выявить и идентифицировать.
2. В качестве основы для исчисления базы
налога чаще всего выступает рыночная
стоимость облагаемых объектов, что стимулирует
их экономически наиболее рациональное
использование.
3. При определении стоимости недвижимого
имущества обычно используется не индивидуальная
оценка каждого отдельного объекта, а
массовая оценка на основе применения
стандартных процедур расчета стоимости
объектов для целей налогообложения. Это
позволяет оценить большое число объектов
при относительно небольших затратах.
В настоящее время при проведении массовой
оценки широко используются компьютеры.
4. Льготы предоставляются либо социально
незащищенным налогоплательщикам, либо
по типам недвижимости, обеспечивающим
осуществление общественно-полезных видов
деятельности, либо по объектам, находящимся
в государственной (муниципальной) собственности.
Преимущество обычно отдается льготированию
объектов (типов недвижимости), а не налогоплательщиков,
в соответствии с принципом: налогом непосредственно
облагается сама недвижимость, а не ее
владелец.
Вместе с тем конкретные особенности налогообложения
недвижимости могут отличаться друг от
друга по странам [31].
В целом налогообложение имущества в России
и за рубежом имеет более или менее схожие
основные принципы, кроме одного существенного
отличия. Это отличие заключается в том,
что в России не существует отдельного
налога на недвижимость, который охватывал
бы обложение главных видов недвижимого
имущества – строений и земли.
В результате земля, хотя и является имущественным
фактором создания стоимости, она как
таковая не включается в состав недвижимости,
учитываемой на балансе предприятий в
целях налогообложения. Из этого следует,
что до тех пор, пока не будут сняты проблемы
правового регулирования земельных отношений,
земельный налог не может характеризоваться
в качестве имущественного налога.
Заключение
Налог на имущество организаций устанавливается
Налоговым Кодексом и законами субъектов
Российской Федерации, вводится в действие
в соответствии с настоящим Кодексом законами
субъектов Российской Федерации и с момента
введения в действие обязателен к уплате
на территории соответствующего субъекта
Российской Федерации.
Вообще же, налогообложение имущества,
в том числе недвижимого, общепринято
в развитых странах. Поимущественный налог
был известен с древнейших времен, когда-то
рассматривался как самый справедливый
из возможных налогов. Во все времена делалась
попытка облагать имущество налогом в
соответствии с его стоимостью. В России
налог на имущество предприятий в его
современном виде – это прямой налог,
который берется от имущественного состояния
юридического лица.
Налоговая база определяется как среднегодовая
стоимость имущества, признаваемого объектом
налогообложения.
При определении налоговой базы имущество,
признаваемое объектом налогообложения,
учитывается по его остаточной стоимости,
сформированной в соответствии с установленным
порядком ведения бухгалтерского учета,
утвержденным в учетной политике организации.
Круг плательщиков налога на имущество
определен Налоговым Кодексом РФ. В соответствии
с данным нормативным актом плательщиками
налога на имущество предприятий являются
юридические лица, а также их структурные
подразделения, имеющие отдельный баланс
и расчетный (текущий) счет. Плательщиками
налога являются иностранные и международные
организации и их подразделения, имеющие
имущество на территории РФ, континентальном
шельфе РФ и в исключительной экономической
зоне РФ [29].
Главное назначение раздельного учета
на ОАО «Сарансккабель»— формирование
информации по определенным объектам
или направлениям деятельности организации.
Соответственно основное требование к
построению раздельного учета (и основная
задача, которая при этом должна решаться)
— накопление данных из первичных учетных
документов и их систематизация таким
образом, чтобы в конечном итоге бухгалтер
получил сведения, необходимые для расчета
определенных показателей (облагаемой
базы по налогу на имущество, данных для
составления отчетности и т. п.). Стоимость
налогооблагаемого имущества ОАО «Сарансккабель»
на начало года составила 146892 тыс. руб.,
в том числе по основным средствам – 145311
тыс. руб., по нематериальным активам –
1581 тыс. руб. На конец года стоимость налогооблагаемого
имущества составила 181339 тыс. руб., в том
числе по основным средствам – 179550 тыс.
руб., по нематериальным активам – 1789 тыс.
руб.
В целом налогообложение имущества в России
и за рубежом имеет более или менее схожие
основные принципы, кроме одного существенного
отличия. Это отличие заключается в том,
что в России не существует отдельного
налога на недвижимость, который охватывал
бы обложение главных видов недвижимого
имущества – строений и земли.
В результате земля, хотя и является имущественным
фактором создания стоимости, она как
таковая не включается в состав недвижимости,
учитываемой на балансе предприятий в
целях налогообложения. Из этого следует,
что до тех пор, пока не будут сняты проблемы
правового регулирования земельных отношений,
земельный налог не может характеризоваться
в качестве имущественного налога.
1 Налоговый Кодекс РФ. Часть 1 и Часть 2.
– М.: Аналитика-Пресс, 2008 – 400 с.
2 Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы: Учебник.
– М.: ИД ФБК-Пресс, 2007. – 698 с.
3 Балабин В.И. Налоговые льготы: опора
или помеха// Налоговый вестник. – 2007. -
№3. - С. 21.
4 Борисов А.Б. Комментарий к Налоговому
Кодексу Российской Федерации части первой,
части второй (постатейный): с практическими
разъяснениями и постатейными материалами:
действующая редакция 2009 г. – М.: Книжный
мир, 2009. – 1182 с.
5 Брызгалин Л.В. Налоговый кодекс РФ и
российское налоговое законодательство:
соотношение и взаимодействие// Налоговый
вестник. – 2007. - №1. – С. 29.
6 Вещунова Н.Л. Бухгалтерский и налоговый
учёт. Учебник. – М.: Проспект, Велби, 2008.
– 843 с.
7 Все налоги России / Под ред. Л.И. Абалкина.
– М.: Экономика, 2007. – 322 с.
8 Галимзянов Р.Ф. Контроль за налогами
на предприятии. – М.: Начала – Пресс, Наука,
2007. – 235 с.
9 Горский И.В. Аспекты налогового бремени
предприятий // Налоговый вестник. – 2007.
- №1. – С. 28.
10 Горский И.В. и Пепеляев С. Одна проблема
– два мнения // Экономика и жизнь. – 2007.
- №9. – С. 9.
11 Дворкович. Государственная финансовая
политика//Вопросы экономики. – 2007. - №
4 – С. 15
12 Демчук Н.Н. Налоги: функции, структура,
пути совершенствования // Налоговый вестник.
– 2007. - №4. – С. 7.
13 Демчук Н.Н. Теория налогов и некоторые
практические аспекты их применения //
Налоговый вестник. – 2007. - №7. – С. 44.
14 Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение.
Учебное пособие для ВУЗов – СПб.: Питер,
2009. – 312 с.
15 Кирова А.Е. Методология определения
налоговой нагрузки на хозяйствующие
субъекты // Финансы. – 2007. - № 9. – С. 30.
16 Князев В.Г. Тенденция развития налоговых
систем в зарубежных странах // Российский
экономический журнал. – 2007 - № 9. – С. 5.
17 Князев В.Г. Налоги в странах – членах
ЕС // Финансы. – 2007. - № 5. – С. 24.
18 Козенкова Т.А. Налоговое планирование
на предприятии. – М.: Финстатинформ, 2007.
– 197 с.
19 Колчин С.П. Снижение налогового «пресса»
и его вероятностные последствия // Финансы.
– 2007. - № 7. – С. 31.
20 Комарова И.Ю. Налогообложение прибыли
предприятий и проблемы совершенствования
законодательной базы // Финансы. – 2007.
- № 3. – С. 26.
21 Литвин М.И. Налоговая нагрузка и экономические
интересы предприятия //Финансы. – 2007.
- № 5. – С. 29.
22 Луговец Р.А. Совершенствование системы
налогообложения – одна из важнейших
проблем текущего года // Налоговый вестник.
– 2007. - № 7. -С. 20.
23 Миль Дж. Основы политической экономики.
– Т.3. – М.: 2007. – 584 с.
24 Моисеенко А.Ф. Налогообложение акционерного
общества // Налоговый вестник. – 2007. - №
9. – С. 41.
25 Мусерина О.В. Налоговые системы развитых
стран мира. – М.: Фонд «Правовая культура»,
2007. – 291 с.
26 Налоги: Учебник для вузов/Под ред. Д.Г.
Черника. – М.: ЮНИТИ, 2007. – 524 с.
27 Налоги в рыночной экономике /Под ред.
С.В. Кулина. – М.: Знание, 2007. – 449 с.
28 Налоги в развитых странах / Под ред.
В.М. Сорина. – М.: Новости, 2007 - 286 с.
29 Налоги и налогообложение. Учебное пособие
для вузов./Под ред. И.Г. Русакова, В.А. Кашин,
А.В. Толкушин. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2007.
– 484 с.
30 Налоговое планирование или легальные
пути снижения налоговых платежей и отчислений
в бюджет /Под ред. А.А. Мягкова. – М.: Владос,
2007 – 107 с.
31 Налоговые системы зарубежных стран.
Учеб. Пособие /Под ред. С.В. Вилина. – М.:
Российская экономическая академия им.
Плеханова, 2007 – 421 с.
32 Налоговые системы развитых стран / Под
ред. И.И. Илина. – М.: Статинформ, 2007. –
372 с.
33 Ожёгов С.И., Шведова Р.Ю. Толковый словарь
русского языка. Изд. 4-е. – М.: РАН, институт
русского языка, 2007. – 692
34 Пансков В.Г. О некоторых назревших проблемах
налогового законодательства // Экономика
и жизнь. – 2007. - № 1. – С. 25.
35 Панфиль Е.Е. Проблемные вопросы в области
налогообложения // Российский экономический
журнал. – 2007. - № 4. – С. 23.
36 Петрова Г.В. Налоговое право. – М.: ИНФРА-М,
2007. – 317 с.
37 Прудин А.А. Налоги и налогообложение
в России. – М.: Финстатинформ, 2007 – 325 с.
38 Разина Л.П. Проблемы совершенствования
налогообложения в РФ // Финансы. – 2007.
- № 1. – С. 23.
39 Росин В.Г. Налоговое бремя в российской
налоговой системе // Финансы. – 2007. - №
11. – С. 18.
40 Рассказов А.В. Налоговый кодекс: вопросы
остались //Финансы. – 2007. - № 4. – С. 20.
41 Салихамов В.В. Экономическая теория:
курс лекций. Часть II. – Нижекамск: МГЭИ,
2007. – 493 с.
42 Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов. – М.: 2007, кн. 5, 742 с.
43 Суслов В.А. Социальная направленность
налогово-бюджетных отношений/Диссертация
на соискание учёной степени кандидата
экономических наук. – Казань. – КФЭИ.
– 2007 г.
44 Черник Д.Г. Экономическая ситуация и
налоги // Налоговый вестник. – 2007. - № 9.
– С. 3.
45 Черник Д.Г. Налоги в странах с развитой
рыночной экономикой // Российский экономический
журнал. – 2007. - № 7. – С. 47.
46 Черник Д.Г. Налоги в рыночной экономике.
– М.: Телеком, 2007 – 410 с.
47 Финансы: Учебник для вузов/Под ред. Проф.
М.В. Романовского, проф. О.В. Врублёвский,
проф. Б.М. Сабанти. – М.: 2007. – 424 с.
48 Шипунов В.А. Оценка эластичности налоговой
системы // Финансы. – 2007. - № 8. – С. 37.
49 Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение:
Учебник. – М.: Знание, 2007 – 329 с.
50 Электронный ресурс: Бизнес-форум –
Режим доступа: www.biznet.ru
Информация о работе Налог на имущество организации его место и роль в Российской Федерации