Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Декабря 2011 в 21:53, курсовая работа
В данной работе рассматриваются методы оптимизации, предусмотренные законодательством и Налоговым Кодексом РФ. Такие как создание резервов и использование ускоренной амортизации.
Немаловажным преимуществом в подробном изучении налогообложения прибыли также является то, что достаточно хорошие знания об особенностях уплаты налога на прибыль помогут избежать ошибок и недочетов при заполнении декларации и выплат по налогу.
Введение………………………………………………………………….2
Глава 1. Основные моменты и правила налоговой оптимизации…….3
1.1.Концепции разграничения налоговой оптимизации и
уклонения от налогов…………………………………………….3
1.2.Основные моменты оптимизации налога на прибыль……..…10
Глава 2.Различные методы оптимизации налога на прибыль……….18
2.1.Создание резерва по сомнительным долгам……………………18
2.2.Создание ремонтного фонда и применение различных
методов амортизации……………………………………………24
Заключение………………………………………………………………33
Список используемой литературы……………………………………..34
4)имущество, полученное
организациями в рамках
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль организаций» (ст. 249 «Доходы от реализации», ст. 250 «Внереализационные доходы», ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы») при получении имущества по договору безвозмездного пользования объекта обложения налогом на прибыль у предприятия не возникает.
Глава 2. Различные методы оптимизации налога
на прибыль
2.1.Создание резерва по сомнительным долгам.
Практически у каждой организации имеется непогашенная дебиторская задолженность. Организации - плательщики налога на прибыль могут сократить свои налоговые потери в случае неисполнения дебиторами своих обязательств по оплате поставленных товаров (работ, услуг) путем создания резерва по сомнительным долгам. Создание резерва по сомнительным долгам является инструментом, позволяющим сократить обязательства организации перед бюджетом по уплате налога на прибыль с сумм прибыли, которую организация фактически не получила. При создании резерва организации следует обратить внимание на необходимость выполнения ряда требований, предъявляемых главой 25 НК РФ к созданию резерва по сомнительным долгам.
Необходимо учитывать, что создавать резерв по сомнительным долгам могут только те организации-плательщики налога на прибыль, которые определяют доходы и расходы для целей налогообложения методом начисления. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы - М.:Финансы и статистика, 2001 В статье 266 НК РФ говорится, что сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Налоговым кодексом предусматривается следующий порядок формирования резерва:
* организация должна провести инвентаризацию дебиторской задолженности на последний день отчетного (налогового) периода;
* рекомендуется предусмотреть возможность создания резерва по сомнительным долгам в учетной политике организации;
* рассчитать сумму резерва, учитывая, что по сомнительной задолженности со сроком возникновения свыше 90 дней - в сумму создаваемого резерва включается полная сумма выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения от 45 до 90 дней (включительно) -- в сумму резерва включается 50 процентов от суммы выявленной на основании инвентаризации задолженности, по сомнительной задолженности со сроком возникновения до 45 дней -- не увеличивает сумму создаваемого резерв
При этом следует знать, что сумма создаваемого резерва по сомнительным долгам не может превышать 10 процентов от выручки отчетного (налогового) периода, определяемого в соответствии со статьей 249НКРФ. Согласно статье 249 НК РФ доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Создание резерва должно подкрепляться расчетом-справкой бухгалтера и соответствующим налоговым регистром. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последний день отчетного периода.
Резерв по сомнительным долгам может быть использован организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов. Безнадежными долгами (долгами, нереальными к взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации. Сумма резерва по сомнительным долгам, не полностью использованная налогоплательщиком в отчетном периоде на покрытие убытков по безнадежным долгам, может быть перенесена им на следующий отчетный (налоговый) период. При этом сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва должна быть скорректирована на сумму остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва меньше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика в текущем отчетном (налоговом) периоде. В случае, если сумма вновь создаваемого по результатам инвентаризации резерва больше, чем сумма остатка резерва предыдущего отчетного (налогового) периода, разница подлежит включению во внереализационные расходы в текущем отчетном (налоговом) периоде. Если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным долгам, списание долгов, признаваемых безнадежными, осуществляется за счет суммы созданного резерва. В случае, если сумма созданного резерва меньше суммы безнадежных долгов, разница (убыток) подлежит включению в состав внереализационных расходов.
В бухгалтерском учете также предусмотрено создание резервов по сомнительным долгам по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги. Порядок создания резерва регламентируется Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ от 29.07.98 №34Н). Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Суммы резервов относятся на финансовые результаты организации. Резерв сомнительных долгов создается на основе результатов проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния (платежеспособности) должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично. Если до конца отчетного года, следующего за годом создания резерва сомнительных долгов, этот резерв в какой - либо части не будет использован, то неизрасходованные суммы присоединяются при составлении бухгалтерского баланса на конец отчетного года к финансовым результатам.
В бухгалтерском учете организации создание и использование резерва сомнительных долгов отражается следующим образом:
· создание резерва по сомнительным долгам отражают по дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы» и кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам»;
· при списании невостребованных долгов, раннее признанных организацией сомнительными, записи производятся по дебету счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» в корреспонденции с соответствующими счетами учета расчетов с дебиторами - в части, покрываемой резервом, и по дебету счета 91 и по кредиту счетов учета дебиторской задолженности - в части, не покрываемой суммой созданных резервов;
· по окончании года сумма резерва, созданная в предыдущем отчетном году и не использованная в отчетном году, списывается с дебета счета 63 в кредит счета 91 и тем самым присоединяется к прибыли отчетного года. Одновременно организацией оформляется создание резерва по сомнительным долгам с включением во вновь образованный резерв непогашенных долгов, выявленных по результатам инвентаризации дебиторской задолженности.
Дебиторская задолженность по которой созданы резервы, в годовом бухгалтерском балансе уменьшается на сумму этих резервов (без корреспонденции по счетам учета дебиторской задолженности и счету 63). В пассиве бухгалтерского баланса сумма образованного резерва по сомнительным долгам отдельно не отражается. Вследствие этого информация о дебиторской задолженности, обобщенная на соответствующих счетах бухгалтерского учета, не будет совпадать с соответствующими показателями бухгалтерского баланса.
Списанная в убыток из-за неплатежеспособности должника сумма дебиторской задолженности должна учитываться на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» в течение пяти лет для наблюдения за финансовым состоянием должника и появлением возможности ее взыскания.
Говоря об оптимизации налога на прибыль путем создания резерва по сомнительным долгам необходимо отметить недостатки данного способа:
· резерв создается не под любую задолженность, долги должны быть просрочены более чем на 45 дней;
· сумма создаваемого резерва ограничена лимитом в 10% от выручки отчетного (налогового) периода;
· сумма создаваемого резерва зависит не только от срока задолженности, лимита выручки, но и от характера долга. Резерв по сомнительным долгам не создается в отношении долгов, образовавшихся в связи с невыплатой процентов, за исключением банков. Кроме того, в соответствии со статьей 266 НК РФ, чтобы задолженность была признана сомнительной, эта задолженность не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Яковлева Е.Н. Оптимизация налога на прибыль// Консультант предпринимателя бухгалтеру, январь 2004, №2
Рассмотрим пример использования этой схемы на практике. ООО «Серна» признает доходы и расходы методом начисления. Доходы организации (выручка от реализации продукции) за 9 месяцев 2004 года составили 12000 тыс. руб., расходы (без НДС) - 9000 тыс. руб.
За 9 месяцев у организации образовалась следующая непогашенная дебиторская задолженность:
· на сумму 1 400 тыс. руб (без НДС) по договору от 30.05.2004г. №45. Товары были отгружены 15.06.2004г., документы на оплату были переданы покупателю 17.05.2004г. По условиям договора покупатель оплачивает товары не позднее 7 рабочих дней с момента выставления платежных документов;
· на сумму 600 тыс. руб. (без НДС) по договору от 15.08.2004 №71. Товары были отгружены 20.08.2004 г., одновременно покупателю были переданы платежные документы. По условиям договора покупатель должен был оплатить товары на следующий рабочий день после их отгрузки, т.е. 21.08.2004г.
На последний день
отчетного периода в
Задолженность по договору от 15.08.2004 г. №71 не учитывается при создании резерва по сомнительным долгам.
Как было указано выше, сумма резерва по сомнительным долгам не может превышать 10% выручки от реализации за 9 месяцев 1200 тыс. руб. (12000 тыс. руб. х 10%).
Таким образом, на последний день отчетного периода (30.09.2004) организация может включить во внереализационные расходы сумму в размере 1200 тыс. руб.
Рассчитаем налог на прибыль за 9 месяцев 2004 года.
Налог на прибыль = (доходы
- расходы (в том числе и
(12000тыс. руб. - (9000 тыс. руб. + 1200 тыс. руб.)) х 24%= 432 тыс. руб.
Если бы организация не создала резерв по сомнительным долгам, то платеж по налогу на прибыль составил бы
(12000 - 9000) х 24% = 720 тыс. руб.
Таким образом, при
образовании резерва
2.2. Оптимизация налога на прибыль с помощью создания ремонтного фонда и применения различных методов начисления амортизации.
Одним из способов уменьшить
налоговые платежи по налогу на прибыль
для налогоплательщиков является образование
резерва для предстоящих
При создании ремонтного
фонда организации необходимо выполнить
все требования, предъявляемые главой
25 НК РФ. Порядок создания резерва
под предстоящие ремонты
Совокупная стоимость основных средств отчисляется как сумма первоначальной стоимости всех амортизируемых основных средств, введенных в эксплуатацию по состоянию на начало налогового периода, в котором образуется резерв предстоящих расходов. Первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно к использованию. Если основные средства приобретены до вступления в силу 25 главы НК РФ, т.е. до 06.08.2001г., то они оцениваются по восстановительной стоимости, т.е. с учетом проведенных переоценок на ту же дату. Определение совокупной стоимости осуществляется на основании инвентарных карточек учета основных средств унифицированной формы № ОС - 6. Яковлева Е.Н. оптимизация налога на прибыль// Консультант предпринимателя бухгалтеру, январь 2004, №2