Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:21, реферат
Налоги. Уменьшение ставок подоходного и других налогов влечет за собой увеличение чистого дохода и объема покупок при данном уровне цен.
Налоги. Уменьшение ставок подоходного и других налогов влечет за собой увеличение чистого дохода и объема покупок при данном уровне цен.
Инвестиционные расходы. Это закупки средств производства, которые являются вторым неценовым фактором совокупного спроса.
Процентные ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного спроса. Изменение процентной ставки может быть связано, например, с изменением объема предложения свободных денежных средств на финансовом рынке.
Ожидаемые прибыли от инвестиций. Существует прямая и очевидная зависимость между прогнозами прибыльности уже вложенного капитала и спросом на новые инвестиционные товары. Это же относится и к оценке прибыльности новых инвестиционных проектов.
Налоги с предприятий. Увеличение налогов ведет к уменьшению чистой прибыли и, следовательно, к сокращению инвестиционных расходов и совокупного спроса.
Технологии. Новые
и усовершенствованные
Избыточные мощности.
Увеличение избыточных мощностей, т.е.
наличного неиспользуемого
Государственные расходы.
Стремление правительства покупать
товары и услуги за счет бюджета
составляет третий неценовой фактор
общественного спроса. Увеличение государственных
закупок национального продукта
при данном уровне цен будет приводить
к возрастанию совокупного
Расходы на чистый экспорт. Это разница между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. Имеется в виду, что изменения в "чистом" экспорте не связаны с изменением внутренних цен. Их определяет спрос на национальную продукцию на зарубежных рынках.
Национальный доход других стран. Возрастание национального дохода в других странах вызывает увеличение спроса, как на отечественную, так и на импортную продукцию и соответственно рост совокупного спроса на продукцию страны-экспортера.
Итак, все рассмотренные нами факторы, определяющие совокупный общественный спрос, являются величинами флуктуирующими (нестабильными), и схема взаимодействия между ними куда сложнее, нежели схема, разработанная в рамках классической теории.
Макроэкономическое регулирование, включая кредитно-денежную политику как важнейший его компонент, предполагает "настройку" этих рычагов. Причем кредитно-денежная политика в совокупности с фискальной (налоговой) оказывает самое непосредственное воздействие на все эти факторы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ключевым компонентом совокупного общественного спроса, тем звеном цепи, потянув за которое можно "вытащить" весь экономический комплекс, кейнсианская теория считает именно инвестиционные расходы.
Первостепенная роль
инвестиционных расходов объясняется
"эффектом мультипликатора". Дело
в том, что любое первоначальное
изменение в объеме инвестиций дает
многократно увеличенное
Теперь следует
обратиться непосредственно к механизму
денежно- кредитного регулирования, который
на постоянной основе используется государственными
органами для "настройки" экономики
в соответствии с описанной выше
схемой. Как показывает общемировая
практика, в большинстве цивилизованных
стран органом, разрабатывающим
и проводящим денежно кредитную
политику, является Центральный (государственный)
банк. Причем, чаще всего, законодательно
определяется независимость органа
денежно - кредитного регулирования
от остальных органов
АЛ
полномочия которого определены законом. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является содействие экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Э. Долан, К. Кэмпбелл и Р. Кэмпбелл разделяют эту глобальную задачу на более конкретные цели. Это тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на достаточно продолжительных временных интервалах. Высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи
более высокого порядка.
Кредитно-денежная политика
состоит в изменении денежного
предложения с целью
Экономическая наука из всех инструментов денежно-кредитного регулирования в качестве основных выделяет следующие: операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки. При этом все эти рычаги государственного воздействия фактически регулируют один и тот же объект - они по разным направлениям воздействуют на наличную денежную массу (Ml) и резервы коммерческих банков и других кредитно-депозитных учреждений, так называемые «Деньги
чл
повышенной эффективности» . Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк регулирует денежное предложение. Коммерческие банки и другие кредитно-депозитные учреждения представляют собой эмиссионные центры, где создаются новые безналичные кредитные деньги. Таким образом, вся банковская система страны является таким эмиссионным центром. Однако бесконтрольного создания новых кредитных денег быть не может - регулирование денежного предложения есть функция государства, поэтому частная банковская система действует со встроенными ограничителями кредитной эмиссии, главным из которых является размер избыточных резервов.
Все коммерческие банки
и сберегательные учреждения, открывающие
текущие счета клиентам, должны иметь
установленные законом резервы.
Размер установленных законом резервов
равен определенному проценту от
обязательств данного банка по привлеченным
денежным ресурсам и должен содержаться
в виде вклада на резервном счете
в Центральном банке. Процент
обязательств по привлеченным ресурсам,
который коммерческий банк должен держать
в резерве, называется резервной
нормой. Центральный банк, согласно
закону, имеет полномочия устанавливать
различные резервные нормы. О. Ю.
Свиридов выделяет двоякое назначение
нормативов обязательного резервирования:
роль тормоза эмиссии коммерческими
банками и инструмента
На наш взгляд,
более точным определением цели обязательного
резервирования будет сдерживание
эффекта банковского
Кредитно-депозитные
учреждения способны совершать операции,
создающие или уничтожающие деньги,
но масштабы этих операций ограничены
размерами обязательных резервов. Банки
создают новые кредитные