Налоги и налогообложение Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 15:21, реферат

Описание

Налоги. Уменьшение ставок подоходного и других налогов влечет за собой увеличение чистого дохода и объема покупок при данном уровне цен.

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение в Беларуси.docx

— 16.56 Кб (Скачать документ)

Налоги. Уменьшение ставок подоходного и других налогов  влечет за собой увеличение чистого  дохода и объема покупок при данном уровне цен.

Инвестиционные расходы. Это закупки средств производства, которые являются вторым неценовым фактором совокупного спроса.

Процентные ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванное любым  фактором, кроме изменения уровня цен, приведет к уменьшению инвестиционных расходов и сокращению совокупного  спроса. Изменение процентной ставки может быть связано, например, с изменением объема предложения свободных денежных средств на финансовом рынке.

Ожидаемые прибыли  от инвестиций. Существует прямая и  очевидная зависимость между  прогнозами прибыльности уже вложенного капитала и спросом на новые инвестиционные товары. Это же относится и к  оценке прибыльности новых инвестиционных проектов.

Налоги с предприятий. Увеличение налогов ведет к уменьшению чистой прибыли и, следовательно, к  сокращению инвестиционных расходов и  совокупного спроса.

Технологии. Новые  и усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и увеличению совокупного спроса.

Избыточные мощности. Увеличение избыточных мощностей, т.е. наличного неиспользуемого капитала, сдерживает спрос на новые инвестиционные товары и поэтому уменьшает совокупный спрос.

Государственные расходы. Стремление правительства покупать товары и услуги за счет бюджета  составляет третий неценовой фактор общественного спроса. Увеличение государственных  закупок национального продукта при данном уровне цен будет приводить  к возрастанию совокупного спроса до тех пор, пока налоговые сборы  и процентные ставки будут оставаться неизменными.

Расходы на чистый экспорт. Это разница между стоимостью экспорта и импорта за определенный период. Имеется в виду, что изменения  в "чистом" экспорте не связаны  с изменением внутренних цен. Их определяет спрос на национальную продукцию  на зарубежных рынках.

Национальный доход  других стран. Возрастание национального  дохода в других странах вызывает увеличение спроса, как на отечественную, так и на импортную продукцию  и соответственно рост совокупного  спроса на продукцию страны-экспортера.

Итак, все рассмотренные  нами факторы, определяющие совокупный общественный спрос, являются величинами флуктуирующими (нестабильными), и схема  взаимодействия между ними куда сложнее, нежели схема, разработанная в рамках классической теории.

Макроэкономическое  регулирование, включая кредитно-денежную политику как важнейший его компонент, предполагает "настройку" этих рычагов. Причем кредитно-денежная политика в совокупности с фискальной (налоговой) оказывает самое непосредственное воздействие на все эти факторы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что ключевым компонентом совокупного общественного спроса, тем звеном цепи, потянув за которое можно "вытащить" весь экономический комплекс, кейнсианская теория считает именно инвестиционные расходы.

Первостепенная роль инвестиционных расходов объясняется "эффектом мультипликатора". Дело в том, что любое первоначальное изменение в объеме инвестиций дает многократно увеличенное изменение  показателя валового внутреннего продукта. Или, иначе говоря, изменения в  ВВП равны первоначальному изменению  инвестиций, умноженному на мультипликатор. Здесь нет необходимости более  подробно останавливаться на механизме  действия мультипликатора. Достаточно сказать, что подобное явление существует и действует постоянно и соответственно усиливает колебания предпринимательской  деятельности, вызванные изменениями  в расходах. Вместе с тем эффект мультипликатора может иметь  и разрушительную силу: любое снижение инвестиционных расходов вызывает многократное снижение будущего ВВП.

Теперь следует  обратиться непосредственно к механизму  денежно- кредитного регулирования, который  на постоянной основе используется государственными органами для "настройки" экономики  в соответствии с описанной выше схемой. Как показывает общемировая  практика, в большинстве цивилизованных стран органом, разрабатывающим  и проводящим денежно кредитную  политику, является Центральный (государственный) банк. Причем, чаще всего, законодательно определяется независимость органа денежно - кредитного регулирования  от остальных органов государственного управления. Россия не является исключением. Проводником денежно - кредитной  политики в нашей стране является Центральный банк Российской Федерации (Банк России), функции и

АЛ

полномочия которого определены законом. Основополагающей целью кредитно-денежной политики является содействие экономике в достижении общего уровня производства, характеризующегося полной занятостью и отсутствием инфляции. Э. Долан, К. Кэмпбелл и Р. Кэмпбелл разделяют эту глобальную задачу на более конкретные цели. Это тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на достаточно продолжительных временных интервалах. Высшие задачи, промежуточные и тактические цели образуют иерархическую структуру, где на каждом определенном уровне происходит корректировка соответствующей цели для обеспечения выполнения задачи

более высокого порядка.

Кредитно-денежная политика состоит в изменении денежного  предложения с целью стабилизации совокупного объема производства, занятости  и уровня цен. Или, точнее, кредитно-денежная политика направлена на увеличение денежного  предложения во время спада для  поощрения расходов, а во время  инфляции - на ограничение предложения  денег для ограничения расходов.

Экономическая наука  из всех инструментов денежно-кредитного регулирования в качестве основных выделяет следующие: операции на открытом рынке; изменение резервной нормы; изменение учетной ставки. При  этом все эти рычаги государственного воздействия фактически регулируют один и тот же объект - они по разным направлениям воздействуют на наличную денежную массу (Ml) и резервы коммерческих банков и других кредитно-депозитных учреждений, так называемые «Деньги

чл

повышенной эффективности» . Регулируя резервы коммерческих банков, Центральный банк регулирует денежное предложение. Коммерческие банки и другие кредитно-депозитные учреждения представляют собой эмиссионные центры, где создаются новые безналичные кредитные деньги. Таким образом, вся банковская система страны является таким эмиссионным центром. Однако бесконтрольного создания новых кредитных денег быть не может - регулирование денежного предложения есть функция государства, поэтому частная банковская система действует со встроенными ограничителями кредитной эмиссии, главным из которых является размер избыточных резервов.

Все коммерческие банки  и сберегательные учреждения, открывающие  текущие счета клиентам, должны иметь  установленные законом резервы. Размер установленных законом резервов равен определенному проценту от обязательств данного банка по привлеченным денежным ресурсам и должен содержаться  в виде вклада на резервном счете  в Центральном банке. Процент  обязательств по привлеченным ресурсам, который коммерческий банк должен держать  в резерве, называется резервной  нормой. Центральный банк, согласно закону, имеет полномочия устанавливать  различные резервные нормы. О. Ю. Свиридов выделяет двоякое назначение нормативов обязательного резервирования: роль тормоза эмиссии коммерческими  банками и инструмента регулирования  ликвидности на денежном рынке.

На наш взгляд, более точным определением цели обязательного  резервирования будет сдерживание  эффекта банковского мультипликатора. Во-первых, следует иметь ввиду, что  создание денег банками при системе  частичного резервирования не является эмиссией, так как банк не создает  новые материальные ценности - они  уравновешиваются принятыми заемщиком  долговыми обязательствами . Из определения О. Ю. Свиридова может сложиться впечатление, что основное назначение резервов состоит в увеличении ликвидности банка и предотвращении возможных потерь вкладчиков. На самом деле это не так. Хотя в свое время резервы считались источником ликвидности и, следовательно, средством защиты вкладчиков, сейчас установленные законом обязательные резервы не могут быть использованы для возмещения неожиданных изъятий наличных денег. На сегодняшний момент резервы - это, прежде всего, средство контроля, с помощью которого Центральный банк может воздействовать на способность коммерческих банков к кредитованию.

Кредитно-депозитные учреждения способны совершать операции, создающие или уничтожающие деньги, но масштабы этих операций ограничены размерами обязательных резервов. Банки  создают новые кредитные деньги, предоставляя ссуды и покупая  государственные облигации. Соответственно, они уничтожают деньги после погашения  ссуд. Посредством расширения кредита (выдачи ссуд через увеличение текущих  счетов), коммерческие банки создают  большую часть денег, используемых в экономике развитых стран. Однако специально созданные государством условия ограничивают возможность  коммерческого банка создавать  новые кредитные деньги путем  выдачи ссуд. Предельные объемы кредитования любого коммерческого банка ограничены размером его избыточных резервов, имеющихся у данного банка  на момент выдачи ссуды. Но ссудный  потенциал, а следовательно, и способность банковской системы создавать новые деньги в целом многократно превосходит ее суммарные избыточные резервы. В противном случае новым кредитным деньгам просто неоткуда было бы взяться. Здесь действует эффект множественного кредитования, механизм которого очень схож с мультипликатором, связанным с инвестиционными расходами. Такой мультипликатор носит название "мультипликатор текущих счетов" или "денежный мультипликатор" Теоретически его максимальный эффект может быть представлен как отношение:

Информация о работе Налоги и налогообложение Беларуси