Налоги: сущность, их виды и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 12:01, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является анализ и обобщение налогов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1.Сущность налогов
1.Понятие налогов……………………………………………………………..4
2.Сущность налогов…………………………………………………………...6
2.Классификация налогов и их функции

2.1 Виды налогов………………………………………………………………..19

2.2 Функции налогов…………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………32

Библиографический список ………………………………………..…………...35

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 200.00 Кб (Скачать документ)
 
 
 

Кафедра экономики и логистики 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 

      по  дисциплине: экономическая теория 

      по  теме: «Налоги: сущность, их виды и функции». 
       
       
       
       
       
       
       
       

Студентки 2 курса, группы МЛ-21

Факультета  менеджмент

Сыроежкиной Анастасии Валерьевны

Научный руководитель

ст. преподаватель

Гадеудина Елена Дмитриевна 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………3

  1. Сущность налогов
    1. Понятие налогов……………………………………………………………..4
    2. Сущность налогов…………………………………………………………...6
  2. Классификация налогов и их функции

2.1 Виды  налогов………………………………………………………………..19

2.2 Функции  налогов…………………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………………32

Библиографический список ………………………………………..…………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

Приступая к рассмотрению данной темы, прежде всего, хочется отметить её актуальность. Данная тема - действительно актуальна в наше время, т.к. налоги - являются одной из важнейших и неотъемлемых структур, без которой невозможно представить современную, как российскую, так и зарубежную экономику. Автор выбрал данную тему исходя из того, что налоги - являются важнейшей составляющей мировой экономики, и в дальнейшем данная тема будет также актуальна и интересна для изучения, как и сейчас.

Целью данной курсовой работы является анализ и обобщение налогов.

Задачи  данного реферата:

  • первый пункт рассматривает сущность налогов;
  • второй пункт – классификацию налогов и их функции.

Объект  изучения – налоги во всём мире. Предмет изучения – виды налогов, элементы налоговой системы, условия взимания налогов.

Структура данной курсовой работы состоит из следующих разделов:

    1. Понятие налогов
    2. Виды налогов
    3. Функции налогов
    4. Сущность налогов

Первая  глава – рассматривает сущность налогов.

Вторая  глава - рассматривает  разновидность  налогов и их функции.

   Для реализации поставленных целей и  задач был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, что указанные вопросы детально освещены в налоговой периодике. Особо хочется отметить учебник Бункиной «Макроэкономика».

  1. Сущность налогов
    1. Понятие налогов.

Налогом называется обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки. Совокупность разных видов налогов, в построении и методах, исчисления которых реализуются определенные принципы, образуют налоговую систему страны.

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственных организаций начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. Не следует думать, что оно было основано исключительно на добровольных началах. Жертвоприношение было неписаным законом и, таким образом, становилось принудительной выплатой или сбором.

Во времена  натурального хозяйства уже существовало изъятие части имущества в  виде оброка у крестьян, ремесленников  в пользу тех, кто владел территориями, на которых они проживали, и управляли ими. Сама власть, ничего не производившая, постоянно нуждалась в материальных и человеческих ресурсах, необходимых ей для собственного потребления и выполнения специфических, только ей присущих функций:

  • защита территории;
  • выполнение управляющих и распределительных функций;
  • поддержание внутреннего порядка;
  • сбор налогов и податей с населения.

По мере развития экономических отношений, появились и совершенствовались новые виды налогообложения. Показательным  примером может служить то, что в XVII веке в Голландии порция рыбы в харчевне облагалась 34 налогами (акцизами)[1.с.150-151]

Неизбежность  налогов настолько очевидна, что  еще в 1789 году Бенджамин Франклин, один из авторов Декларации независимости  США, писал: «В этом мире ни в чем нельзя быть твердо уверенным, за исключение смерти и налогов».

По мере развития государства как социального института, налоговая система стремительно развивалась, и уже в 70-80-е годы XX века в западных странах распространилась и получила признание бюджетная концепция, исходящая из того, что налоговые поступления являются продуктом двух основных факторов: налоговой ставки и налоговой базы. Рост налогового бремени может приводить к росту государственных доходов только до какого-то придела, пока не начнет сокращаться облагаемая налогом часть национального производства. Когда этот предел будет превышен, рост налоговой ставки приведет не к увеличению, а к сокращению доходов бюджета.

Во второй половине 80-х - начале 90-х годов XX века ведущие страны мира, такие, как США, Великобритания, Германия, Франция, Япония, Швеция и некоторые другие провели налоговые реформы, направленные на ускорение и накопление капитала, и стимулирование деловой активности. В этих целях снижена ставка налога на прибыль корпораций.

Например:

* в США  ставка корпорационного налога  уменьшена с 46 до 34%;

* в Великобритании - с 45 до 35%;

* во  Франции - в 1986 году с 50 до 45% , а в 1991 году -до 42%;

* в Японии - в 1989 году с 42 до 40%, а в 1990 году - до 37,5%.

В 1994 году началось поспешное проведение налоговой реформы в Дании.

Начало  девяностых годов явилось также  периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.[2.с.357] 
 

1.2 Сущность налогов

Экономическая сущность налогов характеризуется  денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.

Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, Через налоги государство осуществляет контроль над финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами.

Эта функция  представляет собой приспосабливание налоговых механизмов для реализации социальной политики государства необходимые для содержания... публичной власти... ". В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Таким образом, налогообложение - это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения - это равномерность и определенность. Равномерность - это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.

Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

В переходный к рынку период налоговая система  является одним из важнейших экономических  регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования  экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

В налогах  заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.

Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.[3.с.422-423]

С помощью  налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.

В налогах  заложены возможности и регулирования  доходов населения. Они могут  быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.

Налоги  могут быть элементом механизма, регулирующего демографические  процессы, молодежную политику, иные социальные явления.

Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.

Под налогом  понимается обязательный платеж, поступающий  государству в определенных законодательством  размерах и в установленные сроки.

В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.

Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств  субъектов экономики. При этом налог  может быть денежным и натуральным.

Информация о работе Налоги: сущность, их виды и функции