Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:38, контрольная работа
Первый этап развития становления системы налогообложения (древний мир и средние века) характеризовался неразвитостью и случайным характером. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.
Социальная функция
осуществляется через неравное налогообложение
разных сумм доходов. С помощью данной
функции перераспределяются доходы
между различными категориями населения.
Примерами реализации распределительной
(социальной) функции являются прогрессивная
шкала налогообложения прибыли и личных
доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы
роскоши.
Регулирующая функция
посредством налоговых
Суть регулирующей
функции в том, что налогами облагаются
ресурсы, направляемые на потребление,
и освобождаются от налогообложения
ресурсы, направляемые на накопление производственных
фондов. Поэтому для этой функции выделяют
три составляющие: стимулирующая подфункция,
проявляющаяся через систему льгот и освобождений,
например для сельскохозяйственных производителей;
дестимулирующая подфункция, которая
через повышение ставок налогов позволяет
ограничить развитие игорного бизнеса,
повысить таможенные пошлины, приостановить
вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная
подфункция, аккумулирующая средства
на восстановление используемых ресурсов.
Контрольная функция
позволяет государству
5. Совокупность принципов налогообложения
Принципы налогообложения
— это базовые идеи и положения,
применяемые в налоговой сфере.
В системе налогообложения
Экономические принципы
впервые были сформулированы А. Смитом.
В настоящее время они
Принцип справедливости.
Согласно этому принципу каждый обязан
принимать участие в
сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;
кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает прогрессивное и шедулярное налогообложение).
Принцип соразмерности
предусматривает
Принцип учета интересов
налогоплательщиков рассматривается
через призму двух принципов А. Смита,
а именно: принципа определенности
(сумма, способ и время платежа
должны быть точно известны налогоплательщику)
и принципа удобства (налог взимается
в такое время и таким
Принцип экономичности
базируется еще на одном принципе
А. Смита, согласно которому необходимо
сокращать издержки взимания налога.
По своей сути принцип экономичности
(эффективности) означает, что суммы
сборов по отдельному налогу должны превышать
затраты на его обслуживание, причем
в несколько раз.
Юридические принципы
налогообложения — это общие
и специальные принципы налогового
права. К ним относятся следующие
принципы: а) нейтральности (равного
налогового бремени; б) установления налогов
законами; в) приоритета налогового закона
над неналоговым; г) отрицания обратной
силы налогового закона; д) наличия в законе
существенных элементов налога; е) сочетания
интересов государства и субъектов налоговых
отношений. Суть этих принципов будет
раскрыта далее в гл. 4.
Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов. Совокупность организационных принципов будет рассмотрена в гл. 7.
6. Политика налогов:
современные проблемы и
После Второй мировой
войны и в последующие годы в ряде зарубежных
стран были проведены налоговые реформы.
Сегодня опыт этих государств со сложившейся
рыночной экономикой позволяет выявить
общие закономерности развития налоговых
систем.
Стимулирование частного
предпринимательства в 50–70-е гг.
решалось с применением универсальных
налоговых рычагов, в том числе
путем предоставления налоговых
льгот инвесторам, предприятиям добывающих
отраслей, транспорту, авиастроению, при
экспорте продукции и услуг, на проведение
НИОКР.
Начало 80-х гг. почти
повсеместно было отмечено либерализацией
систем подоходного налога, снижением
налоговых ставок с одновременным
расширением налогооблагаемой базы
и сокращением льгот.
Реформирование систем
косвенного налогообложения осуществлялось
через уменьшение таможенных пошлин,
снижение уровня акцизных сборов, придание
универсального значения и усиления
роли налога на добавленную стоимость
(НДС), который в 70–80-е гг. стал заменять
налог с оборота.
В конце 80-х–начале
90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира
провели налоговые реформы, направленные
на ускорение накопления капитала и
стимулирование деловой активности.
Это нашло выражение в снижении
ставок корпорационного налога.
В результате проведенных
налоговых реформ наметились две
важные тенденции фискального
В послевоенный период
появились и стали динамично развиваться
еще два направления: гармонизация налоговых
систем и гармонизация налоговой политики.
Тенденции гармонизации охватили основные
показатели налоговых систем, налоговое
право различных стран, проблемы международного
двойного налогообложения и антиналогообложения
и налогообложение инвестиционной деятельности.
В 1993 г. был разработан
документ, выполняющий роль мирового
налогового кодекса, который определял
современное понимание
Высокое налоговое
бремя в развитых странах привело
к применению оффшорных механизмов
в международном