Налоги в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 17:38, контрольная работа

Описание

Первый этап развития становления системы налогообложения (древний мир и средние века) характеризовался неразвитостью и случайным характером. Сборы существовали в виде бессистемных платежей, преимущественно в натуральной форме.

Работа состоит из  1 файл

Налоги в рыночной экономике.docx

— 25.10 Кб (Скачать документ)

Социальная функция  осуществляется через неравное налогообложение  разных сумм доходов. С помощью данной функции перераспределяются доходы между различными категориями населения. Примерами реализации распределительной (социальной) функции являются прогрессивная шкала налогообложения прибыли и личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.  

Регулирующая функция  посредством налоговых механизмов выполняет те или иные задачи налоговой  политики государства. Данная функция  предполагает влияние налогов на инвестиционный процесс, спад или рост производства, а также его структуру.  

Суть регулирующей функции в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от налогообложения  ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому для этой функции выделяют три составляющие: стимулирующая подфункция, проявляющаяся через систему льгот и освобождений, например для сельскохозяйственных производителей; дестимулирующая подфункция, которая через повышение ставок налогов позволяет ограничить развитие игорного бизнеса, повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны и т. д., и воспроизводственная подфункция, аккумулирующая средства на восстановление используемых ресурсов.  

Контрольная функция  позволяет государству отслеживать  своевременность и полноту поступления  в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в  финансовых ресурсах. Через эту функцию  определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной  политики.

5. Совокупность принципов  налогообложения 

Принципы налогообложения  — это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно  выделить экономические, юридические  и организационные принципы.  
 

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут  быть кратко охарактеризованы следующим  образом.  

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим  доходам и возможностям. Две центральные  идеи:

сумма взимаемых  налогов должна определяться в зависимости  от величины доходов налогоплательщика;

кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов (методологической основой принципа справедливости выступает  прогрессивное и шедулярное налогообложение).

Принцип соразмерности  предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и  государственного бюджета. Принцип  соразмерности характеризуется  кривой Лаффера, показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени (рис. 1.1). Эффект кривой состоит в росте поступлений в бюджет с ростом налогов, если ставка до 50%, и в падении поступлений, если ставка более 50%. Данная концепция получила признание в 70–80-е гг. ХХ в.  

Принцип учета интересов  налогоплательщиков рассматривается  через призму двух принципов А. Смита, а именно: принципа определенности (сумма, способ и время платежа  должны быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобства (налог взимается  в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого  принципа является также простота исчисления и уплаты налога.  

Принцип экономичности  базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности (эффективности) означает, что суммы  сборов по отдельному налогу должны превышать  затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.  

Юридические принципы налогообложения — это общие  и специальные принципы налогового права. К ним относятся следующие  принципы: а) нейтральности (равного  налогового бремени; б) установления налогов  законами; в) приоритета налогового закона над неналоговым; г) отрицания обратной силы налогового закона; д) наличия в законе существенных элементов налога; е) сочетания интересов государства и субъектов налоговых отношений. Суть этих принципов будет раскрыта далее в гл. 4.  

Организационные принципы налогообложения — положения, на которых базируется построение налоговой  системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов. Эти положения  отражают: а) единство налоговой системы; б) подвижность налогообложения; в) стабильность налоговой системы; г) множественность налогов; д) исчерпывающий перечень налогов. Совокупность организационных принципов будет рассмотрена в гл. 7.

6. Политика налогов:  современные проблемы и тенденции 

После Второй мировой войны и в последующие годы в ряде зарубежных стран были проведены налоговые реформы. Сегодня опыт этих государств со сложившейся рыночной экономикой позволяет выявить общие закономерности развития налоговых систем.  
 

Стимулирование частного предпринимательства в 50–70-е гг. решалось с применением универсальных  налоговых рычагов, в том числе  путем предоставления налоговых  льгот инвесторам, предприятиям добывающих отраслей, транспорту, авиастроению, при  экспорте продукции и услуг, на проведение НИОКР.  

Начало 80-х гг. почти  повсеместно было отмечено либерализацией систем подоходного налога, снижением  налоговых ставок с одновременным  расширением налогооблагаемой базы и сокращением льгот.  

Реформирование систем косвенного налогообложения осуществлялось через уменьшение таможенных пошлин, снижение уровня акцизных сборов, придание универсального значения и усиления роли налога на добавленную стоимость (НДС), который в 70–80-е гг. стал заменять налог с оборота.  

В конце 80-х–начале 90-х гг. ХХ в. ведущие страны мира провели налоговые реформы, направленные на ускорение накопления капитала и  стимулирование деловой активности. Это нашло выражение в снижении ставок корпорационного налога.  

В результате проведенных  налоговых реформ наметились две  важные тенденции фискального реформирования: одна группа стран (США, Австралия, Япония и др.) сделала акцент на преобразовании прямого налогообложения, в то время  как страны-члены ЕЭС основные усилия направили на повышение значения косвенного налогообложения.  

В послевоенный период появились и стали динамично развиваться еще два направления: гармонизация налоговых систем и гармонизация налоговой политики. Тенденции гармонизации охватили основные показатели налоговых систем, налоговое право различных стран, проблемы международного двойного налогообложения и антиналогообложения и налогообложение инвестиционной деятельности.  

В 1993 г. был разработан документ, выполняющий роль мирового налогового кодекса, который определял  современное понимание налоговой  системы, проверенное на опыте многих стран, приводил рекомендации для разработки национального налогового законодательства и рассматривал вопросы создания эффективного налогового аппарата.  

Высокое налоговое  бремя в развитых странах привело  к применению оффшорных механизмов в международном налогообложении. Сущность использования этих механизмов — юридическое перенесение объектов налогообложения из стран с высоким  уровнем налогообложения в страны с его низким уровнем. Поэтому  сейчас развитые государства пытаются бороться с утечкой капиталов  и налоговых платежей различными путями: вводятся налоги и лицензирование подобных операций; в национальном законодательстве устанавливается  принцип «резидентства»; создаются собственные налоговые центры и оазисы.

Информация о работе Налоги в рыночной экономике