Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 12:54, реферат
Швейцария - конфедеративное государство, состоящее из конфедерации (центрального аппарата), 26 кантонов и входящих в них 3 тыс. муниципалитетов. Кантоны являются суверенными административно-территориальными единицами, а степень муниципальной автономии определяется законодательством кантона.
Швейцария - конфедеративное государство,
состоящее из конфедерации (центрального
аппарата), 26 кантонов и входящих в
них 3 тыс. муниципалитетов. Кантоны
являются суверенными административно-
В Швейцарии определение налогов основывается
на двух различных принципах:
1) результирующее налогообложение - налог
подсчитывается по истечении налогового
периода (в основном для организаций);
2) предварительное налогообложение - налог
подсчитывается до истечения годового
или двухлетнего налогового периода
на основе дохода, полученного в предыдущий
год или два (в основном для физических
лиц).
Швейцарское налоговое законодательство
основано на следующих принципах:
· равноправие;
· свобода торговли;
· гарантированные права собственности;
· запрет межкантонального двойного налогообложения;
· запрет неоправданных налоговых поступлений.
Большое внимание в стране уделяется гармонизации
(вертикальной и горизонтальной) налогообложения.
Определение налоговой юрисдикции регулируется
конституцией, согласно положениям которой
ни один из трех органов власти не мешает
другим, а бремя, которое несут налогоплательщики,
не переходит за экономическую границу
обложения. Кантонам, в принципе, разрешено
взимать любые виды налогов, кроме тех,
сбор которых является эксклюзивной юрисдикцией
конфедерации. Они имеют право создавать
свое собственное налоговое законодательство.
Муниципалитетам, в свою очередь, право
собирать свои налоги определяют конституции
кантонов.
Уровень налогов в Швейцарии определяют
сами граждане и налогоплательщики путем
прямой демократической процедуры, принимая
решение большинством голосов. Постоянно
выражается сомнение в том, что столь щекотливые
вопросы, как полномочия налогообложения,
могут быть непосредственно предоставлены
самим налогоплательщикам. И в самом деле,
установление налоговых ставок на всех
уровнях государственной организации
большинством голосов предполагает, что
налоговая шкала не должна быть слишком
прогрессивной, поскольку в противном
случае окажется возможным «демократическое
угнетение» налогоплательщиков с более
высокими доходами, завершающееся в конце
концов их «изгнанием». Прямое голосование
работает только тогда, когда и ответственность
является непосредственной, касающейся
также всех.
Конкурирующие налоговые системы и разделение
прямых налогов по трем сферам конфедерации,
кантона и муниципальной единицы породили
в Швейцарии экспериментальное поле, соединяющее
относительно низкие налоги с хорошей
социальной инфраструктурой. Конкуренция
в налоговой сфере имеет двоякие последствия.
Во-первых, в Швейцарии налогоплательщики
«голосуют ногами», то есть наиболее состоятельные
из них перемещаются по стране, во-вторых,
страна обладает «притягательной силой»
для капитала из других государств, где
налоговое бремя очень тяжело. Последнее
обстоятельство объясняет постоянное
и лишь по видимости заманчивое требование
стран Евросоюза и, прежде всего Германии,
о согласовании налоговой политики, в
результате чего всякая конкуренция в
налоговой сфере Европы была бы подорвана
и тем самым доминировала бы разрушительная
налоговая политика.
Структура налоговых доходов конфедерации
во второй половине 1990-х гг.выглядела следующим
образом: НДС - 29,1%; прямые налоги - 23,6%; таможенные
пошлины - 14,9%; расчетный налог - 10,1%; гербовые
сборы - 4,5%; прочие - 5,5%; неналоговые сборы
- 12,3%.
1.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИЙ
В соответствии с принципом швейцарского
федерализма в стране существует трехуровневая
система налогообложения: налоги взимаются
конфедеральным правительством, кантонами
и муниципалитетами. Налоги, собираемые
в Швейцарии, подразделяются на две большие
группы: налоги с доходов и собственности
и налоги на потребление и владение. (Таблица
1).
Таблица 1. Распределение налогов
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
|
||
|
|
|
Из прямых налогов наибольшее значение
имеет налог на прибыль и капитал
юридических лиц. Данным налогом облагаются
корпорации и кооперативы. Федеральный
парламент принял 14 декабря 1990 года Закон
о гармонизации налогообложения. Процесс
касается кантональных и муниципальных
налогов и введен в действие с 1 января
2001 года. Кантоны и муниципалитеты должны
изменить свои законы до 1 января 2001 года.
Базовый налог на доходы корпораций взимается
по ставке 8,5% (корпорации) или 4,25% (кооперативы).
Например, для кантона Женева установлена
ставка налога на доходы корпораций в
размере 10%, которая постоянно индексируется
(для 2000 г. - коэффициент составил 1,8849).
Резидентные корпорации уплачивают подоходный
налог с общемирового дохода, за исключением
дохода, связанного с эксплуатацией недвижимого
имущества. Для определения налоговой
базы из общего дохода вычитаются все
прямые расходы, связанные с получением
прибыли. Могут быть вычтены расходы на
поддержку оборудования в рабочем состоянии,
заработной платы административного персонала,
стоимость сырья, трансферты на создание
резервных фондов. Затраты оцениваются
по стоимости приобретения или рыночной
цене. Для целей налогообложения 1/3 стоимости
может быть вычтена. Амортизация вычитается
по правилам, признанным в деловом обороте.
Могут применяться линейный метод или
метод снижаемого остатка. Официальные
ставки публикуются, но они не являются
обязательными. Ускоренная амортизация
может применяться для определенных видов
оборудования или установок для охраны
окружающей среды (50% стоимости вычитаются
в первый год эксплуатации). Вычитаемые
для целей налогообложения резервы создаются
для:
- опытно-конструкторских и научных работ
- 10% налогооблагаемой прибыли, но не более
1 млн швейцарских франков;
- страхования рисков убытков, связанных
с текущими активами;
- иные резервы.
Для применения федерального налога убытки
вычитаются на семь лет вперед. Кантоны
устанавливают свои правила. Так, например,
в кантоне Женева разрешено переносить
убытки на неограниченное время вперед
в определенных случаях, для исчисления
налога, зачисляемого в бюджет кантона.
Налоговый период - обычно календарный
год. Правила представления декларации
устанавливаются на уровне кантонов. В
общем случае окончательный налог должен
быть уплачен в течение 2 месяцев после
завершения налогового года. Авансовые
платежи не установлены, но они платятся
при отдельных трансакциях.
Корпорации уплачивают платежи в социальные
страховые фонды по ставкам от 0,15% (компенсационные
военные платежи) до 4,20% (пенсионный фонд).
Налог на капитал является
пропорциональным и составляет 0,08% суммы
налогооблагаемого капитала. Он взимается
с полученного капитала, а также с запасов,
отраженных и неотраженных в балансе.
Холдинговые компании имеют льготы. В
каждом кантоне действуют различные местные
ставки налога.
Одним из наиболее важных налогов, приносящих
казне наибольший доход, является налог на добавленную стоимость.
Особенностью является то, что различаются
два вида оборота для исчисления НДС: освобожденный
от НДС (экспортные поставки, транспортные
услуги по пересечению границ) и исключаемый
из обложения (услуги в социальной сфере,
культура. Образование, здравоохранение,
денежная и финансовая сфера и др.). Действуют
три ставки:
- стандартная - 7,5% (до 2000 г. - 6,5%);
- специальная - 3,5% (до 2000 г. - 3%) (гостиничный
сектор);
- пониженная - 2,3% (до 2000 г. - 2%) (для продуктов
и безалкогольных напитков, птицы, рыбы,
зерна, медицинских товаров, полиграфической
продукции, услуги теле- и радиокорпораций).
Организации являются плательщиками НДС,
если их торговый оборот превышает 250 000
швейцарских франков в год. Импорт услуг
освобожден от уплаты НДС, если он не превышает
10 000 швейцарских франков в год.
НДС введен в Швейцарии только 1 января
1995 года (вместо налога с оборота) для унификации
с налоговыми системами ЕС. НДС в Швейцарии
- это налог на всеобщее пользование и
потребление, взимается на всех стадиях
производства и распределения с импорта
товаров, отечественной сферы услуг и
приобретения услуг за границей. Таможенные пошлины взимаются
как по импортным, так и по экспортным
операциям по твердым ставкам.
Как уже указывалось, кантоны сами строят
свои законодательства, но к началу 2001
года они должны были выровнять в соответствии
с Законом о гармонизации налогообложения. Налоги на доходы и чистые
активы - периодические налоги, поэтому
они должны собираться к определенному
моменту времени (фискальному периоду).
В кантонах платят также подоходный налог
с физических лиц по сумме налогов, начисленных
по базовой федеральной ставке и дополнительным
ставкам кантонов и муниципалитетов. Все
кантоны взимают налоги с доходов иностранцев,
временно работающих в Швейцарии «у источника».
Как физические, так и юридические лица
должны платить налог на прирост недвижимой
собственности.
2.НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ
Из прямых налогов наибольшее значение
имеет подоходный налог с физических
лиц. Им облагаются доходы резидентов
или временных нерезидентов, осуществляющих
прибыльную деятельность в Швейцарии.
Объектом обложения являются следующие
виды доходов: от зависимых и независимых
фирм, оказывающих бытовые услуги; компенсационные;
дополнительные; от недвижимого и движимого
имущества; прирост капитала и увеличение
размера собственности; лотерейные призы.
Подоходный налог с физических лиц платят
все лица, осуществляющие прибыльную деятельность
в Швейцарии. Максимальная ставка составляет
11,5%.
Расходы, связанные с получением дохода,
подвергаются вычету из валового дохода.
Вычитаются также расходы на транспорт
(0,60 шв.франков/км), расходы на питание,
если налогоплательщик не питается дома
(2 800 шв.франков в год), стоимость обучения,
книги, инструменты, рабочая одежда (3%
чистого заработка в пределах от 1 800 шв.франков
до 3 600 шв.франков в год).
Налоги на социальную защиту платят
рабочие, работодатели и частные предприниматели.
Работники уплачивают взносы в фонды социального
страхования, правила аналогичны правилам
корпораций. Граждане страны, а также иностранные
лица, которые имеют прибыльные активы
в Швейцарии, должны делать взносы в пенсионный
и страховой фонды, а также в фонд безработицы.
Сумма, которая вносится за данный налог,
составляет примерно 10,1% в год. Половину
платит работник, а вторую половину - работодатель.
Сумма в фонд безработицы составляет 3%
от годовой заработной платы. В большинстве
случаев, взносы за медицинскую страховку
являются обязательным правилом во всех
кантонах. Расходы на медицинскую страховку
покрываются гражданами страны за их собственный
счет, однако, многие компании добровольно
вносят сумму за страхование их работников.
В целом, взносы за социальное страхование
составляют 13,1% заработной платы рабочего.
Существуют дополнительные вычеты: скидки
для родителей-одиночек, иждивенцев и
т.д., страховые сборы и проценты по сберегательным
депозитам. Максимальная конфедеративная
ставка составляет 11,5% (установлено 16 шкал
налогообложения). Ставки кантонов и муниципалитетов
применяют коэффициенты, зависящие от
места получения дохода. Коэффициенты
устанавливаются ежегодно в соответствии
с финансовыми потребностями политических
органов (в кантоне Женева установлен
коэффициент - 1,485, а муниципальный коэффициент
- 0,455). Кантоны устанавливают свои вычеты.
В кантоне Женева, например, ставки подоходного
налога с физических лиц установлены в
пределах от 0,25 до 17,95%.
Физические лица платят налог с лотерей. Кантонами
взимается также и налог на транспортные средства.
Налоги с наследства и дарений взимаются
только кантонами. Базовой оценкой для
налогообложения является рыночная стоимость.
В кантоне Женева установлены ставки по
принципу двойной регрессии (степень родства
и стоимость подарков). Ставки изменяются
от 0 до 26%. Таможенные пошлины, которые
также относятся к косвенным налогам.
Кантоны могут установить налоговые каникулы
на 10 лет корпорациям, созданным на территории
кантона и представляющим экономический
интерес для кантона.
Пропорциональный налог на собственность колеблется
между 0,3 и 0,5% и им облагается чистый доход
физических лиц в каждом из кантонов Швейцарии.
Им облагается вся стоимость активов (например,
дохода от недвижимости, или паевых долей),
после вычета всех неявных задолженностей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система Швейцарии на первый
взгляд немного старомодна, но зато весьма
эффективна. Своим процветанием торговля
и промышленность далеко не в малой степени
обязаны именно ей. Подоходный налог граждане
платят по месту жительства. И иногда бывает
так, что работающие бок о бок коллеги,
получающие одинаковую зарплату, платят
разные суммы налогов - только потому,
что живут в разных общинах, налоговые
тарифы которых неодинаковы.
Федеральный налог на добавленную стоимость,
который введен только в 1995 году, по сравнению
с другими странами очень невысок - всего
7,5%. Налог на имущество тоже очень гуманен:
даже имея миллион на счету в банке, налогоплательщик
не выходит за пределы налоговой ставки
в 1%. В стране существует немало и налоговых
льгот, равно как и статей дохода и расхода,
которые не подлежат налогообложению.
Скажем, не подлежат обложению ипотечные
ссуды, причем независимо от количества
домовладений.
Подоходный налог в Швейцарии уплачивается
за предыдущий финансовый год. После подачи
гражданами налоговых деклараций фискальные
службы рассылают им счета, которые могут
быть оплачены в рассрочку - тремя платежами,
или же единовременно (в последнем случае
за досрочное исполнение своих обязательств
налогоплательщик получает льготную скидку).
Швейцарские работодатели выплачивают
служащим в конце каждого года тринадцатую
зарплату, что помогает им снизить сумму
фискальных сборов на 8,3%. Это не так уж
и мало, хотя уровень налогового бремени
в Швейцарии не так уж и высок. Средняя
сумма ежегодных налоговых платежей составляет
всего лишь около 16% от средних доходов.
В Швейцарии предусмотрены штрафные санкции.
Так, за непредставление в срок декларации
и иной информации (Закон «О прямом федеральном
налоге»), необходимой налоговой администрации,
штраф, предусмотренный в размере от 1000
шв.франков, в случае повторного нарушения
увеличивается в десять раз (до 10000 шв.франков).