Налогообложение предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 22:08, реферат

Описание

Каждое общество всегда стоит перед выбором вариантов развития. Сложность реальных экономических процессов, их противоречивость и неоднозначность в переходной экономике, создают значительные трудности для выбора направления экономической политики, отвечающих прогрессивной тенденции развития общества. Различие возможных вариантов экономической политики столь велико, что последовательная реализация каждого из них в течение 20-25 лет может привести к формированию различных моделей экономического развития страны, в том числе и исторически бесперспективных, тупиковых.

Содержание

Введение...................................................................................................................3
1.Сущность налогов и налогообложения………………......................................4
2.Основные налоги, взимаемые с предприятий...................................................9
3.Совершенствование системы налогообложения на предприятии………….15
Заключение............................................................................................................18
Список литературы..........................................................................................19

Работа состоит из  1 файл

1 семестровая эк.docx

— 54.80 Кб (Скачать документ)

      Таможенные  пошлины, относясь к разряду  косвенных платежей, являются средством  государственного регулирования  внешней торговли. Различают экспортные (вывозные) и импортные (ввозные)  таможенные пошлины. Экспортные  таможенные пошлины являются  мерами оперативного регулирования  внешнеэкономической деятельности  и применяются с целью ограничения  вывоза товаров, как правило,  сырьевых, по которым государство  обладает монопольным преимуществом.  В развитых странах экспортные  пошлины, как правило, не применяются.

      Фискальное  значение таможенных пошлин падает, несмотря на перевод их на  стоимостную базу. Общая черта,  характерная для современной  мировой экономики — таможенное  регулирование, которое предусматривается  либо в рамках регионального  объединения, либо международными  налоговыми соглашениями в целях  расширения внешней торговли.

      Прочие  косвенные налоги, как, например, налог с продаж, применяются отдельными  странами (США, Канада) как основной  вид косвенного налогообложения, формирующего областные бюджеты и бюджеты штатов или могут использоваться в виде местных (муниципальных) сборов.

      По назначению  различают общие налоги, т.е. предназначенные  на общегосударственные нужды,  и специальные, имеющие строго  определенные цели (целевые налоги  и сборы).

      Налог рассматривается  как пропорциональный (твердый), если  средняя налоговая ставка остается  неизменной независимо от размера  дохода; как регрессивный, если она  понижается по мере роста величины  дохода, и прогрессивный, если  она повышается по мере роста  величины дохода.

      По принадлежности  органов к уровню управления  налоги классифицируются в зависимости  от органа, который взимает налог  и в распоряжение которого  он поступает. В зависимости  от организации бюджетного устройства  государства выделяют налоги  областные, региональные и местные  (муниципальные). Общей тенденцией  в развитых странах является  увеличение местных налогов в  формировании муниципальных бюджетов.

      В настоящее  время местные налоги составляют  значительную долю: от 30% в Японии  до 60% в США. Для большинства  государств характерна множественность  местных налогов (до 100 разновидностей  в целом по странам). Исключение  представляет Великобритания, применяющая  один вид местного налогообложения  — имущественный налог, который  составляет около 40% всех доходов  местных бюджетов.

      К местным налогам (по уровню управления) можно отнести: имущественный, поземельный, подушный, промысловый, налог с автомобилей, на профессию, налог с наследства и дарений, налог с продаж, регистрационные и лицензионные сборы, налог на зрелища, собак, вывоз имущества и т.д. Классифицировать виды налогов также допустимо по полноте прав пользования налоговыми поступлениями как собственные (закрепленные) налоги и регулирующие (участвующие в долевом распределении).

      Объединяющим  началом для всех налогов являются  элементы налоговых обязательств. Основными из них можно выделить:

      • налогоплательщик  — лицо (организация или физическое  лицо), на которое возложена обязанность  уплачивать налоги, сборы и пошлины в силу наличия у него объекта налогообложения;

      •  налоговый агент — лицо, являющееся источником выплаты доходов налогоплательщику, на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов, пошлин;

      •  объект налогообложения — имущество, доходы (прибыль), стоимость реализованных товаров (работ, услуг), товары, перемещаемые через таможенную границу и другие объекты, на которые устанавливается налог;

      •  налоговое обязательство — обязанность налогоплательщика при наличии обстоятельств, установленных налоговым законодательством, уплатить определенный налог, сбор или пошлину;

      •  налоговая база — стоимостная, физическая либо иная характеристика налогообложения. Налоговая база и порядок ее определения (исчисления) устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору и пошлине;

      •  налоговая ставка — величина отчислений на единицу измерения налоговой базы;

      •  налоговый период — календарный год или иной период времени, определяемый применительно к каждому конкретному налогу, сбору, пошлине, в течение которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, сбора или пошлины;

      •  налоговые льготы — предоставляемые отдельными категориями налогоплательщиков, предусмотренные налоговым законодательством преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор или пошлину либо уплачивать их в меньшем размере.

      Налоговые  льготы устанавливаются в виде:

      •  освобождения от уплаты налогов;

      •  дополнительных к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех налогоплательщиков, налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога;

      •  пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок;

      •  налоговая санкция — увеличение налогового бремени при установлении факта нарушения налогового законодательства;

      •  налоговая декларация (расчет) — письменное заявление налогоплательщика (иного обязанного лица) на бланке установленной формы о полученных доходах и осуществленных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога, сбора или пошлины и (или) других данных, необходимых для исчисления и уплаты налогов;

      •  налоговый контроль — система мер по учету налогоплательщиков (иных обязанных лиц) и имущества, подлежащего налогообложению, и контролю за исполнением налогового законодательства.

 

  1. Основные налоги, взимаемые с предприятий

 

2.1 Налог на добавленную стоимость, акцизы

     Налог представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения. Этот налог взимается при реализации большинства товаров, работ и услуг. НДС, уплаченный поставщикам за материальные ресурсы (включая импортируемые), подлежит возмещению.

      НДС взимается  по ставке 20%, а при реализации  отдельных продуктов питания  и товаров для детей - по  ставке 10%. Изначально налог на  добавленную стоимость предполагалось  целиком направлять в республиканский  бюджет. Но вскоре пришлось принять  решение передать часть его  регионам. Кстати, мировой опыт свидетельствует,  что косвенный налог на потребление  (НДС или налог с продаж) чаще  всего служит региональным налогом.  Например, в США налог с продаж  — это один из основных финансовых  источников штатов, отчисления от которого получают и города. В республиканский бюджет зачисляется 85% направляемой в бюджет суммы НДС, а в бюджет субъекта Казахстана - 15%. НДС, взимаемый таможенными органами при импорте товаров, полностью зачисляется в республиканский бюджет. В розничной и аукционной торговле, в общественном питании НДС облагаются суммы торговых надбавок и комиссионных вознаграждений. НДС, уплаченный по транспортным, складским и другим услугам, относящимся к издержкам обращения, также подлежит возмещению. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению НДС в общем порядке. Доля прибыли, получаемая каждым участником от совместной деятельности, обложению НДС не подлежит.

      НДС является  косвенным налогом на потребление.  Налог взимается в тот момент, когда совершается акт купли-продажи,  и до тех пор, пока продукция  (работы, услуги) не дойдет до конечного  потребителя. В результате достигается  сочетание обложения на всех  стадиях производства и обращения  с реальным участием каждого  из звеньев в уплате налога. Технически механизм взимания  НДС удобен и обеспечивает  быстрое поступление налога в  бюджет.

      От НДС освобождены: экспортируемые товары (работы, услуги); услуги пассажирского транспорта; квартирная плата; некоторые финансовые операции, патентно-лицензионные операции, продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания, а также тех, кто обслуживает социальную сферу; услуги в сфере образования; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, финансируемые из бюджета; услуги учреждений культуры; платные медицинские услуги; продукция сельскохозяйственных предприятий, реализуемая в счет натуральной оплаты труда; изделия народных художественных промыслов; некоторые виды товаров, ввозимых на территорию Республики Казахстан; лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

      Первоначально  при введении НДС рассматривался  как панацея от всех финансовых  бед. Предполагалось, что с его  помощью уже в 1992 г. удастся  свести к минимуму дефицит  бюджета. Налог должен был занять  первое место среди доходных  статей бюджета, оттеснив даже  налог на прибыль предприятий  и организаций. Однако сбалансирования  бюджета не произошло.

      Надо отметить, что налог на добавленную стоимость  имеет очень устойчивую базу  обложения, которая к тому же  не зависит от текущих материальных  затрат. В бюджет начинают поступать  средства задолго до того, как  произойдет окончательная реализация  готовой продукции (работ, услуг). Они продолжают поступать и  при любой перепродаже готового  изделия. Уклониться от уплаты  налога довольно сложно, хотя  это и случается. Но выделение  налога отдельной строкой во  всех банковских и прочих расчетных  документах усложняет эти попытки  и позволяет налоговым инспекциям  эффективно контролировать уплату  налога. Плательщик налога не  несет на себе налогового бремени,  связанного с взиманием НДС  при покупке сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий,  поскольку компенсирует свои  затраты, перекладывая их на  покупателя. Лишь на последнем  потребителе продукции процесс  переложения налога заканчивается.

      Важным  видом косвенных налогов стали  акцизы, раньше в нашей стране  почти не применявшиеся. Их  роль, только в значительно большем  объеме, выполнял налог с оборота. Во всех странах мира на особо высокорентабельные товары устанавливаются акцизные сборы для изъятия в доход бюджета некоторой части получаемой производителями таких товаров сверхприбыли.

      Плательщиками  акцизов являются производящие  и реализующие подакцизные товары  предприятия и организации. С  1997 г. плательщиками акцизов могут  быть не только юридические,  но и физические лица. Закон  РК "Об акцизах" распространен  на граждан, занимающихся предпринимательской  деятельностью без образования  юридического лица. Введение акцизов  совпало, как и вся налоговая  реформа, с либерализацией цен.  В связи с этим акцизы устанавливаются  не в сумме на единицу изделия,  как в большинстве стран, а  методом процентных надбавок  к розничной цене товаров. Подакцизными  являются алкогольные напитки,  табачные изделия, легковые автомобили, ювелирные украшения из золота, платины, серебра, нефть, газ  и некоторые виды минерального  сырья. В общем достаточно обычный для мировой практики набор товаров, чья розничная цена в силу потребительских свойств существенно превышает себестоимость. В 1993—1995 гг. в ряду подакцизных товаров происходили заметные изменения. Были отменены акцизы на продовольственные товары, на которые они были установлены. Естественно, это не относится к алкогольным напиткам. В сочетании с налогом на добавленную стоимость акцизы на такие продукты, как шоколад, икра, ценные породы рыб и некоторые другие морепродукты, способствовали резкому росту розничных цен на них. Для компенсации выпадающих доходов вводились акцизы на некоторые другие товары, например, на малотоннажные грузовые автомобили. С 1996 г. направление налоговой политики ведет к общему сокращению видов подакцизных товаров. Отменены акцизы на изделия из хрусталя, меховую и кожаную одежду, грузовики.

      По мнению  министра по налогам и сборам  А. Починка, на сегодняшний  день «акцизы на табачные изделия  находятся на недопустимо низком  уровне». Что же касается акцизов  на алкогольную продукцию, то, «в связи с увеличением ставок  в среднем на 40% в первом квартале 2000 года объём производства алкоголя  снизился на 12% по сравнению с  аналогичным периодом 1999 года».

      Объектом  налогообложения служат обороты  по реализации подакцизных товаров.  Для определения облагаемого  оборота берется стоимость реализуемых  изделий, исчисленная исходя из  цен реализации без учета налога  на добавленную стоимость. Акцизами  не облагаются товары, идущие  на экспорт (за пределы стран  СНГ). Если организация реализует  на экспорт товары, приобретенные  ею с акцизами, то суммы акцизов  возвращаются налоговыми органами. Возврат производится при предъявлении  грузовой таможенной декларации  со штампом таможни "выпуск  разрешен".

      Перечень  подакцизных товаров и ставки  акцизов на них устанавливаются  Правительством РК. Отдельные виды  подакцизных товаров подлежат  обязательной маркировке марками  акцизного сбора установленного  образца.

      Как и  другие налоги, акцизы являются  мощным рычагом регулирования  экономики, обращаться с которым  следует очень осторожно и  умело, по возможности прогнозируя  последствия производимых изменений.  Наряду с налогом на прибыль  акцизы служат регулирующими  источниками, поддерживая региональные  и местные бюджеты.

      Начиная  с 1997 г. по ряду изделий акцизы  устанавливаются не в процентах,  как все эти года, а в денежном  выражении. Впервые в тглях введены акцизы на алкогольную продукцию с учетом крепости, на пиво и табачные изделия. Стали платить акцизы предприниматели без образования юридического лица.

2.2 Единый социальный  налог

      Единый  социальный налог – взнос - обязательный, индивидуально безвозмездный  платеж, зачисляемый в государственные  внебюджетные фонды: Пенсионный  фонд РК, фонд социального страхования  РК и фонды обязательного медицинского  страхования РК. Предназначен для мобилизации средств по реализации прав граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь.

      Налогоплательщиками Е. с. н. признаются: а) работодатели, производящие выплаты наемным работникам, в т. ч.: организации; индивидуальные предприниматели; родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования; крестьянские (фермерские) хозяйства, адвокаты. Не являются налогоплательщиками организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в установленном порядке на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности в части доходов получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Информация о работе Налогообложение предприятий