Налогообложение природных ресурсов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 14:41, статья

Описание

В целях упрощения налоговой системы, сокращения общего числа налогов и обязательных платежей, снижения налоговой нагрузки, а также соблюдения баланса интересов государства и налогоплательщиков законодательными и исполнительными органами власти ведется работа по совершенствованию налогового законодательства Российской Федерации, главным образом посредством доработки Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ, Кодекс).

Работа состоит из  1 файл

Налогообложение природных ресурсов.doc

— 70.00 Кб (Скачать документ)

    апатито-нефелиновые  и фосфоритовые руды (4,0);

    3) 3,5% при добыче следующих полезных  ископаемых:

    горно-химическое неметаллическое сырье [за исключением калийных солей, апатитовых и фосфоритовых руд (5,5)];

    соль  природная и чистый хлористый  натрий (5,5);

    радиоактивные металлы (5,5);

    уголь каменный, уголь бурый и горючие  сланцы (4,0);

    теплоэнергетические и промышленные воды (5,5);

    4) 4,5% при добыче следующих полезных ископаемых:

    неметаллическое сырье, используемое в основном в  строительной индустрии (5,5);

    горно-рудное неметаллическое сырье (6,0);

    битуминозные  породы (6,0);

    подземные пресные и минеральные воды (7,5);

    другие  полезные ископаемые, не включенные в другие группировки (6,0);

    5) 6% при добыче следующих полезных  ископаемых:

    кондиционный  продукт пьезооптического сырья, особочистого кварцевого сырья и камнесамоцветного  сырья (6,5);

    редкие  металлы, как образующие собственные  месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых (8,0);

    золото - 6,0;

    6) 7 (6,5)% при добыче драгоценных металлов;

    7) 8% при добыче следующих полезных  ископаемых:

    природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные  камни (8,0);

    цветные металлы (8,0);

    многокомпонентная комплексная товарная руда - 8,0;

    8) 16,5 (16,5)% при добыче газа горючего  природного и газового конденсата;

    9) 16,5 (16,5)% при добыче нефти (с  1 января 2005 года);

    425 руб. за 1 тонну при добыче нефти  (с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года).

    Налоговые ставки по нефти в период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года применяются  с коэффициентом, характеризующим  динамику мировых цен на нефть. Данный коэффициент определяется налогоплательщиком самостоятельно ежеквартально как отношение среднего за предыдущий налоговый период уровня цен маркерного сорта нефти Дейтид Брент (пересчитанные в рубли за 1 тонну нефти) к сумме в размере 4300 руб.

    Однако  Государственной Думой принят другой вариант.

    В период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка при добыче нефти составляет 340 руб. за 1 тонну нефти. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом Кц, характеризующим динамику мировых цен на нефть.

    Данный  коэффициент ежеквартально определяется налогоплательщиком самостоятельно по формуле: 

                                     Р

                    К_ц = (Ц - 8) х ———,

                                    252

    где Ц - средний за налоговый период уровень  цен сорта нефти "Юралс" в  долларах США за баррель;

    Р - среднее значение за налоговый  период курса доллара США к  рублю, устанавливаемого Банком России.

    Ежедневные  котировки сорта нефти "Юралс" доводятся не позднее последнего числа каждого месяца через официальные  источники информации уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

    Сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, и величины налоговой базы.

    Налоговые нагрузки считались в основном по крупным отраслям народного хозяйства, таким как добыча сырой нефти и природного газа, так как именно эти отрасли дают свыше 80% поступлений в бюджет.

    Расчеты налоговой нагрузки на нефтяной комплекс производились независимыми экспертами с учетом всех предполагаемых изменений для внесения в НК РФ:

    - ставка по прибыли 24%;

    - новые таможенные пошлины (установленные  законодательно);

    - отмена налогов с оборота;

    - применялись различные варианты  цен на нефть и т.д.

    В результате уточненных расчетов номинальная  налоговая нагрузка на нефтяной комплекс снижается с 42,3 (по действующей налоговой системе) до 41,7% (налоги в процентах от выручки), или на 0,6 пункта.

    По  ОАО "Газпром" налоговая нагрузка по ресурсным платежам снизилась  на 0,7 пункта по сравнению с действующей  налоговой системой.

    Государственной Думой также принято решение  для налогоплательщиков, осуществивших  за счет собственных средств поиск  и разведку полезных ископаемых и  не являющихся плательщиками ВМСБ, по состоянию на 1 июля 2001 года уплачивать налог по ставке с коэффициентом 0,7.

    При выполнении соглашений о разделе  продукции, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации, налоговые ставки применяются  с коэффициентом 0,5. Одновременно сохраняются  так называемые "дедушкины оговорки" (стабилизационные нормы) для старых соглашений: Сахалин - 1, Сахалин - 2, Харьягинское и Самотлорское соглашения.

    Принято также следующее принципиальное решение: в целях ограничения  предельных параметров совокупной налоговой  нагрузки и предельного размера  обязательных платежей принять законодательно размер таможенных пошлин. В связи с этим статьей 4 законопроекта должны быть внесены изменения в Закон РФ от 26.03.1991 N 2054-1 "О таможенном тарифе", которые предполагают нулевую ставку таможенных пошлин при цене нефти сырой марки "Юралс" до 109,5 долл. США за тонну; 35% от разницы между сложившейся ценой нефти сырой марки "Юралс" в долларах США за тонну и 109,5 долл. США, но не более 182,5 долл. США за тонну; свыше 182,5 долл. США - в размере, не превышающем 25,53 долл. США и 40% от разницы, сложившейся за предшествующие месяцы.

    Кроме того, субъекты законодательной инициативы пришли к выводу о необходимости  включения в указанную главу  НК РФ статьи, регламентирующей распределение  средств от уплаты налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации.

    В представленном Правительством РФ варианте не была предусмотрена норма, касающаяся распределения средств, поступающих  от уплаты налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней, так как предполагалось, что распределение этих средств будет осуществляться в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации при подготовке федеральных законов о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

    Был принят компромиссный вариант, и статьей 11 предлагаемого к подписанию Федерального закона предусматривается дополнить ст.48 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормой, регулирующей распределение суммы налога на добычу полезных ископаемых между бюджетами разных уровней в следующих пропорциях.

    При добыче углеводородного сырья:

    - 80% от суммы налога зачисляются  в доход федерального бюджета;

    - 20% от суммы налога зачисляются  в доход бюджета субъекта Российской  Федерации.

    При добыче углеводородного сырья на территории автономного округа, входящего в состав края или области:

    - 74,5% от суммы налога зачисляются  в доход федерального бюджета;

    - 20% от суммы налога зачисляются  в доход бюджета округа;

    - 5,5% от суммы налога зачисляются  в доход бюджета края или  области.

    При добыче общераспространенных полезных ископаемых 100% суммы налога подлежит уплате в бюджеты субъектов Российской Федерации.

    По  прочим полезным ископаемым:

    - 40% от суммы налога зачисляются  в доход федерального бюджета;

    - 60% от суммы налога зачисляются в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

    При добыче прочих полезных ископаемых, добытых  на территории автономного округа, входящего в состав края (области), сумма налога определяется в порядке, установленном соглашением между  автономным округом и краем (областью).

    При добыче любых полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации вся сумма налога зачисляется  в федеральный бюджет.

    Самые жаркие дискуссии велись по поводу системы доступа к российским магистральным трубопроводам. В  результате было принято решение: статьей 7 в Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" вносится изменение следующего содержания: "Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов предоставляется российским организациям, осуществляющим добычу нефти, пропорционально объемам добытой нефти, сданной в систему магистральных трубопроводов, с учетом стопроцентной пропускной способности магистральных трубопроводов". Таким образом, законодатель лишает Правительство РФ права регулировать этот процесс.

    13 июля 2001 года Государственной Думой  принят Федеральный закон "О  внесении изменений и дополнений  в часть вторую Налогового  кодекса Российской Федерации  и некоторые другие акты законодательства  Российской Федерации, а также  о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации", включающий главу 26 части второй "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ.

    Указанным законопроектом в систему налогов  и сборов Российской Федерации вводится налог на добычу полезных ископаемых. Предусматривается внесение изменений в главу 22 "Акцизы" в части вопросов, касающихся отмены акцизов на нефть.

    Предлагается  дать уточнение редакции ст.188 главы 22 "Акцизы" НК РФ в части определения  налоговой базы при реализации (передаче) подакцизного минерального сырья (акциз на газ).

    Одновременно  вносятся изменения в Закон РФ "О недрах" в части норм, регулирующих на сегодняшний день порядок исчисления и распределения платы за пользование  недрами при добыче полезных ископаемых. Перечень неналоговых платежей за пользование недрами, установленных в разделе 5 "Платежи при пользовании недрами" Закона РФ "О недрах", уточнен.

    При пользовании недрами вносятся следующие  платежи:

    - разовый платеж за пользование  недрами;

    - регулярные платежи за пользование недрами;

    - плата за геологическую информацию  о недрах, полученную за счет  государственных средств;

    - сбор за участие в конкурсе (аукционе);

    - сбор за выдачу лицензий.

    Государственной Думой принято решение исключить  из Закона РФ "О недрах" плату за пользование акваторией и участками морского дна, так как эта плата должна регулироваться водным законодательством.

    Кроме того, пользователи недр уплачивают налоги и сборы, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и производят другие платежи, предусмотренные законодательством Российской Федерации. Сохраняются стабилизационные нормы внесение платежей по старым соглашениям о разделе продукции.

    Пользователи  недр, выступающие стороной соглашений о разделе продукции, вносят платежи при пользовании недрами в соответствии с законодательством Российской Федерации.

    При заключении соглашений о разделе  продукции предусматривается раздел добытого минерального сырья между  Российской Федерацией и пользователем  недр в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции". Пользователь недр, являющийся стороной соглашения о разделе продукции, освобождается от взимания отдельных налогов и иных обязательных платежей в части и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции" и законодательством Российской Федерации. Взимание указанных налогов и платежей заменяется разделом продукции согласно условиям соглашения, заключенного в соответствии с вышеуказанным Федеральным законом. Распределение продукции, полученной государством в результате раздела произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения, или ее стоимостного эквивалента между Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации, на территории которого расположен предоставляемый в пользование участок недр, осуществляется на основе договоров, заключаемых соответствующими органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Налогообложение природных ресурсов