Налоговая политика РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 14:03, курсовая работа

Описание

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Содержание

Введение.
1. Развитие налогообложения в России.
2. Сущность и функции налогов.
3. Налоговая политика государства.
3.1 Сущность и значение налоговой политики.
3.2 Стратегия и тактика налоговой политики.
3.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма.
4. Налоговая система России.
Заключение.
Список литература.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 35.09 Кб (Скачать документ)

      Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной  финансовый год должны согласовываться  с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции  РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов. Конституционные  права субъектов РФ определяют характер их отношений с федеральной властью  при установлении правовых норм разграничения  налогов по звеньям бюджетной  системы.

    1. Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма
 

      Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых  ставок, налоговых льгот, способов обложения  и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую  форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает  видимость изолированности налогов  от производственных отношений.

      Налоговый механизм, рассматриваемый через  призму реальной практики, различен в  конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении. Налоговый  механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое  действие, не базирующееся на объективной  основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные  процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

      Налоговый механизм – это область налоговой теории, трактующей это понятие в качестве организационно-экономической категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

      Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположные  начала:

  • планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;
  • стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, – к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

      Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство  учитывает внутреннюю сущность налогов  и их противоречивость.

      В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование  охватывает хозяйственную жизнь  страны, поскольку налоговые мероприятия  являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования  – создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

      Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости  от изменения деятельности государства. В отличие от функций роль налогов  более подвижна и многогранна, она  отражает в концентрированном виды интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

      В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции  проверяется практикой. Если налоговая  теория не пользуется популярностью  и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой.

  1. Налоговая система России.

Налоговая система – это совокупность предусмотренных законодательством видов и ставок налога, принципов, форм и методов их постановления.

Налоговый кодекс РФ установил строгую иерархию нормативных актов по налогам  и сборам, включающую следующие уровни:

  • Законодательство РФ;
  • Законодательство субъектов РФ;
  • Нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления;
  • Нормативные правовые акты органов исполнительной власти, исполнительных органов местного самоуправления и органов государственных внебюджетных фондов.

    Итак, перечислим виды налогов и сборов, выделенные Налоговым кодексом РФ.

К федеральным  налогам и сборам относятся:

  1. Налог на добавленную стоимость;
  2. Акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
  3. Налог на прибыль (доход) организаций;
  4. Налог на доходы от капитала;
  5. Налог на доходы физических лиц;
  6. Единый социальный налог;
  7. Государственная пошлина;
  8. Таможенная пошлина и таможенные сборы;
  9. Налог на пользование недрами;
  10. Налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
  11. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
  12. Сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
  13. Лесной налог;
  14. Водный налог;
  15. Экологический налог;
  16. Федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

  1. Налог на имущество организаций;
  2. Налог на недвижимость;
  3. Дородный налог;
  4. Транспортный налог;
  5. Налог с продаж;
  6. Налог на импортный бизнес;
  7. Региональные лицензионные сборы.

К местным  налогам и сборам относятся:

  1. Земельный налог;
  2. Налог на имущество физических лиц;
  3. Налог на рекламу;
  4. Налог на наследование или дарение;
  5. Местные лицензионные сборы.
 
 
 
 

Таблица 1 Структура налоговых  поступлений в  консолидированный  бюджет, %

годы Всего пос-

тупило налогов  и сборов

В том числе:
Налог на прибыль Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и 

сборы

1998 100,0 25,1 25,6 11,4 5,4  
13,2
19,1
2000 100,0 27,9 24,6 10,9 5,7 12,1 18,8
2001 100,0 26,3 24,4 11,7 7,6 13,1 16,9
2002 100,0 19,9 22,9 11,1 14,4 11,8 19,9
 

Из данных табл. 1 видно, что главным источником консолидированного бюджета является налог на добавленную стоимость. Его доли в структуре доходов  в 2002 году составила 22,9%, по сравнению  с предыдущим годом доля налога на добавленную стоимость несколько  снизилась.

Таблица 2 Структура налоговых  поступлений в  федеральный бюджет, %

 
годы Всего пос-

тупило налогов  и сборов

В том числе:
Налог на прибыль Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и 

сборы

1998 100,0 22,9 44,6 21,0 2,9  
5,5
3,1
2000 100,0 28,1 42,2 19,0 2,9 4,3 3,5
2001 100,0 21,7 48,4 19,2 5,0 0,3 5,4
2002 100,0 15,0 46,3 18,3 18,6 - 1,8
 
 

Данные табл. 2 свидетельствуют о том, что главными доходообразующими налогами  для  федерального бюджета является налог  на добавленную стоимости (46,3%), платежи  за пользование природными ресурсами 918,6%) и акцизы (18,3).

 

Таблица 3 Структура налоговых  поступлений в  бюджеты территории, %

 
годы Всего пос-

тупило налогов  и сборов

В том числе:
Налог на прибыль Налог на

Добавоч.

стоимость

акцизы Платежи за пользование

Природными

ресурсами

Налог на доходы

Физических

лиц

Другие налоги и 

сборы

1998 100,0 26,5 12,4 4,8 7,1  
18,5
30,7
2000 100,0 27,8 10,5 4,4 8,0 18,4 30,9
2001 100,0 30,9 - 4,1 10,3 26,1 28,6
2002 100,0 24,6 - 4,2 10,2 30,3 30,7
 

Структура  налоговых поступлений в бюджеты  территорий (таб. 3) существенно отличается от доходов федерального бюджета. Главную  роль играет налог на доходы физических лиц, доля которого в структуре доходов  имеет тенденцию к росту и  составила в 2002 году 30,3%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Налоговая система – один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального  и экономического развития. Поэтому  необходимо, чтобы налоговая система  России была адаптирована к новым  общественным отношениям, соответствовала  мировому опыту.

Информация о работе Налоговая политика РФ на современном этапе