Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:45, реферат
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система
Введение
1.Сущность и основные виды налоговой политики ………………………….3
2. Налоговая политика Российской Федерации и ее роль в общественном секторе экономики …………………………………………………………..4
3. Тактика и стратегия, перспективы развития налоговой политики ……...9
Заключение ……………………………………………………………………12
Список литературы…………………………………………………………... 13
Министерство сельского хозяйства РФ
ФГОУ ВПО Пензенская ГСХА
Кафедра «Финансы»
Реферат на тему:
«Налоговая политика РФ»»
Выполнила:
Пенза, 2011
Содержание
Введение
1.Сущность и основные виды налоговой политики ………………………….3
2. Налоговая политика Российской Федерации и ее роль в общественном секторе экономики ……………………………………………………………..4
3. Тактика и стратегия, перспективы развития налоговой политики ……...9
Заключение ……………………………………………………………………12
Список литературы……………………………………………………
Введение
Слово «политика» имеет в русском языке много значений, из которых, имея в виду именно налоговую сферу, наиболее точным следует признать определение политики как «искусства государственного управления». Соответственно, под налоговой политикой понимается «искусство налогового управления», где субъектом управления является государство, а непосредственным объектом управления служат налоги, налоговая система.
Налоговая политика – это комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов.При осуществлении налоговой политики установленные законом правовые нормы реализуются при регулировании, планировании и контроле государственных доходов, формируемых налоговым методом. Экономически обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему. Налоговая политика как совокупность научно обоснованных и экономически целесообразных тактических и стратегических правовых действий органов власти и управления способна обеспечить потребности воспроизводства и рост общественного богатства. Исходной установкой при проведении налоговой политики служит не только обеспечение правового порядка взыскания с налогоплательщиков налоговых платежей, но и проведение всесторонней оценки хозяйственно-экономических отношений, складывающихся под влиянием налогообложения. Следовательно, налоговая политика — это не автоматическое выполнение предписаний налоговых законов, а их совершенствование.
1. Сущность и основные виды налоговой политики
Содержание и цели налоговой политики обусловлены макроэкономическими задачами государства на каждом этапе развития страны. Разрабатывая конкретные направления налоговой политики государство должно обеспечить решение:
1. Экономических задач, таких как стимулирование экономического роста, преодоления инфляционных процессов, снижение дефицита бюджета, сбалансирование размеров бюджетов разных уровней и др.;
2. Социальных задач; обеспечение занятости населения, стимулирования роста доходов и уровня жизни населения, перераспределение национального дохода в интересах наименее защищенных слоев населения;
3. Задачи оптимизации налоговых изъятий, т.е. достижения паритета между общественными, корпоративными и личными интересами в области налогообложения.
Налоговая политика как специфическая область человеческой деятельности относится к категории надстройки. Между нею и экономическим базисом общества существует тесная взаимосвязь.
С одной стороны, налоговая политика порождается экономическими отношениями; общество не свободно в выработке и проведении политики, последняя обусловлена экономикой.
С другой стороны, возникая и развиваясь на основе экономического базиса, налоговая политика, как составная часть финансовой политики, обладает определенной самостоятельностью: у нее специфические законы и логика развития. В силу этого она может оказывать обратное влияние на экономику, состояние финансов. Это влияние может быть различно: в одних случаях посредством проведения политических мероприятий создаются благоприятные условия для развития экономики, в других - оно тормозится. Научный подход к выработке налоговой политике предполагает ее соответствие закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
Вся история нашего государства подтверждает это. Формирование налоговой политики и создание налоговой системы происходит одновременно с развитием параллельных блоков реформы - изменениями в системе собственности, ценообразования, реформированием банковской сферы, денежно-кредитной политики и т. п. Поэтому в любой конкретный временной промежуток каждый следующий шаг на пути создания системы налогообложения во многом определяется принятием конкретных решений по другим направлениям реформы.
2. Налоговая политика Российской Федерации и ее роль в общественном секторе экономики
Налоговая политика - это составная часть социально-экономической политики государства, ориентированная на формирование такой налоговой системы, которая будет стимулировать накопление и эффективное использование национального богатства страны, способствовать гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивать социально-экономический прогресс общества.
Задачи налоговой политики сводятся к обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики, сложившиеся в мировой практике.
Первый тип - политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Подобный метод не оставляет как налогоплательщику, так и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие, например, как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г. При этом экономических, социальных и политических предпосылок для проведения политики максимальных налогов в это время не существовало, вследствие чего подобная политика привела к резко негативным последствиям: укрывательству от налогообложения, развитию «теневой» экономики.
Все это стало одной из главных причин разразившегося в августе 1998 г. острого финансового кризиса в стране, последствием которого стали изменившаяся налоговая политика и усиление регулирующей роли государства в развитии экономики через более активное использование рыночных механизмов, в том числе и налогов.
Второй тип - политика разумных налогов, или экономического развития. В этом случае государство ослабляет налоговый пресс для предпринимателей, сокращает свои расходы, в первую очередь, на социальные программы. Цель данной политики состоит в том, чтобы обеспечить приоритетное расширение капитала, стимулирование инвестиционной активности. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Реализация этого типа налоговой политики сопровождается сокращением общего числа собираемых налогов, введением специальных «упрощенных» налоговых режимов и другими мероприятиями, направленными на снижение налогового пресса. Проведение такой политики провозгласило Правительство РФ на рубеже XXI века при подготовке второй части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ). Были сделаны важные шаги по сокращению числа налогов, снижению налоговой нагрузки.
Третий тип - политика социальной направленности. Такая налоговая политика предусматривает достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов.
Чаще всего данные типы налоговой политики используются не в чистом виде, а в различном их сочетании, когда какой-либо тип является превалирующим. Для России характерен второй тип налоговой политики в сочетании с третьим.
При рассмотрении налоговой политики РФ необходимо различать такие понятия, как субъекты налоговой политики, принципы формирования, цели и методы.
В Российской Федерации субъектами налоговой политики являются Федерация, республики, области, края, автономные области, города федерального значения - Москва и Санкт-Петербург, а также местное самоуправление - города, районы, районы в городах.
3. Тактика и стратегия, перспективы развития налоговой политики
Характеристики налоговой системы во многом зависят от проводимой государством налоговой политики, под которой понимается совокупность осуществляемых государством (городским образованием) мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в размерах, позволяющих доставить ему нужное финансирование. Но взвешенная налоговая политика обязана проводиться с учетом денежных интересов не лишь страны, но и налогоплательщиков. Не считая того, налоговая политика обязана быть целиком подчинена общепринятым принципам налогообложения.
Налоговую политику осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ,
Правительство РФ и органы исполнительной власти, наделенные соответствующей компетенцией. Органом конкретно ответственным за проведение единой налоговой политики на местности русской Федерации является Министерство денег РФ, а за её выработку и воплощение — Министерство РФ по налогам и сборам.
Налоговая политика проводится (осуществляется) ими посредством способов:
— управления;
— информирования (пропаганды);
— воспитания;
— консультирования;
— льготирования;
— контролирования;
— принуждения.
Управление заключается в организующей и распорядительной деятельности денежных и налоговых органов, которая нацелена на создание совершенной системы налогообложения и основывается на познании и использовании объективных закономерностей её развития.
Информирование (пропаганда) — деятельность денежных и налоговых органов по доведению до налогоплательщиков информации нужной им для правильного выполнения налоговых обязанностей. В данном случае имеется в виду информация о работающих налогах и сборах, порядке их исчисления и сроках уплаты и т.П.
Воспитание имеет собственной целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного выполнения ими собственных налоговых обязанностей, и предполагает воплощение просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для страны и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за выполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность денежных органов по предоставлению отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) способности не уплачивать налоги либо сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с внедрением особых форм и способов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины посреди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному выполнению налоговых обязанностей посредством внедрения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и остальных санкций.
До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами в большей степени использовались способы управления, контролирования и принуждения, сейчас же довольно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитание населения. Это значит, что налоговая политика в большей степени стала учесть интересы налогоплательщиков.