Налоговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 22:16, реферат

Описание

Налоговая политика является важнейшей составной частью экономической политики страны. Одновременно это и тот рычаг, с помощью которого правительство оказывает огромное воздействие на процесс производства и распределения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 5
2. ИНСТРУМЕНТЫ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ 8
3. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 12
4. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ 18
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа состоит из  1 файл

Кишко М. ИТМО 2521 Налоговая политика.doc

— 169.00 Кб (Скачать документ)

     Российская  налоговая система оказалась  не в состоянии обеспечить потребность  государства в самом необходимом  уровне доходов. Не выполняла она и другую важнейшую функцию - стимулирования производства и товаропроизводителей. Практика свидетельствует о том, что изъятие у налогоплательщика до 30% его дохода - тот рубеж, за которым начинается процесс сокращения сбережений и, стало быть, инвестиций в экономику. Если же налоги лишают предприятия и население 40 - 50% и даже еще большей доли доходов, это ведет к практической ликвидации стимулов для предпринимательской инициативы и расширения производства. Понятно, что в результате такой ситуации - уменьшение прибыли, соответственно налоговых поступлений в бюджет. Нельзя забывать и о такой "детали": чем выше предельные ставки налогов, тем сильнее стремление налогоплательщика уклониться от них.

     В результате имеем то, что имеем: падение  производства, полное отсутствие интереса предпринимателей не только к расширению производства, но и вообще к тому, чтобы им заниматься. Происходит в совершенно неоправданных масштабах перелив капитала в сферу торговли и посредничества. Небывалых размеров достигло укрывательство от уплаты налогов.

     Таким образом, ясно: необходимы серьезные  изменения в налоговой политике государства, способные сделать налоговую систему эффективно выполняющей свои функции. Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию. Требуются изменения, которые стимулировали бы товаропроизводителя, заинтересовали его и побуждали расширять производство, инвестировать. А для этого необходимо, с одной стороны, ослабить налоговый пресс, с другой, - установить дополнительные льготы для тех, кто станет вкладывать средства в производство.

     Если  до недавнего времени считалось, что высокий уровень налогов и степень прогрессивности налоговых шкал соответствуют, как правило, высоким уровням развития экономики и социальной защищенности населения, то сейчас общей тенденцией в области налогообложения в странах Запада является снижение фактического налогового бремени на прибыль корпорации и доходы физических лиц.

     Когда повышаются налоги, чистые доходы граждан  снижаются. Каждый в отдельности должен работать больше, чтобы получить прежний уровень доходов, который он имел бы до повышения налогов. Обычно люди начинают искать дополнительное место работы вместо того, чтобы повышать продуктивность на своем основном рабочем месте. Это в свою очередь способно привести к снижению производительности труда, дополнительным увольнениям, росту безработицы. Даже, если иногда складывается впечатление, что работник трудится с большей отдачей, стараясь сохранить прежний уровень доходов после выплаты налогов, производительность труда его в действительности снижается, тормозя экономический рост страны в целом.

     Налоговая политика должна быть стабильной, в противном случае предпринимателям невозможно прогнозировать последствия принимаемых решений, что мешает, в свою очередь, формированию рыночных отношений. Таким образом, назрела необходимость серьезно заняться решением вопросов комплексного совершенствования налогового законодательства.

     При повышении ставки налога мы сталкиваемся еще с одной проблемой, в частности с такой серьезной как утечка капитала. Утечка ресурсов превышает выплаты международных агентств и иностранных правительств, выделяемые на поддержку процессов российских реформ. Отток в действительности подрывает процесс реформ, так как инвестиции для приватизации и структурных преобразований должны прийти из самой России, а не из-за рубежа. Согласно Жаку Рогозинскому, архитектору приватизации в Мексике, покончить с бегством капитала можно, только "создав стабильную монетарную обстановку, установив реальные ставки банковского кредита, разумную систему налогов и торговых правил, и тогда деньги вернуться". Облагать капитал чрезмерными налогами контрпродуктивно, ибо это может только поощрить е его бегству из страны. Наращивание капитала является ключом к экономическому росту и повышения уровня жизни населения. Налоговое законодательство должно поощрять накопление и инвестирование капитала. Российское же налоговое законодательство содержит в себе все "грехи", связанные с неразумным отношением к капиталу. Выходом является снижение налогов. Уильям Эггарс, когда он сотрудничал с Фондом наследия, отмечал в своей работе "Повестка дня для Восточной Европы в пользу налогов на благо развития", что бывшее коммунистические страны отчаянно нуждаются в быстром развитии экономики ради получения способности конкурировать с Западом. Чтобы добиться этого, они должны избегать заметного повышения подоходного налога и вместо него ввести стандартный налог на зарплату. Он предлагал общий уровень в 15%, используемый в Гонконге. Гонконг сохраняет самый низкий в мире уровень налогов и, тем не менее, в среднем ежегодно увеличивает свой валовой национальный продукт (ВНП) на 6,4% в пересчете на душу населения. В тоже время в США этот показатель равен 2,4% , а в Западной Германии - 3,3% .

     В ряде ведущих стран (США, Японии, Англии и др.) происходит понижение налоговых ставок и количество налогов с одновременным расширением базы налогообложения, уменьшаются количество и размеры налоговых льгот.

     С позиций стоящих перед Россией  экономических проблем и осуществляемых ныне преобразований целями налоговой политики должны стать раскрепощение сил рынка, преодоление спада производства, стабилизация экономики, стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных сдвигов.

     В ряду прочих, не менее острых проблем экономики, эти процессы в наибольшей степени поддаются регулированию налоговым законодательством. В сложившейся ситуации в качестве временной меры вплоть до выхода из экономического кризиса центр тяжести федеральных налогов необходимо переместить с прямых на косвенные, при этом представляется целесообразным осуществлять следующие мероприятия:

  1. Придать незыблемость на длительную перспективу недавно введенному порядку, согласно которому из налогооблагаемой прибыли всех предприятий производственной и непроизводственной сферы исключаются все средства, направляемые на инвестиции.
  2. Широко применять прогрессивное налогообложение находящихся в личном пользовании особо престижной недвижимости, крупных земельных участков и особо дорогих транспортных средств вне зависимости от того, находятся они во владении физического или юридического лица, при отсутствии налогов на недвижимость пределах социальных норм потребления, которые необходимо специально разработать и утвердить для обоснования налоговых льгот.
  3. Реализовать комплекс мер по увеличению уровня собираемости налогов, включающего целенаправленную работу налоговых и таможенных органов, торговой инспекции, правоохранительных органов, и изменение законодательства, регламентирующего их деятельность (особо следует отметить меры по борьбе с не учитываемым наличным оборотом, включая обязательность использование кассовых аппаратов, получение клиентами - физическими лицами счетов и т. п.)
  4. Постоянно совершенствовать технику налогообложения, преследуя цель выравнивания налоговой нагрузки между гражданами с различным уровнем доходов и благосостояния, предприятиями, находящимися в объективно разных условиях хозяйствования, а также на повышение нейтральности налоговой системы по отношению к инфляции, изменением обменного курса рубля, способы финансирования производства, величине задолженности предприятиям и т. д.
  5. Снижать ставки по основным видам налогов при отмене значительной части налоговых льгот, нередко неэффективных и создающих либо лазейки в законодательстве, либо неодинаковые экономические условия в различных секторах хозяйства, препятствуя тем самым рациональному использованию ресурсов.
  6. Постепенно и продуманно изменять технику взимания налогов в целях ликвидации нормативных просчетов, допускающих легальное уклонение от их уплаты.
  7. Уменьшать число налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения.
  8.  
  9. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ В ЭКОНОМИКЕ С РАЗВИТЫМ РЫНКОМ

     Несомненно, что мировой опыт должен использоваться в налоговом законодательстве и налоговой практике, но с учётом различий, связанных с состоянием и уровнем развития экономики, судебной системы, уровнем правовой культуры населения и работников налоговых органов, исторических факторов и т.п. Американская же система права, вообще, построена на совершенно иных принципах, нежели российская. Она основана на социологической теории права, где ''…право - это то, что фактически складывается в жизни, то, что делает судья. Качество права, его внутреннее содержание не имеют решающего значения, любая судебная практика есть право…''.

     В качестве примера рассмотрим налоговую  политику США. Один из авторов Декларации независимости США Б. Франклин произнес такую фразу: ''…в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов…''. С тех пор налоговая политика США совершенствовалась, принимала все более разветвленный характер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает задачам не просто фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

     Но  и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансирования.

     В федеральных доходах преобладают  прямые налоги. Доходы штатов и местных  органов власти формируются в  основном за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

     Рассмотрим  структуру доходной части федерального бюджета США за 1999 год. Объем доходов  на данный год был запланирован в  размере 976 млрд. долл. Бюджет носил  дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд.долл.

     Как видим, самой крупной статьей  доходов является подоходный налог  с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год. 

     Таблица 1: Структура доходов федерального бюджета США

     Доходы Величина, %
     Подоходный налог  на физических лиц

     Отчисления  на социальное страхование

     Налог на доходы корпорации

     Акцизные  сборы

     Заёмные средства

     Прочие  доходы, включая налог на имущество, переходящее в   порядке наследования или дарения, и государственные пошлины

     Всего

     41

     34

     10

     03

     08 

     4

     100

 

     Исчисление  налога производится следующим образом. Суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и т.д. Доход от продажи имущества и ценных бумаг облагается либо специальным налогом, либо в составе личного дохода.

     Из  полученного таким способом совокупного  валового дохода вычитаются издержки, связанные с его получением. Сюда относятся затраты, связанные с предпринимательской деятельностью: расходы на приобретение и содержание капитальных активов — земельный участок, здание, оборудование; текущие производственные расходы. Данные затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей свободных профессий. После вычитания затрат получается чистый доход плательщика.

     Далее из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые льготы. Всеобщей льготой является необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств, штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание, проценты по личным долгам. В результате этих вычетов образуется налогооблагаемый доход.

Информация о работе Налоговая политика