Налоговая система государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

Работа состоит из  1 файл

Курсовая работо Налоги гот 1 готовая.docx

— 79.56 Кб (Скачать документ)

а) акцизы;

б)отчисления в республиканский  фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки;

в) налог на добавленную  стоимость.

2. По принадлежности  органа, которому платится налог  и в распоряжение которого  он поступает налоги подразделяются  на республиканские и местные. 

К республиканским  налогам, сборам (пошлинам) относят налоги, поступающие в государственный бюджет и формирующие его на 85–90% (налоги на экспорт и импорт, таможенные пошлины, большая часть налога на прибыль и доходы). Согласно статье 8 Налогового Кодекса Республики Беларусь к республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся:

а) налог на добавленную  стоимость;

б) акцизы;

в) налог на прибыль;

г) налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство;

д) подоходный налог с  физических лиц;

е) налог на недвижимость;

ж) земельный налог;

з) экологический налог;

и) налог за добычу (изъятие) природных ресурсов;

к) сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ;

л) сбор за проезд автомобильных  транспортных средств иностранных  государств по автомобильным дорогам  общего пользования Республики Беларусь;

м) сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям  иностранных государств;

н) оффшорный сбор;

о) гербовый сбор;

п) консульский сбор;

р) государственная пошлина;

с) патентные пошлины;

т) таможенные пошлины и таможенные сборы. [16, с.16-17].

Рассмотрим некоторые  из вышеперечисленных налогов.

Основную часть взимаемых налогов даёт подоходное налогообложение. Подоходным налогом облагается доход физических лиц, полученный в течение календарного года:

- физическими лицами, признаваемыми  налоговыми резидентами Республики  Беларусь - от источников в РБ  и (или) за ее пределами;

-физическими лицами, не  признаваемыми налоговыми резидентами  Республики Беларусь - от источников  в РБ.

Подоходный налог  с физических лиц взимается по ставке 12 процентов.

Плательщики при наличии  оснований могут воспользоваться  стандартными, социальными и другими  налоговыми вычетами.

При определении размера  налоговой базы плательщик имеет  право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

- в размере 270 тыс. рублей за каждый месяц года в отношении доходов, не превышающих 1635,0 тыс. рублей в месяц;

- в размере 75 тыс. рублей на каждого ребенка до восемнадцати лет и (или) каждого иждивенца за каждый месяц года;

- в размере 380 тыс. рублей за каждый месяц года следующие категории плательщиков: ветераны различных войн, инвалиды I и II групп всех видов инвалидности.

Плательщик имеет право на получение налогового вычета:

- в сумме, уплаченной им в течение года за свое обучение или обучение члена семьи в учреждениях образования Республики Беларусь при получении первого высшего или среднего специального образования;

- в сумме, не превышающей четырех базовых величин (140 тыс. рублей) за каждый месяц налогового периода, уплаченной в качестве страховых взносов по договорам добровольного страхования жизни и дополнительной пенсии, заключенным на срок не менее пяти лет, а также по договорам добровольного страхования медицинских расходов.

Система подоходного налогообложения  выполняет свои функции, если верно  определена налоговая ставка. Это чрезвычайно важная и трудная задача. Американский ученый А. Лаффер показал, что между поступлениями налогов в бюджет и ставками налогов существует зависимость. Высокие налоговые ставки приводят к росту теневой экономики, бегству капитала за границу, падению объемов производства. В итоге поступления в бюджет уменьшаются. По расчетам А. Лаффера оптимальная налоговая ставка от размеров дохода должна не превышать примерно сорока процента его величины. При этой ставке поступления в бюджет будут максимальны. Графически кривая Лаффера представляет собой  параболу (Рис. 1)

РРис. 1. Кривая Лаффера

Определить конкретную оптимальную  ставку очень трудно, так как в  оценке её экономической целесообразности немаловажную роль играют национальные, психологические и другие факторы. Считается, что высшая налоговая  ставка подоходного налогообложения  должна находиться в пределах 50-70%. [15, с. 170-171].

Налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, осуществляющие деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, простые товарищества, хозяйственные группы.

Налогооблагаемая  прибыль определяется как общая сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства, товарно-материальные ценности, нематериальные активы, ценные бумаги), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Ставка налога на прибыль составляет 24 процента.

Налоговые льготы в виде снижения ставок налога установлены  в законодательном порядке для:

- организаций, осуществляющих производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 процентов (уплачивают налог по ставке 10 процентов);

- организаций, включенных в перечень высокотехнологичных организаций, утверждаемый Президентом Республики Беларусь, в части прибыли, полученной от реализации высокотехнологичных товаров (работ, услуг) собственного производства (ставка налога уменьшается на 50 процентов).

Из облагаемой налогом  прибыли вычитаются суммы прибыли, направленные на финансирование капитальных  вложений производственного назначения и жилищного строительства, а  также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти  цели.

От налога на прибыль  освобождаются:

- организации, в которых более 50 процентов от списочной численности в среднем за период составляют инвалиды;

- организации, осуществляющие эксплуатацию объектов придорожного сервиса в течение пяти лет с даты ввода в эксплуатацию таких объектов;

- другие организации, указанные законодательством.

Налог на доходы иностранных  организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Налогом на доходы облагаются доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Республике Беларусь через постоянное представительство.

Ставки налога составляют по:

- плате за перевозку, фрахт в связи с осуществлением международных перевозок, а также за оказание транспортно-экспедиционных услуг - 6 процентов;

- по доходам от долговых обязательств любого вида независимо от способа их оформления - 10 процентов;

- дивидендам и доходам от реализации долей в уставном фонде (паев, акций) организаций, находящихся на территории Республики Беларусь, либо их части - 12 процентов;

- другим доходам - 15 процентов.

Налог на добавленную  стоимость. Плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС) признаются юридические лица Республики Беларусь, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества, хозяйственные группы, индивидуальные предприниматели, а также организации и физические лица, осуществляющие перемещение товаров через таможенную границу Республики Беларусь в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В Республике Беларусь действует  зачетный метод исчисления НДС. Сумма  налога, подлежащая уплате плательщиком в бюджет, определяется как разность между общей суммой налога, исчисленной  по итогам налогового периода и суммами  налоговых вычетов. Если сумма налоговых  вычетов превышает общую сумму  налога, плательщик налог не уплачивает, а разница между суммой налоговых  вычетов и общей суммой налога подлежит вычету в следующем налоговом  периоде.

 

 

Налог на добавленную  стоимость взимается по следующим  ставкам:

- 0 процентов: товары, помещенные под таможенные режимы экспорта, реэкспорта, а также вывезенные в Российскую Федерацию; работы и услуги по сопровождению, погрузке, перегрузке, и иные подобные работы и услуги, непосредственно связанные с реализацией экспортируемых товаров; экспортируемые транспортные услуги, включая транзитные перевозки, а также экспортируемые работы по производству товаров из давальческого сырья (материалов).

- 10 процентов: при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства; при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей, включенных в перечень, утвержденный Президентом Республики Беларусь.

- 20 процентов: реализация и ввоз на таможенную территорию Республики Беларусь других товаров и услуг, по которым не применяются ставки налога в размере ноль (0) и десять (10) процентов.

В соответствии с действующим  законодательством взимание НДС  в отношении перемещаемых товаров  осуществляется по принципу страны назначения.

При ввозе на таможенную территорию Беларуси освобождаются  от НДС следующие товары:

- транспортные средства по перечню, утверждаемому Президентом Республики Беларусь;

- товары, предназначенные для официального пользования дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями иностранных государств или для личного пользования дипломатического и (или) административно-технического персонала этих представительств и учреждений, включая проживающих вместе с ними членов их семей (если они не являются гражданами Республики Беларусь), международными организациями и их представительствами, дипломатическая почта и консульская вализа;

- иные категории товаров, установленные законодательством.

Акцизы. Плательщиками акцизов являются организации, индивидуальные предприниматели, производящие подакцизные товары и ввозящие подакцизные товары на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализующие ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь подакцизные товары, а также физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Акцизами облагаются:

- алкогольная продукция;

- пиво;

- непищевая спиртосодержащая продукция;

- табачные изделия;

- микроавтобусы и легковые автомобили, в том числе переоборудованные в грузовые;

- бензины автомобильные, дизельное топливо и биодизельное топливо, судовое топливо, газ углеводородный сжиженный и газ природный топливный компримированный, используемые в качестве автомобильного топлива;

- масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей.

         В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для товаров, произведенных плательщиками акцизов, так и для товаров, ввозимых плательщиками акцизов на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.

Ставки акцизов установлены  в приложении 1 к Налоговому кодексу  Республики Беларусь.

Налогоплательщики обязаны  обеспечить раздельный учёт реализации товаров, облагаемых по нулевой ставке.

Алкогольные напитки и  табачные изделия, предназначенные  для реализации, подлежат маркировке акцизными марками.

Акцизами не облагаются подакцизные товары, вывозимые за пределы Республики Беларусь.

При использовании в качестве сырья для изготовления готовой  продукции подакцизных товаров, по которым на территории Республики Беларусь уже были уплачены акцизы, сумма акцизов, подлежащая уплате, уменьшается  на сумму акцизов по использованному  сырью.

Местные Советы депутатов, а также местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права устанавливать льготы по акцизам.

[14, с. 66-67].

          Налог на недвижимость. Плательщиками налога на недвижимость являются юридические лица, иностранные юридические лица и международные организации, простые товарищества (участники договора о совместной деятельности), хозяйственные группы и физические лица.

Налогом облагается стоимость зданий и сооружений, объектов не завершенного строительства, а также стоимость принадлежащих физическим лицам жилых домов, садовых домиков, дач, жилых помещений (квартир, комнат), надворных построек, гаражей, иных зданий и строений, в том числе не завершенных строительством (далее - здания и строения).

Годовая ставка налога на недвижимость:

- для организаций устанавливается в размере 1 процента;

- для физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей - в размере 0,1 процента;

Информация о работе Налоговая система государства