Налоговая система РФ: прошлое и настоящее

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 05:59, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является рассмотрение и анализ существующей в настоящее время в России налоговой системы, выявление ее недостатков и проблем. Для достижения данной цели я ставила перед собой ряд задач. Во-первых, изучить исторический опыт реформирования систем налогообложения в нашей стране. Во-вторых, описать действующую в Российской Федерации налоговую систему и законодательную базу ее построения. В-третьих, постараться выявить ее недостатки.

Содержание

Введение 3
1. Налоговая система РФ: прошлое и настоящее 4
1.2. Опыт реформирования налоговых систем в России 4
1.2. Особенности современной налоговой системы России 6
1.3. Принципы построения налоговой системы России 8
2. Анализ действующей налоговой системы РФ 10
2.1. Классификация налогов по различным признакам 10
2.2. Налоговая система Российской Федерации 12
2.3.Показатели эффективности налоговой системы 15
3. Проблемы налоговой системы РФ 17
3.1. Недостатки налоговой системы 17
3.2. Проблемы налогообложения в РФ 19
3.3. Пути оптимизации налоговой системы 21
Заключение 24
Список литературы 25

Работа состоит из  1 файл

Налоги и налогообложение в РФ.doc

— 122.50 Кб (Скачать документ)

3.2. Проблемы налогообложения  в РФ

Несмотря на многочисленные изменения и уточнения налогового законодательства, в России имеется ряд нерешенных проблем. Наиболее серьезные - низкий уровень собираемости налогов и высокая неплатежеспособность предприятий. Несоблюдение налоговых правил предприятиями и гражданами - тому основная причина. Система сбора налогов имеет много недостатков; привилегии и неравные условия для предприятий, несовершенное законодательство и неоднозначные подходы при его применении. Бартерные сделки также мешают налогообложению [10, стр.62].

Неосведомленность населения  о налоговом законодательстве и неоднозначность подходов приводит, подчас, к нарушению законов. «В моей практике налоговые органы часто меняли свою точку зрения на один и тот же вопрос. Проблема в том, что я должен сейчас понять и правильно выполнить норму закона, а через три года, когда будет наработана определенная практика и понимание этой нормы, меня будут проверять налоговые органы», - Эдуард Нейгебауэр, заместитель генерального директора инвестиционной кампании «Проспект».

 

Население, не привыкшее  еще к налоговым нововведениям, не стремиться их познавать и поддерживать. По данным агентства экономической информации, на вопрос «Сдаете ли Вы налоговую декларацию?» были даны следующие ответы:

Более 60% не подают декларацию из-за незнания. Рассмотрим это с  другой стороны. С 1 Января 2005 года в России началась кампания по подаче налоговых деклараций физическими лицами. Самый низкий в мире подоходный налог в сочетании с его плоской ставкой привел к тому, что в налоговую инспекцию сегодня ходят не те, кто хочет заплатить в бюджет, а желающие получить деньги из него.

В России система налогообложения  многими рассматривается как несправедливая и неодинаковая для всех. Уклонение от налогов в России процветает и очень изощренно. Для уклонений от налогов разработаны достаточно сложные схемы, в реализации которых принимают участие банки и государственные организации.

Да и высокие ставки налогов вынуждают скрывать доходы, избегая дополнительных выплат. Так, налог с продаж в Российской Федерации  был введен в июле 1998 года. Федеральный закон предоставил субъектам федерации право устанавливать процентную ставку по этому виду налога в пределах 5%, чем практически все они и воспользовались. Правительство считает его одним из самых собираемых налогов. Однако хороший специалист по налоговому планированию способен придумать несколько законных или почти законных схем, которые позволяют избежать его уплаты. Вот несколько примеров.

Согласно пункту 3 статьи 20 закона РФ от 27,12,1991 № 2118-1 «плательщиками налога с продаж признаются юридические лица, ПБОЮЛ, самостоятельно реализующие товары…на территории РФ». Следовательно, у организации, реализующей товар по договору комиссии, не возникает обязанности уплаты налога с продаж. Мгновенная реакция предпринимателей не заставила себя ждать. Появились фирмы-комитенты, создаваемые на 3 месяца, зарегистрированные на подставных лиц либо на утерянный паспорт, и существующие до первой сдачи отчетности в налоговую инспекцию.

Другой способ основывается на принципе «Что не запрещено, то разрешено». Согласно закону, к продаже за наличный расчет не приравнивалась плата за товары, работы и услуги, осуществляемые посредством передачи ценных бумаг. Представители покупателей приобретали векселя, скажем Сбербанка, на сумму предполагаемой покупки товаров. Затем производилась оплата товара путем передачи векселей продавцу. Правда, при этом покупатель терял порядка 1,5%, которые банк вычитал за обслуживание своих векселей. Но в любом случае это было меньше, чем сумма налога с продаж.

3.3. Пути оптимизации  налоговой системы

Здесь не следует вести  речи о радикальных изменениях. Имеется  в виду укрепление налоговой системы, ее совершенствование. Нужно существенно  повысить качество планирования и финансирования государственных расходов, укрепить доходную базу бюджетной системы, создать необходимые механизмы контроля за эффективностью использования государственных финансовых ресурсов. Основная задача этого этапа - обеспечение налоговыми доходами минимизации дефицита федерального бюджета с тем, чтобы за счет внутренних и внешних источников и приемлемой степенью надежности финансировать экономическое развитие страны.

Основные направления совершенствования  налоговой системы  России в этом общем контексте видятся следующими: 1) ослабление налогового бремени и  упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов и отчислений во внебюджетные фонды; 2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”; 3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц; 4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.

На данный момент целесообразно:

- резко увеличить налогооблагаемую базу и ставки ресурсных платежей как основной составляющей дифференциальной ренты, которая должна поступать в доход государства;

- расширить права местных органов  при установлении ставок налогов  на имущество юридических лиц  (но исключить налогообложение оборотных средств) и граждан;

- расширить меры по налоговому  стимулированию инвестиционного  процесса и преимущественного  направления предприятиями средств  на развитие, совершенствование  и расширение производства, развитие  малого бизнеса, поддержку аграрного сектора;

- усилить социальную направленность  налогов. Для этого нужно постоянно  увеличивать, с одной стороны,  необлагаемый минимум доходов  граждан, а с другой - ставку  подоходного налога лиц с очень  высокими доходами, а также расширить  круг подакцизных предметов роскоши и повысить ставки акцизов на них.

В перспективе, когда будет обеспечена финансовая стабилизация и в полную силу задействованы рычаги рыночной саморегуляции экономики, можно  ставить вопрос о формировании сбалансированной (с изменением некоторых акцентов) системы взимания налогов, выполняющей не только фискальную (для обеспечения потребностей государства), но и в должной мере стимулирующую и регулирующую функции.

Реформирование действующей налоговой  системы должно осуществляться в направлениях создания благоприятных налоговых условий для товаропроизводителей, стимулирования вложения заработных средств в инвестиционные программы, обеспечения льготного налогового режима для иностранных капиталов, привлекаемых в целях решения приоритетных задач развития российской экономики.

Эти направления имеют непосредственное отношение практически ко всем федеральным  и региональным налогам. Среди них  ключевое значение получают налоги на прибыль и на добавленную стоимость, которые в решающей мере определяют налоговое бремя на товаропроизводителей и благодаря этому способны либо подавить производство, либо стать мощным рычагом его стимулирования.

 

Заключение

Налоги – необходимый  элемент  механизма государственного регулирования рыночной экономики, без которого немыслимо ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества.

Именно в налоговой  системе и налоговой политике заложены и возможности использования  их в целях развития и совершенствования  федеративных отношений, а также  местного самоуправления, что относится к числу первостепенных задач, стоящих сегодня перед государством.

Налоговая система действует  на всей территории России. Это единая налоговая система российского  государства, что относится ко всем трем уровням платежей. Единство налоговой системы в России проявляется, во-первых, в том, что повсеместно действуют (или могут быть введены органами государственной власти субъектов Федерации и органам местного самоуправления) одни и те же виды налогов. Во-вторых, что единство отражает равенство прав по конкретизации налогообложения между субъектами одного уровня), есть между  субъектами Федерации, между органами местного самоуправления).

Необходимость единства налоговой системы в Российской Федерации вытекает из закрепленных в Конституции РФ гарантий единства экономического пространства, отнесения к ведению Российской Федерации вопросов финансового регулирования и к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов – установление общих принципов налогообложения и сборов.

В работе я постаралась затронуть как теоретические, так и практические проблемы функционирования налоговой системы нашей страны на современном этапе развития. И хотя реформирование ее идет и сейчас, налоговая система России еще нуждается в дальнейшем совершенствовании.

 

Список литературы

 

  1. Конституция РФ 1993г.
  2. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
  3. Налоговый Кодекс РФ (часть 1).
  4. Налоговый кодекс РФ (часть 2).
  5. Налоги и налогообложение. Под редакцией И.Г.Русаковой, В.А.Кашина. Москва, «ЮНИТИ», 2004 г.
  6. Налоги. Д.Г.Черник. Учебное пособие для студентов ВУЗов. Москва, «Финансы и статистика», 2001 г.
  7. Экономическая теория. В.Я.Иохин. «Юрист», Москва 2001 г.
  8. Мостовая У. Б. Основы экономической теории. - М.:ИНФРА –М; Новосибирск: Издательство НГА и У.-1997 г
  9. Налоги. Учебное пособие под ред. Д. Г.Черника. М.: Финансы и статистика.-1996 г.
  10. Журнал «Коммерсант Деньги» № 15 (420) от 21-27 Апреля 2004 года. Стр. 62, статья «Операция пустые руки», Давид Кириленко.
  11. Журнал «Русский Фокус», №2 (84) от 27 Января-2 Февраля 2005 года. Стр.72, рубрика «Фокус Группа».
  1. Справочная система «Консультант +» - версия «ПРОФ» Редакция 2005 года.

.




Информация о работе Налоговая система РФ: прошлое и настоящее