Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Января 2011 в 22:28, курсовая работа

Описание

Целью работы является изучение системы налогов и сборов Российской Федерации. К задачам работы можно отнести изучение понятия налога, выявление его элементов, классификации налогов, разграничение понятий налога и сбора. Так же задачами работы являются уяснение сути понятия системы налогов и сборов, разграничение понятий «налоговая система», «система налогообложения» и «система налогов и сборов», анализ основных черт федеральных, региональных и местных налогов и сборов, а так же, специальных налоговых режимов.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.rtf

— 367.24 Кб (Скачать документ)

     Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени, что предполагает отказ от каких-либо революционных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только не возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития.

     Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации с поступлением налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям источников дохода, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в «теневую» экономику.

     Стабильность налоговой системы во многом определяется в федеративном государстве тем, насколько строго соблюдаются пределы компетенции центра и регионов при принятии мер в области налоговой политики.

     Значение фактора стабильности налоговой системы, а также особенности государственного строительства России как Федерации обусловили необходимость реализации конституционного принципа единства налоговой системы. Данный принцип основывается на стабильности и преемственности налоговой политики государства, единстве экономического и налогового пространства, четком разграничении полномочий федерального центра и регионов. Современная налоговая система должна быть справедливой, эффективной и доступной для понимания [16, с.21]. Эффективность налоговой реформы сегодня в решающей степени зависит от способности государства обеспечить увеличение темпов роста производства, осуществить серьезные преобразования в деле укрепления финансовой системы и расчетов в народном хозяйстве, оказать реальную помощь в становлении и развитии малого бизнеса. Сколько бы ни предоставлялось налоговых льгот и привилегий малому бизнесу, на практике это не дает значительного эффекта. Ведь воспользоваться ими малый бизнес не может, поскольку сегодня нет экономических условий для создания широкой сети так называемых малых предприятий. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, проводимых реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. Налоговый кодекс РФ позволяет более четко разграничить полномочия федеральных и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Можно сказать, что с 2005 г. налоговые отношения в России вышли на качественно иной уровень развития, что позволило устранить многие недостатки существующей налоговой системы.

     Главной целью реформы налоговой системы в Российской Федерации является снижение налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков, предусматривающее выравнивание условий налогообложения, упрощение налоговой системы, придание ей стабильности и большей прозрачности. Налоговая система всегда будет совершенствоваться, оттачиваться и настраиваться на запросы и реалии экономической действительности, так чтобы, максимально наполняя бюджет, не ущемлять никого из субъектов налоговых отношений, поэтому процесс налогового администрирования бесконечен. При этом система администрирования налогов должна обеспечивать снижение уровня издержек исполнения налогового законодательства как для государства, так и для налогоплательщиков. Основной целью налоговой реформы является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

     Основными направлениями налоговой политики сегодня выступают:

     Контроль за трансфертным ценообразованием в целях налогообложения:

     Определение взаимозависимости лиц

     Установление закрытого перечня контролируемых сделок

     Введение обязательного представления специального декларирования контролируемых сделок и требований к перечню документов, обосновывающих применение налогоплательщиком трансфертные цены в сделках с взаимозависимыми лицами

     Введение института предварительных соглашений о ценообразовании с налоговыми органами

     Введение новых требований к методам оценки диапазона рыночных цен и принципам их применения.

     Налогообложение дивидендов, выплачиваемых российским лицам:

     Освобождение о обложения налогом на прибыль дивидендов, получаемых при стратегическом участии отечественной компании в российской и иностранной организации, выплачивающей дивиденды. Критерий стратегического участия предполагается установить в виде доли размером не менее 50 % (в абсолютном выражении не менее 500млрд. руб.)

     Снижение ставки налога на дивиденды, выплачиваемые физлицам, не являющихся налоговыми резидентами РФ, до 15% в настоящее время - 30%)

     3. Регулирование налогообложения контролируемых иностранных компаний:

     Введение принципа налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний

     Введение понятия иностранной контролируемой компании на основе определенной взаимозависимости лиц и стратегического участия в организации

     Установление обязанности российских компаний или компаний-резидентов указывать в налоговых декларациях свои иностранные аффилированые компании

     Определение условий возникновения налоговой обязанности у российских налогоплательщиков в отношении прибыли, полученной иностранными контролируемыми компаниями

     Предоставление налогоплательщиком сведений о его доле в контролируемой иностранной компании и уплате налога с соответствующей доли нераспределенного дохода этой компании

     Обеспечение возможности эффективного налогового администрирования в части получения налоговыми органами необходимых сведений: данных, идентифицирующих национальных акционеров, подпадающих под режим контролируемых иностранных компаний, и финансовой информации, необходимой для расчета полученного дохода. Подобные изменения потребуют корректировки главы 23 и 25 НК РФ.

     4. Проблемы определения налогового резиденства юрлиц: Введение понятия резидентства юрлиц на основе критериев места управления и резиденства участников юрлица, владеющих в нем контрольным пакетом

     5. Введение института консолидированной налоговой отчетности при исчислении налога на прибыль

     6. Совершенствование НДС

     7. Индексация ставок акцизов

     8. Налогообложение налогом на прибыль при совершении операций с ценными бумагами

     9. Налогообложение НДФЛ при совершении операций с ценными бумагами[15, с.28].

     10. Совершенствование налога на имущество (введение налога на недвижимость)

     11. Совершенствование системы вычетов, предоставляемых по НДФЛ

     Скорейшая реализация указанных мер реформирования налоговой системы позволит привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста, существенно повысить собираемость налогов. Либерализация налоговой системы и заметное усиление защищенности налогоплательщиков будут способствовать улучшению инвестиционного климата и возврату капиталов в легальную сферу.

 

      Заключение

 

     На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на практику весьма затруднена, поскольку было бы неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.

     Существующая в России система налогообложения нуждается в дальнейшем совершенствовании, основные направления которого состоят в следующем: стимулировать развитие экономической деятельности и, прежде всего, производство материальных благ, обеспечить бюджетными ресурсами покрытие общегосударственных нужд в области экономики, обороны и международных обязательств, обеспечить финансирование из государственного бюджета субъектов Российской Федерации, которые нуждаются в дотациях, и финансирование социальных расходов. Для решения этих вопросов можно использовать опыт ведущих индустриальных стран в области налоговой политики, учитывая, российскую специфику.

     Особенность реформирования экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно функционировать без действующего правового обеспечении. При этом речь идет не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных прав и законных интересов каждого налогоплательщика

     Рассмотрев и проанализировав современное состояние налоговой системы РФ, можно сделать выводы:

     обеспечение налогового администрирования является залогом оптимальной налоговой политики страны. Построение налоговых администраций и контроль за их деятельностью - это необходимое условие построения новой, более совершенной налоговой системы;

     налоговая система РФ должна идти своим путем, то есть опираться на зарубежный опыт и в тоже время следовать своим традициям и особенностям;

     при помощи налоговых реформ, осуществить ликвидацию белых пятен в налоговом законодательстве РФ;

     главная задача налоговой политики - это повышение уровня жизни населения страны.

     Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

 

     БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

 

     Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература», 2009.

     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 608 с.

     ФЗ « Об основах налоговой системы РФ» от 27.12.91 (утратил силу)

     Бюджетное послание Федеральному Собранию РФ от 9 марта 2007г. "О бюджетной политике в 2008 - 2010 гг."

     Доклад Минфина России «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2008 - 2010 гг.»

     Иванов А.Г. Понятие администрирования налогов// Финансовое право. - 2005. - № 9.- С.12-15.

     Карасев, М. Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. - М.: Вершина, 2004. - 223 с.

     Кучеров И.И. Государственная налоговая политика: цели и методы осуществления // Финансовое право. -2005. -№ 4. - С. 9-11.

     Малис Н.И. Снижение бремени как приоритет налоговой политики// Финансы. - 2007. - № 6. - С.25-27.

     Налоги и налогообложение : учеб. для вузов / под ред. И. А. Майбурова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 655 с.

     Налоговая политика России: проблемы и перспективы / под ред. И.В. Горского. - М.: Финансы и статистика, 2003. - 287 с.

     Пансков В.Г. О принципах налогообложения физических лиц// Финансы. - 2008. - № 1. - С.7-10.

     Пономарев А.И. Налоговое администрирование: сущность и формы// Налоги и налогообложение. - 2005. - №11. - С.19-22.

     Пушкарева Л.В. Формирование социально ориентированной системы налогообложения// Налоги. - 2007. - №1. - С. 3-7.

     Сатарова А.А. Актуальные проблемы и перспективы налоговой реформы в РФ// Налоговое право. - 2007. - № 4. - С. 5-8.

     Финансы : учеб. для вузов / под ред. В. В. Ковалева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2006. - 636 с.

     Цапков В.Е Понятие налоговой политики и основные направления ее развития на современном этапе// Финансовое право. - 2007. - № 6. -С.15-18.

     Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение : учебник. М. ИНФРА-М, 2002. С. 128.

         http://www.consultant.ru/

         http://www.cbr.ru/

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации и пути ее совершенствования