Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 20:41, реферат
Актуальность темы исследования. Возмещению вреда, причиненного органами и должностными лицами государства, в отечественной науке гражданского права всегда уделялось большое внимание, несмотря на то, что само государство, осуществляя правовое регулирование общественных отношений, мало способствовало решению этой задачи. Одной из функций государства является осуществление налогового контроля и надзора.
1. Понятие налоговой тайны
2. Лица, имеющие доступ к налоговой тайне.
3. Принцип налоговой публичности
4. Ответственность за несоблюдение режима налоговой тайны
5. Заключение
6. Использованная литература
Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Волгоградский
Институт мировой экономики и финансов
Кафедра теории финансов, кредита и налогообложения
Реферат
по дисциплине «Правовое регулирование налоговых отношений»
на тему: налоговая тайна
Выполнил:
студент(ка)
группы НО-101
Проверил: к.э.н., доцент
Надточий Е.В.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Правовой
институт налоговой и коммерческой тайны
является неотъемлемым атрибутом рыночной
экономики. В процессе осуществления предпринимательской
деятельности накапливается большое количество
разнообразной информации, имеющей важное
значение для успешного развития бизнеса.
В современных условиях информационного
общества информация приобретает значение
важнейшего ресурса, без которого немыслимо
нормальное функционирование ни отдельного
предпринимателя, ни общества и государства
в целом. Более того, с развитием и совершенствованием
информационных технологий, информация
приобретает характер одного из важнейших
видов товара на рынке. Естественно, лицо,
обладающее такого рода информацией, стремится
сохранить эту информацию за собой, предотвратить
её получение третьими лицами, поскольку
во многих случаях такое получение может
иметь просто катастрофические последствия
для бизнеса.
В современных условиях жёсткой конкурентной
борьбы правовая защита различного рода
информации необходима для успешного
развития предпринимательства и становления
подлинно рыночной экономики, основанной
на свободной конкуренции. Как справедливо
отмечается в литературе: «Обеспечение
правовой защищённости отечественной
научно-технической продукции способствует
поддержанию национальной, в том числе
экономической и технологической безопасности
России. Надёжная правовая охрана результатов
интеллектуальной деятельности – наиболее
эффективное средство борьбы против промышленного
шпионажа, она способствует защите прав
авторов и владельцев научно-технических
результатов» .
В течение продолжительного времени институт
коммерческой тайны, и как следствие институт
налоговой тайны, был неизвестен отечественному
законодательству. Это вполне понятно:
в условиях отсутствия конкуренции, полного
огосударствления экономики просто не
было необходимости в подобных правовых
институтах. Понятия, близкие по содержанию
коммерческой и налоговой тайне, встречались
только в нормативно-правовых актах, посвящённых
регулированию внешнеэкономической деятельности
советских организаций.
1.Понятие налоговой тайны
Определение понятие «налоговая тайна» дано в п.1 ст.102 НК РФ, согласно которому: «Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам); 5) предоставляемых избирательным комиссиям в соответствии с законодательством о выборах по результатам проверок налоговым органом сведений о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга, а также об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности».
По поводу информации, составляющей налоговую тайну, могут складываться различные правоотношения, связанные со сбором, получением, хранением, распространением, защитой такой информации, а также ответственностью за неправомерное ее разглашение и использование. Институт налоговой тайны является комплексным, включающим в себя нормы не только налогового, но и информационного, административного, уголовного и других отраслей права.
Содержание налоговой тайны
Согласно ст. 102 НК РФ налоговую тайну составляют любые сведения о налогоплательщике. Из установленного ст.102 НК РФ положения, следует, что сведения могут быть, прежде всего, любыми по форме - это может быть любая письменная (электронная) информация о налогоплательщике, ставшая известной должностному лицу налогового органа при исполнении им законных полномочий: документ, магнитный диск, видеозапись, фото-кино съемка (ст. 92 НК РФ). По своему содержанию сведения так же могут быть любыми, то есть включать в себя не только сведения, непосредственно связанные с вопросами налогообложения, но и иную информацию, правовая охрана которой предусмотрена различными нормативно-правовыми актами (например, личная, семейная, коммерческая тайны).
Одним из важнейших признаков
объекта налоговой тайны
Основным признаком сведений, составляющих налоговую тайну, отличающим ее от других видов тайн, является то, что сведения о налогоплательщике должны быть получены налоговым органом при исполнении своих полномочий. Сведения о налогоплательщике, полученные должностным лицом не в связи с осуществлением им своих полномочий, налоговой тайной не являются. В этом случае отсутствует само основание отнесения сведений к налоговой тайне, так как любое третье лицо тем же способом может получить такую информацию о налогоплательщике без каких-либо препятствий.
Получение налоговым органом
информации о налогоплательщике
осуществляется в рамках правоотношений,
возникающих в силу НК РФ, имеющих
публично-правовой характер и основанных
на властном подчинении одной стороны
другой. В этих правоотношениях налоговому
органу, действующему от имени государства,
принадлежит властное полномочие истребовать
необходимую информацию (ст.31 НК), а
налогоплательщику –
В соответствии со ст.82 НК РФ налоговый контроль осуществляется должностными лицами налоговых органов в пределах своих полномочий посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. Любая из перечисленных форм налогового контроля предполагает получение налоговыми органами различной информации о налогоплательщике, источником которой не обязательно будет сам налогоплательщик. Любые сведения, полученные должностными лицами налоговых органов в рамках реализации полномочий по налоговому контролю, являются объектом налоговой тайны.
Ст. 24, 85, 86, 90, 93 НК РФ устанавливает
обязанность определенных физических
лиц и организаций
Ст. 102 НК РФ предусмотрен перечень
сведений, которые не являются налоговой
тайной (см. выше). В связи с этим
перечнем интересно постановление
ФАС Западно-Сибирского округа от 14.12.2007
по делу, в котором ИФНС отказала
налогоплательщику в сообщении
информации о добросовестности его
контрагентов, решив, что такой отказ
является правомерным, т.к. данные сведения
составляют налоговую тайну и
имеют специальный режим
Как указал суд, признавая позицию ИФНС неправомерной, ст. 102 НК РФ содержит исчерпывающий перечень сведений, не относящихся к налоговой тайне, согласно которому сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения не относятся к налоговой тайне. Запрошенные сведения к налоговой тайне не относятся.
Таким образом, из данного
решения можно сделать
Кроме того, отказ ИФНС влияет
на права организации как
Исходя из сказанного в данном разделе, можно сделать следующие выводы:
Соотношение банковской и налоговой тайны
Соотношение банковской и
налоговой тайны также имеет
свои особенности. В соответствии со
ст.26 ФЗ от 02.12.1990 №395-1 «О банках и банковской
деятельности» банки обязуются
хранить тайну об операциях, счетах
и вкладах ее клиентов и корреспондентов,
а также об иных сведениях, устанавливаемых
кредитной организацией, если это
не противоречит федеральному закону.
Вместе с тем п. 11 ст. 31 НК РФ предоставляет
налоговым органам право
В ст. 86 НК РФ предусмотрены обязанности банков в связи с учетом налогоплательщиков. К их числу помимо прочего относится обязанность сообщать об открытии или закрытии счета организации, индивидуального предпринимателя в налоговый орган по месту их учета в пятидневный срок со дня соответствующего открытия или закрытия такого счета. Кроме того, банки обязываются выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа (ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности»). Вся эта информация будет охраняться в режиме налоговой тайны.
Интересна судебная практика по делам, связанным с запросом информации налоговыми органами у банков.
Например, в своем постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 19.03.2008 указал, что запрашиваемая налоговым органом у банка информация о суммах процентов по залоговым обязательствам любого рода, выплаченным за год, относится к информации, составляющей банковскую тайну.
В связи с этим суд сделал
вывод о том, что требование налогового
органа о предоставлении указанной
информации относится к документам,
требующим особого
В постановлении того же суда от 13.03.2008 суд счел, что справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ", а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Статья 26 ФЗ «О банках и банковской
деятельности» не предусматривает
представления банком справок о
размере заработной платы физических
лиц, представляемых ими в банк для
получения кредита. В связи с
этим банк правомерно отказал органам
прокуратуры в предоставлении информации
о заключенных кредитных