Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 06:31, контрольная работа
Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».
Содержание 1
Налоговое администрирование и налоговый контроль: цели, формы и методы. 1
Плательщики, объект обложения, налоговая база акцизов. 10
Список литературы: 15
Эффективность функционирования налоговой системы зависит от качества управления ею. Деятельность государства по управлению налоговой системой определяется характером и задачами налоговой политики соответствующего этапа развития. В современной экономической литературе не встречается четкого определения понятия «управление налоговой системой». Практически произошла его замена на понятие «налоговое администрирование».
Управление налоговой системой можно рассматривать как деятельность государства по управлению каждым элементом, входящим в понятие налоговой системы. В отношении первого элемента (совокупность налогов) — это законодательное установление перечня налогов и порядка налогообложения по каждому виду налогов и сборов. В отношении второго элемента (компетенции органов власти и управления в налоговой сфере) — это законодательное (в конституционном, гражданском, налоговом законодательстве) установление компетенции, принципов, процедур, форм и методов организации и деятельности уполномоченных органов власти в налоговой сфере. Наконец, по третьему элементу (совокупность налоговых органов) — это определение функций и задач налоговых органов, обеспечивающих налоговый контроль и привлечение к ответственности лиц, нарушающих налоговое законодательство.
Таким образом, управление налоговой системой базируется на трех основах: нормативно-правовые акты (налоговое законодательство), организационные основы деятельности субъектов налоговых отношений, налоговый контроль.
Налоговое администрирование — это деятельность государственных органов управления, но не законодательных органов власти в налоговой сфере. Законодательными органами устанавливаются основные принципы, формы и методы организации налоговых отношений, что составляет содержание законодательства о налогах. Налоговое администрирование как управленческая деятельность государственных органов направлено на реализацию законодательных норм.
Налоговое администрирование следует рассмотреть как органическую часть управления налоговой системой (рис. 1).
Рис. 1: Соотношение понятий «управление налоговой системой» и «налоговое администрирование»
В качестве методов налогового администрирования выступают:
Указанные методы не могут быть жестко разграничены, так как на практике они нередко пересекаются.
Каждому из методов налогового администрирования присущи свои формы, способы и приемы достижения поставленных перед ними задач.
Налоговое планирование
может быть текущим (тактическое) и
на более отдаленную перспективу (стратегическое
или налоговое прогнозирование)
Целью налогового планирования является обеспечение потребностей бюджета путем определения объема финансовых ресурсов в разрезе плательщиков налогов и максимально возможного изъятия, а также оптимизация налогового регулирования и налогового контроля.
Основная задача налогового планирования - экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий.
Целью налогового регулирования является уравновешивание общественных, корпоративных и личных экономических интересов участников налоговых правоотношений. Прежде всего налоговое регулирование преследует интересы государства в бюджетно - налоговой сфере деятельности, то есть максимальное обеспечение общественных интересов в их финансовом покрытии. В качестве форм налогового регулирования можно назвать систему налогового стимулирования, оптимизацию налоговых ставок, систему налоговых льгот и меры санкционного действия.
Необходимым условием эффективного налогового администрирования является налоговый контроль. Цели и задачи налогового контроля различны. Основная цель - препятствие уходу от налогов, обеспечение устойчивого поступления бюджетных доходов.
Основные формы налогового администрирования:
Оптимальное соотношение перечисленных методов и форм налогового администрирования обеспечивает результативность налоговой политики государства.
Налоговый контроль является одним из
видов государственного финансового контроля.
Согласно статье 82 Налогового кодекса
(НК) "налоговым контролем признается
деятельность уполномоченных органов
по контролю за соблюдением налогоплательщиками,
налоговыми агентами и плательщиками
сборов законодательства о налогах и сборах
в порядке, установленном НК".
Объектом налогового контроля
являются денежные отношения публичного
характера, возникающие в процессе взимания
налогов и сборов и привлечения к ответственности.
К предметам налогового контроля относятся:
"Проверяющими" субъектами налогового
контроля являются налоговые органы, подконтрольными
(проверяемыми) - налогоплательщики, плательщики
сборов и налоговые агенты. Проведению
мероприятий налогового контроля содействуют
таможенные органы, органы внутренних
дел, органы государственных внебюджетных
фондов.
Налоговый контроль проводится
в целях создания совершенной системы
налогообложения и достижения высокого
уровня налоговой дисциплины, при которой
исключается наличие нарушений налогового
законодательства.
К задачам налогового контроля относятся:
В качестве основных задач налоговых
органов при осуществлении контрольной
деятельности можно выделить следующие:
Финансовое право выделяет следующие
методы финансового контроля:
При этом согласно п. 1 статьи 82 НК к формам
налогового контроля относятся:
Учет налогоплательщиков
- регистрация налогоплательщиков в налоговых
органах с целью сбора сведений, необходимых
для осуществления налогового контроля.
Учет налогоплательщиков является важнейшим
условием проведения налогового контроля.
Организации и физические лица подлежат
постановке на учет в налоговых органах:
Особенности учета иностранных организаций
и иностранных граждан устанавливаются
Минфина. Минфин также вправе определять
особенности постановки на учет крупнейших
налогоплательщиков.
Обязательному учету подлежат: российские
организации и их обособленные подразделения,
иностранные организации, индивидуальные
предприниматели, недвижимое имущество
и транспортные средства.
Все налогоплательщики подлежат включению
в Единый государственный реестр налогоплательщиков.
Каждому налогоплательщику присваивается
единый по всем видам налогов и сборов,
в том числе подлежащих уплате в связи
с перемещением товаров через таможенную
границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН), представляющий
собой цифровой код (состоящий из десяти
знаков). ИНН носит строго персональный
характер и не может быть повторно присвоен
другому лицу.
Налоговый орган указывает ИНН во всех
направляемых налогоплательщику уведомлениях.
Каждый налогоплательщик указывает свой
ИНН в подаваемых в налоговый орган декларации,
отчете, заявлении или ином документе,
а также в иных случаях.
Физические лица, не являющиеся индивидуальными
предпринимателями, вправе не указывать
ИНН в представляемых в налоговые органы
налоговых декларациях, заявлениях или
иных документах, указывая при этом свои
персональные данные.
Код причины постановки на учет (КПП)
присваивается организациям в дополнение
к ИНН.
Экспертиза назначается
в случае, если для разъяснения возникающих
вопросов требуются специальные познания
в науке, искусстве, технике или ремесле.
Для ее проведения привлекается на договорной
основе эксперт. Экспертиза назначается
постановлением должностного лица налогового
органа, осуществляющего выездную налоговую
проверку.
Эксперт вправе знакомиться с материалами
проверки, относящимися к предмету экспертизы,
заявлять ходатайства о предоставлении
ему дополнительных материалов.
Эксперт может отказаться от дачи заключения,
если предоставленных ему материалов
недостаточно или если он не обладает
необходимыми знаниями для проведения
экспертизы.
При назначении и производстве экспертизы
проверяемое лицо имеет право:
Дополнительная экспертиза назначается
в случае недостаточной ясности или полноты
заключения и поручается тому же или другому
эксперту.
Повторная экспертиза назначается в
случае необоснованности заключения эксперта
или сомнений в его правильности и поручается
другому эксперту.
Налоговая тайна - предусмотренный
законодательством о налогах и сборах
специальный режим доступа и использования
совокупности конфиденциальной информации
о налогообязанных лицах, ставшей известной
органам налогового администрирования
и органам внутренних дел.
Налоговую тайну составляют любые полученные
налоговым органом, органами внутренних
дел, органом государственного внебюджетного
фонда и таможенным органом сведения о
налогоплательщике, за исключением сведений:
Налоговая тайна не подлежит разглашению
налоговыми органами, органами внутренних
дел, органами государственных внебюджетных
фондов и таможенными органами, их должностными
лицами и привлекаемыми специалистами,
экспертами. Утрата документов, содержащих
составляющие налоговую тайну сведения,
либо разглашение таких сведений влекут
ответственность, предусмотренную федеральными
законами.
Акциз — косвенный федеральный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем. При реализации подакцизных товаров в розницу сумма акциза не выделяется.
Информация о работе Налоговое администрирование и налоговый контроль