Налоговое планирование отдельных налогов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:03, лекция

Описание

Налоговое планирование налога на прибыль.
Налоговое планирование косвенного налогообложения.
Налоговое планирование налога на имущество.
Налоговое планирование систем налогообложения малого предпринимательства.

Работа состоит из  1 файл

Тема 9.doc

— 73.00 Кб (Скачать документ)
align="justify">     •   определение особенностей освобождения от налогообложения при реализации подакцизных товаров за пределы территории РФ;

     •   правильное определение даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров;

     •   учет возможности применения налоговых  вычетов;

     •   правильное и своевременное исчисление суммы акциза, подлежащей возврату.

     Оптимизация косвенных налогов позволяет  хозяйствующим субъектам получать существенную налоговую экономию и формировать значительные дополнительные финансовые ресурсы для своего экономического роста. 

  1. Налоговое планирование налога на имущество.
 

     При налоговом планировании и для оптимизации  налога на имущество необходимо обращать внимание на следующие моменты:

     1. Необходимо произвести расчеты по тем элементам учетной и договорной политики, которые оказывают влияние на величину данного налога. К ним, в частности, относятся: определение вариантов начисления амортизации по основным средствам, вариантов переоценки основных средств и др. При этом следует помнить, что так как источником налога на имущество у предприятий являются прочие расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, то снижение величины данного налога в определенной степени нивелируется увеличением суммы налога на прибыль. Поэтому необходимо производить одновременно расчеты по всем налогам, на размер которых оказывает влияние тот или иной элемент учетной политики.

     2. Целесообразно проанализировать  возможности применения определенных  льгот по налогу на имущество.  При применении льгот по налогу на имущество следует руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документов, строго придерживаясь содержащихся в них определений, чтобы быть застрахованным от ошибок при применении конкретной льготы. К таким документам относятся:

     •  «Общероссийский классификатор  видов экономической деятельности» («Общесоюзный классификатор Отрасли  народного хозяйства» (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976 г.), (ред. от 15.02.2000 г.). Утратил силу на территории Российской Федерации с 1 января 2003 г. — Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 г. № 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД». Вместо него веден «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2001»);

     •  «Общероссийский классификатор  продукции» («Общероссийский классификатор  продукции» ОК 005-93 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 г. № 301) (ред. от 27.03.2007 г.);

     •  «Общероссийский классификатор  основных фондов» («Общероссийский  классификатор основных фондов» ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 г. № 359) (ред. от 14.04.1998 г.).

     Для целей налогового планирования налога на имущество важно, что в ряде случаев если предприятие не может  воспользоваться льготой в полном объеме, то можно применить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.

     Использование льгот по налогу на имущество для  целей его оптимизации требует:

     а) определения вида льготы, используемой в полном объеме либо частично;

     б) подтверждения правомерности использования соответствующей льготы с учетом действующих требований;

     в) обеспечения раздельного учета  льготируемого и нельготируемого  имущества.

     Все это позволяет минимизировать налог  на имущество.

     3. Еще одним направлением оптимизации  налога на имущество является использование предоставляемых законом возможностей по уплате налога по месту нахождения обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс где законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут быть установлены разные ставки.

     Если  обособленные подразделения, не наделены отдельными балансами, то имущество (основные средства), находящееся по месту их расположения, включается в налоговую базу и облагается налогом на имущество у головной организации. Однако если такие обособленные подразделения имеют объекты недвижимости (например, здания, помещения, принадлежащие организации на праве собственности, в которых функционируют обособленные подразделения), то организация обязана исчислять налоговую базу по каждому такому объекту недвижимости и уплачивать налог в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) периоде соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества. 

  1. Налоговое планирование систем налогообложения малого предпринимательства.
 

     С 2003 г. предприятия малого бизнеса  в соответствии с положениями  гл. 26.2, 26.3 НК РФ могут применять упрощенную систему налогообложения и являться плательщиками единого налога на вмененный доход, основные положения по которым рассмотрены авторами в гл. 12. Здесь же мы рассмотрим ряд моментов по планированию данных налогов.

     При упрощенной системе не уплачиваются следующие наиболее значимые налоги:

     •   налог на прибыль организаций;

     • налог на добавленную стоимость (за исключением случаев ввоза товаров на таможенную территорию РФ);

     •  налог на имущество организаций (по имуществу, которое используется для предпринимательской деятельности);

     •   единый социальный налог (ЕСН) (в части, зачисляемой в федеральный бюджет, в ФСС и фонды ОМС).

     При этом за налогоплательщиком сохраняется  обязанность по уплате страховых  взносов на обязательное пенсионное страхование (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, направляемые на выплаты страховой и накопительной части трудовой пенсии) и иные налоги в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

     Следует обратить внимание на то, что единый налог, уплачиваемый при упрощенной системе налогообложения, заменяет собой не все налоги. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения следующие налоги:

     • транспортный налог;

     • земельный налог;

     • водный налог;

     • взносы на обязательное пенсионное страхование;

     • НДС в случае ввоза товаров  на таможенную территорию РФ;

     •  лицензионные сборы;

     •  государственные пошлины;

     •  платежи за пользование лесным фондом (в виде лесных податей или арендной платы);

     •  плата за негативное воздействие  на окружающую среду;

     • таможенные платежи.

     Поэтому по перечисленным налогам предприятиям, применяющим упрощенную систему налогообложения, целесообразно осуществлять налоговое планирование с учетом следующих положений.

     Так как переход на упрощенную систему  налогообложения осуществляется организациями добровольно и самостоятельно, то, выбирая объект налогообложения, следует проанализировать свои расходы с точки зрения их величины и соответствия перечню расходов, уменьшающих полученные доходы в соответствии с НК. РФ. Затем следует просчитать величину налогового изъятия в каждом из вариантов налоговой базы и сделать соответствующие выводы.

     Таким образом, при планировании единого  налога при упрощенной системе налогообложения  организации должны анализировать  целесообразность перехода на него, грамотно выбирать объект налогообложения и осуществлять планирование налогов, уплачиваемых при данном специальном налоговом режиме.

     Система налогообложения  в виде единого  налога на вмененный  доход для отдельных видов деятельности безусловно применяется организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, определенные виды предпринимательской деятельности, предусмотренные в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ.

     В отличие от упрощенной системы налогообложения, которую организация или индивидуальный предприниматель имеют право  добровольно применять при соответствии условиям, установленным в ст. 346.12 НК РФ, возможность применять специальный налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход возникает при условии его введения на территории муниципальных районов, городских округов, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

     Переход на уплату единого налога на вмененный доход не освобождает организации от уплаты следующих федеральных налогов (Необходимо отметить, что на практике исходя из видов деятельности, подлежащих обложению ЕНВД (п. 2 ст. 346.26), крайне редко уплачиваются сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; водный налог; плата за негативное воздействие на окружающую среду; акцизы; лесные подати):

     •   государственной пошлины;

     •   сборов за пользование объектами  животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

     •   водного налога (кроме организаций  и физических лиц, которые используют водные объекты на основании договоров (решений), заключенных после 1 января 2007 г. (т. е. не являющихся плательщиками  водного налога);

     •   платы за негативное воздействие на окружающую среду;

     •   акцизов.

     Не  освобождаются также организации  от уплаты регионального транспортного и местного земельного налогов.

     Кроме того, организации не освобождаются  от уплаты таможенных пошлин.

     При приобретении имущества, в том числе товаров для их дальнейшей перепродажи по импорту, организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на уплату единого налога, не освобождаются от уплаты НДС при ввозе имущества на таможенную территорию РФ. При этом уплаченный НДС будет включаться в стоимость приобретаемого имущества. Если приобретаемое имущество (товары) используется как в деятельности, переведенной на уплату единого налога, так и при осуществлении иных видов деятельности, необходимо обеспечить его раздельный учет.

     Уплата  страховых взносов на обязательное пенсионное страхование организациями и индивидуальными предпринимателями, которые являются плательщиками единого налога на вмененный доход, осуществляется на основании Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В соответствии с Федеральным законом

     РФ  от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» плательщики единого налога на вмененный доход также должны уплачивать взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

     Поэтому, занимаясь деятельностью, облагаемой единым налогом на вмененный доход, организации могут оптимизировать налоговое бремя по перечисленным выше налогам с учетом положений, содержащихся по ним в данном учебнике.

     Для оптимизации налогового бремени  необходимо четко определить методы ведения раздельного учета доходов, расходов и имущества в случае осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наряду с деятельностью, переведенной на уплату единого налога на вмененный доход, так как в последнем случае получается экономия по налогам не уплачиваемым при этом специальном налоговом режиме. Целесообразно порядок ведения раздельного учета закрепить в учетной политике организации. 

Информация о работе Налоговое планирование отдельных налогов