Налоговые доходы 2007-2011

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 15:35, реферат

Описание

В Налоговом кодексе РФ налог определяется следующим образом: «Обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1. Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание. . . . . . . . . . . .. . . . . .5
2. Основные функции налогов в бюджете. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 8
3. Структура налоговых доходов в федеральном бюджете . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4. Анализ структуры и объема налоговых доходов, администрируемых УФНС России по Челябинской области, в федеральном бюджете за 2007-2011 годы . . .14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

Работа состоит из  1 файл

Налоговые доходы 2007-2011 копия.doc

— 202.00 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

1. Налоговые доходы федерального бюджета, их содержание. . . . . . . . . . . .. . . . .  .5

2. Основные функции налогов в бюджете. .. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .  . . . . . . . . .. . . 8

3. Структура налоговых доходов в федеральном бюджете  . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10

4. Анализ структуры  и объема налоговых доходов,  администрируемых УФНС России  по Челябинской области, в федеральном бюджете за 2007-2011 годы  . . .14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 19

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современной экономической ситуации налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансового механизма государственного регулирования экономики. Реформирование налоговой системы в настоящее время является предметом постоянных дискуссий.

В Налоговом кодексе  РФ налог определяется следующим  образом: «Обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Взимание налогов –  древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как безвозмездные взносы граждан, необходимые для содержания государственного аппарата.

В целях преодоления  негативных последствий воздействия  налогов на развитие экономики возникла объективная необходимость в  анализе структуры и динамики налоговых доходов в бюджете  страны.

Сущность налогообложения  заключается в прямом изъятии  государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, то есть централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов  имеет двухсторонний и неразрывный  характер. Налоги как основной элемент  доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры и его расходных статей.

 

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ИХ СОДЕРЖАНИЕ

 

Каждое государство  для реализации присущих ему функций  имеет доходы, которые представляют из себя денежные или материальные ресурсы, поступающие государству в процессе распределения или перераспределения национального дохода, национального богатства. Первоначально источниками доходов государства были личные повинности, военные добычи, натуральные подати и сборы, то есть исторически во всем мире доходы государства складывались из натуральных доходов. По мере образования централизованных государств, появлявшихся на месте раздробленных феодальных княжеств, повинности феодалов постепенно заменяются на денежные налоги и сборы.

В настоящее время, аккумулируя налоги в бюджетном фонде, государство финансирует важнейшие направления жизни и деятельности как общества в целом, так и отдельных индивидуумов. За счет налогов финансируется здравоохранение, образование, культура и искусство, правоохранительная деятельность, государственное управление, инвестиционная деятельность в областях промышленности и сельского хозяйства и многое другое.

Очень важно отметить, что именно за счет налоговых поступлений  государству удается удовлетворить  различные потребности его граждан. Доля налоговых поступлений в центральных бюджетах развитых стран составляет 80-90%. В России по федеральному бюджету за 2011 год сумма налоговых доходов составляет около 70%.

В федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 19% от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 11%), налог на доходы физических лиц (около 11%). Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы (Рис. 1).

Рисунок 1 – Струтура доходов консолидированного бюджета РФ за 2010 год

 

Налоги – категория  комплексная, которая имеет экономическое  и юридическое значения. Рассматривая категорию «налог» с экономической  точки зрения, выделить его из состава других государственных изъятий и установить его отличие от сборов, пошлин и платежей достаточно сложно. Поэтому при определении экономической природы налога важнейшим критерием являются его сущность, принадлежность к финансово-бюджетной системе общества. Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Данные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение – мобилизацию денежных средств в распоряжение государства.

Однако на практике решающее значение при определении категории  «налог» приобретает именно его  правовая интерпретация. Научное толкование содержания категории «налог» способствует правильному установлению норм и  правил налогового законодательства стран, ограничивающих право плательщика на собственность, подлежащую отчуждению при налогообложении. Конкретными формами проявления категории «налог» являются виды налоговых платежей, установленных законодательными органами власти. С организационно-правовой стороны налог – это обязательный платеж, поступающий в бюджетный фонд в определенных законом размерах и в установленные сроки.

В настоящее время  преобладает взгляд на налог как  на способ реализации преимущественно фискальных интересов государства.

В условиях современных  рыночных отношений особое значение приобретает грамотное государственное  планирование и прогнозирование  объемов налоговых потоков, оперативное  решение в ходе указанных непрерывных  процессов тактических задач  в налоговой практике, выработка четкой государственной налоговой стратегии. При этом одной из важнейших функций государства является поддержание стабильного роста налоговых поступлений, однако, обеспечение достаточного объема доходов бюджета становится уже не только залогом финансового благополучия страны, ее обороноспособности, но и основой для реализации и финансирования новых социальных программ и системы мер, направленных на повышение уровня налоговой культуры и правосознания граждан.

 

ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТЕ

 

Налоговая система является одним из наиболее действенных инструментов экономической политики государства. С одной стороны, она обеспечивает формирование доходных источников бюджетов всех уровней. С другой стороны, меняя  объемы изъятий финансовых ресурсов хозяйственных субъектов, государство влияет на экономическое поведение налогоплательщиков, реализуя тем самым регулирующую функцию налогов.

Как известно, налоги выполняют  две главные функции – фискальную и регулирующую. Именно выполняемые  функции позволяют определить роль налогов в экономике и их место в жизни общества.

Фискальная функция  налогов обуславливает основное предназначение налогов, так как  налоги в современных условиях являются основным способом привлечения доходов  в бюджет государства, основой его благосостояния.

Огромное значение для  формирования бюджета любого уровня имеют государственные доходы. Доходы представляют собой часть национального  дохода страны, обращаемого через  различные виды денежных поступлений  в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Источники и виды государственных  доходов и назначение каждого  их них определяются экономической  и правовой системой страны.

Рассматривая понятие  бюджета, нужно сказать, что бюджет занимает центральное место в финансовой системе любого государства, это имеющий силу закона финансовый план государства (роспись доходов и расходов) на текущий финансовый год.

Бюджетный кодекс РФ (БК РФ) определяет бюджет как «форму образования  и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления».

Бюджетная система –  основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетных субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Согласно ст. 10 Бюджетного кодекса, бюджетная система Российской Федерации состоит из бюджетов следующих  уровней:

  1. федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
  2. бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;
  3. местных бюджетов.

В России в настоящее  время в структуре доходов  федерального бюджета основная масса  – налоговые доходы (свыше 60%) и меньшая часть, включая таможенные пошлины, - неналоговые, в том числе от продажи государственного имущества.

 

Таблица 1 – Структура доходов федерального бюджета за 2007-2010 гг. (в % к общей сумме доходов)

 

2007

2008

2009

2010

Налог на прибыль 

7.0

7.1

6.5

6,0

НДС

31.2

35.0

26.9

29,0

НДПИ 

12.4

14.4

18.3

18,0

Акцизы 

6.0

2.6

1.8

2,2

Таможенные пошлины 

23.2

25.3

35.7

33,8

Неналоговые доходы 

5.0

2.9

2.9

3.1

ЕСН

14.1

5.2

4.7

4,4

Прочие доходы

0.8

7.2

2.9

6,6

ИТОГО

100

100

100

100


 

 

СТРУКТУРА НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ

 

Налог на добавленную  стоимость (НДС) – косвенный налог на потребление, который взимается практически со всех видов товаров и таким образом ложится на плечи конечного потребителя. На территории Российской Федерации НДС введен в 1991г. Сумма НДС, предназначенная к уплате в бюджет, рассчитывается как разность между суммами налога, исчисленными со всей суммы реализованных налогоплательщиком за приобретенный товар, сырье, материалы, работы и услуги. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета в 2010 г. составила около 40%. Налогообложение НДС производится по ставкам 0%, 10% и 18%.

Для бюджета этот налог имеет следующие преимущества:

    1. стабильный источник доходов;
    2. регулярный источник доходов;
    3. сложен для плательщика с точки зрения уклонения от его уплаты.

Особой статьей в  перечне налоговых доходов выделен НДС на товары, ввозимые из Республики Беларусь. Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

  1. обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь;
    1. ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Плательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели, выручка которых от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав за три предшествующих последовательных календарных месяца превысила в совокупности 40000 евро; доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом, полученным в доверительное управление, в интересах вверителей и (или) выгодоприобретателей и физические лица при ввозе в Беларусь, в случаях, предусмотренных законодательством.

Акцизы, как и НДС – федеральный косвенный налог, выступающий в виде надбавки к цене товара. В настоящее время в налоговых доходах федерального бюджета они составляют около 3%.

Плательщиками акцизов  признаются организации, индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

С 2002 г. введен единый налог на добычу полезных ископаемых взамен действовавших до этого трех налогов: на право пользования недрами, акциз на сырье и налога на воспроизводство материально-сырьевой базы (гл.26 НК РФ). Сейчас этот налог играет очень важную роль. Так, в 2009 г. его сумма в доходах федерального бюджета составила 1127,7 млрд руб. Но в будущем, как прогнозируется, он будет сокращаться.

Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых являются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно как  стоимость добытых каждого вида полезных ископаемых, за исключением нефти и газового конденсата и газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья.

Информация о работе Налоговые доходы 2007-2011