Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 15:15, реферат
Налоговые кредиты как часть финансового метода государственного регулирования СЭЗ представляют собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной. Средства, образуемые от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры СЭЗ. Широко распространенная за рубежом практика налоговых кредитов является, с одной стороны, еще одной формой государственного воздействия на политику зонирования, а с другой — источником финансирования СЭЗ
Налоговые кредиты как часть финансового метода государственного регулирования СЭЗ представляют собой сумму денежных средств, всех налогов и бюджетных платежей, собранных на территории СЭЗ, которые остаются в течение определенного срока, устанавливаемого в специальном законодательном порядке, в распоряжении органов управления зоной. Средства, образуемые от введения практики налоговых кредитов, должны использоваться исключительно на цели развития производства, вспомогательной и социальной инфраструктуры СЭЗ. Широко распространенная за рубежом практика налоговых кредитов является, с одной стороны, еще одной формой государственного воздействия на политику зонирования, а с другой — источником финансирования СЭЗ. Эта практика предусматривает, что в течение определенного срока (например, 5 лет) все налоги и бюджетные платежи, собираемые на территории зоны, остаются в распоряжении зональных органов управления. Дополнительные средства могут быть получены от предприятий, расположенных на территории зоны и других регионов страны, если они будут иметь возможность вкладывать свои средства в капитал акционерных обществ, действующих в СЭЗ, и в уставный фонд расположенных там СП.
«Налоговые каникулы» — это финансовый метод регулирования СЭЗ, который состоит в том, что в течение определенного периода времени хозяйственные субъекты освобождаются от уплаты налогов. «Налоговые каникулы» — наиболее распространенная форма стимулирования всех видов предпринимательской деятельности СЭЗ. Для хозяйственных субъектов, действующих на территории российских СЭЗ и связанных с ними территориях, «налоговые каникулы» могут быть введены на пять, десять, 20 (обычно от десяти до 20) лет.
Льготы в форме «налоговых каникул» для хозяйственных субъектов, действующих на территории СЭЗ, могут распространяться на следующие показатели деятельности, подлежащие налогообложению: прибыль от предпринимательской деятельности; дивиденды; налог на индивидуальные доходы физических лиц; имущественный налог; налог на землю, арендную плату за землю и другое имущество, без которого невозможно начинать предпри-нимательскую деятельность в зоне.
Преференции — еще один из экономических рычагов государственного регулирования СЭЗ, представляющий собой систему налоговых льгот. С помощью преференций федеральные органы управления, расположенные на территории субъектов Федерации, самой СЭЗ, воздействуют на экономическую деятельность на территории зоны. Однако преференции как метод централизованно го государственного воздействия на экономику СЭЗ должны быть ограничены, с одной стороны, нормативами налоговых и других (выборочных) платежей в государственный и местный бюджеты зоны, а с другой — установленными ставками таможенных тари фов на внешней и внутренней границах СЭЗ. При этом порядок налогообложения в СЭЗ, уровень ставок налогов и платежей в государственный (республиканский) и местный бюджеты определяются в каждом конкретном случае, исходя из специфики СЭЗ, специализации ее хозяйственного комплекса. Для принятия решения о целесообразности преференций и в отношении того или иного вида деятельности в СЭЗ необходимо выявить приоритетные с точки зрения инвестиций отрасли и субъекты хозяйствования. Ими чаще всего становятся либо отрас ли специализации района СЭЗ, уже сложившиеся до момента ее официального юридического признания, либо те производства, продукция которых является дефицитной для РФ, ее субъектов, районов самой зоны. Под влиянием межзональной конкуренции важнейшие эле менты в механизме функционирования СЭЗ имеют тенденции к унификации, а их количественные параметры — к выравниванию. В полной мере это относится и к системе преференций и льгот, предоставляемых иностранным инвесторам. Множество конкурирующих между собой СЭЗ предлагают иностранным инвесторам примерно одинаковый набор стимулов и налоговых льгот.
Наиболее распространены следующие виды преференций:
• снижение ставок налогов по сравнению с установленным законодательством;
• установление минимамльного размера доходов, облагаемых налогом;
• свободный перевод за рубеж части прибыли;
• вывоз товаров, произведенных в зоне без квотирования и лицензирования. В отечественной практике зонирования наибольшее распрос-транение получили несколько видов льгот:
• предприятия приоритетных направлений деятельности с долей иностранных инвестиций более 30% в первые 5 лет освобождаются от налога, а в последующие 5 лет выплачи вают налог на прибыль на 50% ниже норм, установленных действующим законодательством;
• предприятия приоритетных направлений с долей иностран ных инвестиций менее 30% выплачивают налог на прибыль на 50% ниже установленной нормы; • вновь создаваемые предприятия приоритетных направлений с долей иностранных инвестиций более 10% полностью ос-вобождаются от выплаты налогов на прибыль и на вывози мую за рубеж часть прибыли сроком на 5 лет;
• участники СЭЗ освобождаются от отчислений в бюджет с части прибыли, реинвестируемой на территории СЭЗ в раз витие производства, социальной сферы и инфраструктуры, используемой на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, направляемой на подготов ку и переподготовку кадров;
• участники СЭЗ освобождаются от налога на экспорт и им порт продукции, произведенной и потребляемой СЭЗ.
Как показывает опыт индустриально
развитых стран, налого вая политика,
как и вся экономическая
При разработке налоговой политики в СЭЗ необходимо учитывать ряд условий.
1. Система установленных льгот должна зависеть от приори-тетности сферы деятельности и степени ее соответствия основным целям и задачам СЭЗ.
2. Размер льгот должен определяться на основе расчетов в диа-пазоне между возможными минимальными народно-хозяйственны ми потерями (например, от недополучения средств в бюджет, сни жения процентных ставок за кредит) и максимальным эффектом от привлечения иностранных инвестиций в соответствующей форме.
3. Льготные налоги и режимы освобождения от них, устанав-ливаемые в СЭЗ, должны действовать в течение определенного периода и, как правило, не пересматриваться. Налоги составляют часть финансовых и бюджетных отноше ний, поэтому при построении государственной налоговой поли тики в СЭЗ необходимо исходить из общих принципов зониро вания, отражающих отношения зон всех типов с государством. Но при этом порядок налогообложения СЭЗ и уровень ставок нало гов и платежей в государственный бюджет может определяться в каждом конкретном случае с учетом специализации зоны и ее особенностей (наличие на ее территории производственных мощ ностей, инфраструктуры и других факторов материально-техни ческого обеспечения). Несмотря на специфические особенности каждой конкретной СЭЗ, в мировой практике зонирования действуют определенные международные стандарты построения налоговой системы, ис-пользование которых обязательно для обеспечения конкуренто-способности российских СЭЗ на мировом рынке зон.