Налоговые льготы - как элементы налогового планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 21:30, реферат

Описание

Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования.

Работа состоит из  1 файл

Налоговые льготы - как элементы налогового планирования.docx

— 29.32 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 

     НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ –  КАК ЭЛЕМЕНТ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ 

     Одним из важных факторов, определяющих уровень  корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные  налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом  планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать  те направления деятельности и сферы  экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или  из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют  одновременно удерживать от слишком  темпов развития отрасли, находящиеся  на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.

     По  оценкам специалистов, потери бюджетной  системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд. руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.

     В ст. 56 Налогового кодекса РФ «льготами  по налогам и сборам признаются предоставляемые  отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные  законодательством о налогах  и сборах преимущества по сравнению  с другими налогоплательщиками  или плательщиками сборов, включая  возможность не уплачивать налог  или сбор либо уплачивать их в меньшем  размере».

     Налоговое законодательство устанавливает необходимые  условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право  использования соответствующих  льгот: например, наличие лицензий для  освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут  устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений  для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих  российских свободных экономических  зон и т. д. На практике большинство  льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти  структуры сами и предлагают, и  лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.

     Льготы  в значительной степени различаются  в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены  определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют  законы субъектов Федерации, даже в  условиях ужесточения подхода к  льготам по налогу на прибыль в  главе 25 НК РФ.

     Налоговые льготы рассматриваются практически  в каждом учебнике по налогам и  налогообложению применительно  к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых  льгот.

     Таким образом, практика показывает, что государство  применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно  нуждается на соответствующем этапе  своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь  вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот.

     Налоговые льготы в современных российских условиях стимулируют экономические  процессы через налоговую систему  и выражаются:

     1) в полном освобождении от уплаты  налога и (или) сбора;

     2) в уменьшении размера подлежащего  уплате налога и (или) сбора;

     3) в предоставлении отсрочки, рассрочки  по уплате налога и (или)  сбора, инвестиционного налогового  и налогового кредита, а также  в реструктуризации задолженности  по налогам, сборам и штрафным  санкциям.

     В экономической литературе предоставляемые  российским законодательством льготы обычно классифицируются следующим  образом:

     1) по номенклатуре продукции (товары народного потребления, продукция средств массовой информации и т. д.);

     2) по направлению расходования  средств (благотворительность, пожарная  безопасность и т. п.);

     3) по составу работников (льготы  для предприятий, на которых  трудятся инвалиды);

     4) по численности работников (малые  предприятия);

     5) по принадлежности предприятия  (протезно-ортопедические, расположенные  в районах Крайнего Севера  и т. п.).

     Льготы  также подразделяются на личные и  для юридических лиц; общие для  всех налогоплательщиков и специальные  для отдельных категорий; безусловные  и условные; общеэкономические и  социальные налоговые льготы и другие.

     Считаем возможным предложить классификацию  налоговых льгот, предоставляемых  российским налоговым законодательством  в историческом аспекте:

     1) первый период рыночных реформ (1991-1995 гг.) характеризовался значительным  количеством льгот, большими правами  по их введению и регулированию,  предоставляемыми субъектам РФ, и наличием индивидуальных льгот;

     2) в последующем (1995-2001 гг.) индивидуальные  льготы отменяются, и устанавливается право местных органов власти и управления устанавливать льготы для отдельных категорий налогоплательщиков;

     3)с  2001 г. (с момента введения в действие части II Налогового кодекса РФ) и по настоящее время наблюдается тенденция ужесточения налоговой политики России по вопросу льгот на уровне законодательства РФ и субъектов Федерации.

     Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование, как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.

     Снижение  налогового бремени при формально  высоких налоговых ставках в  России доступно для большинства  организаций, хотя и носит избирательный  характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются  значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части  это касается налогов, устанавливаемых  на уровне субъектов Федерации и  уровне муниципальных образований (местных органов власти).

     Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов  в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим  законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих  субъектов в РФ позволяет сделать  вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.

     Набор льгот для каждого предприятия  строго индивидуален и зависит в  значительной степени от возможности  интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного  налогообложения накладывает часто  жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов; организации образования и социально-культурной сферы и др.

     На  начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального  и местного законодательства по налогам  и сборам выбрать льготы возможные  и целесообразные к применению в  конкретной организации. Необходимо также  определить, соблюдение, каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот,; какие временные ограничения для этих льгот установлены.

     Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов  собственников, в том числе путем  максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот  инвестиционного характера.

     Стимулирование  инвестиционной активности с помощью  налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в  настоящее время более 250 льгот  на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение  вряд ли соответствует ориентации государственной  политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное  влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и  рост доли прибыли, выплачиваемой в  виде дивидендов.

     Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции  за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых  обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.

     В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.

     Использование хозяйствующими субъектами налоговых  льгот позволяет им получать налоговую  экономию и снижать налоговое  бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.

     Налоговая экономия (Эн) представляет собой разницу  между суммой налога, исчисленной  до и после проведения мероприятий  по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.

     Возможно, выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:

     1. Налоговая экономия рассчитывается  как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих  налоговую базу, изымающих из-под  налогообложения определенные объекты  налогообложения, освобождающих  от уплаты налога или сбора  полностью или частично отдельные  категории налогоплательщиков или  виды продукции. В данном случае  формула расчета налоговой экономии  принимает вид:

     Эп=Нс*Л1.

     В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб., тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 - 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.

     2. Налоговая экономия рассчитывается  как произведение изменения ставки  налога (∆Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:

     Эн = ∆Нс*Нб.

     В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой  ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска  продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения  ставок НДС и цены.

Информация о работе Налоговые льготы - как элементы налогового планирования