Налоговые правонарушения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2011 в 18:12, контрольная работа

Описание

Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным. Возникновение налогов относят к периоду становления первых государственных образований, когда появляется товарное производство, формируется государственный аппарат - чиновники, армия, суды. Появление налогов связано с самыми первыми общественными потребностями, так как государству всегда необходимы денежные средства: для ликвидации стихийных бедствий, строительства дорог, поддержания общественного порядка. И именно налоги являются инструментом мобилизации денежных средств для возможности выполнения государством лежащих перед ним задач.

Работа состоит из  1 файл

Правовые основы деятельности налоговых инспекторов.docx

— 37.65 Кб (Скачать документ)

    Ответственность за совершение административных правонарушений в сфере налогообложения установлена  в некоторых статьях гл.14 КоАП РФ "Административные правонарушения в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг" (ст. ст. 15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10), а также  в одной из норм гл. 16 КоАП РФ "Административные правонарушения в области таможенного  дела (нарушения таможенных правил)", а именно в ст. 16.22 КоАП РФ "Нарушение  сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу  РФ".

    В теории административного права обязательными признаками административного правонарушения являются общественная опасность, противоправность, виновность, наказуемость.

  1. Административное правонарушение - это посягающее на общественные отношения антисоциальное деяние, которое повлекло или могло повлечь наступление вредных последствий.

    Деяние, в данном случае, это осознанный, волевой акт человеческого поведения, выраженного в подконтрольном сознанию мотивированном действии или бездействии, предусмотренного конкретной статьей  КоАП РФ. Оно включает в себя цель, средства, результат и сам процесс  деяния, а также охватывает такие  личностные категории, как мотивы, ценностные ориентации, психологическое отношение  к содеянному.[9]

  1. Административное правонарушение - это противоправное деяние, которое нарушает нормы административного и иных отраслей права и отраслей законодательства. Противоправность означает, что действием или бездействием нарушаются установленные правила в определенных сферах общественной жизни, т.е. противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовыми нормами.[10]
  2. Административное правонарушение - это виновное деяние, то есть деяние волевое, сознательное.

   НК  РФ ст. 106 рассматривает налоговое  правонарушение в качестве виновного  деяния. Это означает, что противоправное деяние не только объективно носило противоправный характер, но и осознавалось (либо должно было осознаваться) совершившим его  лицом как противоправное.

  1. Административное правонарушение - это наказуемое деяние. Возможность применения административного взысканий является общим свойством административного правонарушения.

    Наказуемость  означает, что нарушение субъектом  установленных правил, влечет применение к нему предусмотренных КоАП РФ и  другими нормативными актами мер  взыскания.

    Понятия налоговой ответственности –  одна из основных категорий налогового права: ее конструкция во многом определяет место и роль правового регулирования  налоговых отношений в системе  права.

    В состав принципа законности привлечения  к налоговой ответственности  также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий, что предусмотренная НК ответственность  за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

  • Однократность. Принцип однократности привлечения к налоговой ответственности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и тоже налоговое правонарушение. Мера ответственности, установленная законодателем, является исчерпывающей и в достаточной степени отражает функции налоговой ответственности. Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах не существует изолированно  только в рамках налогового права – в зависимости от тяжести совершенного деяния или субъективного состава возможно применения норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголовным и административным законодательством.
  • Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой санкции не освобождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента. Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает собой уплату налога и пени.
  • Презумпции невиновности является налогово-правовой  конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции  РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении налогового деликта, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Для российского налогового права презумпция невиновности является новым принципом.

    Составным элементом принципа презумпция невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правом налогоплательщика. Она означает, что неустановленные сомнения в  виновности лица, привлекаемого к  ответственности, толкуются в пользу этого лица.

    Согласно  п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности имеет обратную силу, поскольку учитывает  положение налогоплательщиков. К  процедуре доначисления налога (налоговой  недоимки) данный принцип не применяется.

    Наказание является справедливым только в том  случае, когда характер применяемых  мер принуждения и объем возлагаемой  ответственности соответствуют  общественной опасности правонарушения, особенностям личности правонарушителя и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим его ответственность, то есть строго индивидуализировано.[11]

    Принцип справедливости налоговой ответственности  включает требования:

  1. Обоснованности, является установление законодателем трехлетнего срока давности, по истечении которого наказание утрачивает актуальность и признается нецелесообразным. Поэтому истечение сроков давности согласно п.4 ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам, исключающим привлечение лица к налоговой ответственности;
  2. Соразмерности, означает, что размеры налоговых санкций должны соответствовать тяжести правонарушений и причиненным ими вредным последствиям, то есть наказание должно соответствовать содеянному и налагаться с учетом причиненного вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности должна быть адекватна правонарушению;
  3. Дифференциации, предполагает нормативное установление различных видов ответственности и налоговых санкций за различные налоговые правонарушения. Таким образом, дифференцирование ответственности осуществляется по двум направлениям:
    • установление за те или иные нарушения налогового законодательства налоговой, административной, уголовной либо дисциплинарной ответственности;
    • нормативное определение разновидности и масштаба налоговых санкций, устанавливаемых за тот или иной состав налогового правонарушения.
  1. Индивидуализации, предполагает главным образом установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения;
  1. Неотвратимости. Каждое нераскрытое налоговое правонарушение убеждает нарушителя в слабости закона и государства и, таким образом, прямо способствует совершению противоправных действий в дальнейшем.
  2. Гуманизма, в литературе иногда называют еще принципом "экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью" налоговой ответственности. На необходимость гуманизации сферы государственно-правового принуждения неоднократно обращал внимание КС РФ[12]. Разумеется, степень гуманизации правового регулирования всегда носит конкретно-исторический характер и обусловливается общим материально-духовным уровнем развития общества. "Суровость санкции нормы, хотя и определяется общественной опасностью посягательства, все же ограничена господствующими гуманистическими представлениями общества о возможном и должном наказании".[13]

    Соблюдение  норм налогового права обеспечивается возможностью государства применять  меры принуждения за нарушение обязанностей, предусмотренных законодательством  о налогах и сборах. Ответственность  находит выражение в соответствующей  части нормы права называемой санкцией.

    Так, санкции, установленные в ст. 116 – 11б, 124 – 129 НК РФ, носят карательный  характер, остальные направлены на восполнение финансовых потерь государства.

    Следовательно, санкции в налоговом праве  можно рассматривать в двух аспектах: широком и узком. К видам санкций  в широком смысле относятся штрафы, взыскание недоимок, пени. Институт налоговых санкций в узком  смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно которой налоговая санкция выражена штрафом и является мерой ответственности  за совершенное правонарушение. Размеры  налоговых санкций предусматриваются  специальными статьями НК РФ, устанавливаются  и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) относительно лица, признанного виновным в совершении налогового правонарушения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Заключение

    Рассмотрев  налоговые правонарушения и характер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, предусмотренных  Налоговым Кодексом Российской Федерации, а так же возможность привлечения  к ответственности за нарушение  законодательства о налогах и  сборах, можно сделать следующие выводы.

    Налоговый Кодекс Российской Федерации содержит в себе нормы, которые выходят в противоречие, как общими принципами налогового права, так и с нормами материального права как такового. Согласно ст.109 Кодекса, лицо не может быть привлечено к ответственности, за налоговое правонарушение при отсутствии вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса, налогоплательщик считается невиновным пока его вина не будет установлена судом) и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается привлечение к налоговой ответственности налогоплательщика, то есть признание его виновным в совершении налогового правонарушения (с его согласия) и без судебного решения. Ряд статей Налогового Кодекса Российской Федерации, предусматривающих ответственность за отдельные составы правонарушений вызывают затруднение при их применении. С их неудачным содержанием, которое в свою очередь порождает нарушение основных принципов права – ст.119 Налогового Кодекса Российской Федерации. Данная статья указывает, что штраф должен взыскиваться как за полные, так и не за полные месяцы и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие от п.1 той же статьи, в которой говорится о минимальном размере штрафа, в результате чего нарушаются три вида принципов - дифференциации, индивидуализации, справедливости.

    Включить  в Налоговый Кодекс Российской Федерации  определение понятию налоговая  ответственность: налоговая ответственность  представляет собой обязанность  лица, виновного в совершение налогового правонарушения, претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные санкциями  данного Кодекса, состоящие в  изложении дополнительных юридических  обязанностей имущественного характера  и применяемые компетентными  органами в установленном процессуальном порядке.

    На современном этапе Налоговое законодательство Российской Федерации все еще находится в стадии формирования, в том числе нормы регулирующие ответственность за нарушение законодательство о налогах и сборах. Объясняется это тем, что сфера налоговых правоотношений является одной из самых динамичных. Экономическая деятельность включает в себя огромное разнообразие ситуаций, каждая из которых, требует своего подхода, и вместе с тем должна рассматриваться в строгом соответствии законом.

    Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.07.2010) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010)// http://www.consultant.ru/.
    2. Финансовое право / Под ред. Химичевой. Н.И. - М., 2000. - С. 267.
    3. Кириллина В.Е. Субъект налогового права как правовая категория // Финансовое право. – 2004 - № 3.
    4. Корнева Е.А., Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий налоговых органов. М., 2007. С. 352.
    5. Налоговое право России: Учебник для ВУЗов / Отв. Ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина, 2-е изд., перераб. – М.: Норма, 2005. – 720с.
    6. Семенихин В.В. Налоговые споры. Внесудебное и судебное обжалование актов налоговых органов и действий (бездействия) должностных лиц. М., 2007. С. 208.
    7. Токмаков В.В. Комментарий к Налоговому Кодексу Российской Федерации части 1, части 2 (постатейный) с практическими комментариями и разъяснениями официальных органов. М., 2007.
  1. Верин В.П. Преступления в сфере экономики.-  М., 2001. - С.99
  1. Попов Л.Л Административное право. – М., 2002.- С.313
  2. Крохина Ю.А. Налоговое право России. – М.,2003
  3. Иванов А.А. Индивидуализация юридической ответственности. Правовые и психологические аспекты. - М., 2003.- С. 6
  4. Постановления КС РФ от 19.03.2003 N 3-П, от 27.02.2003 N 1-П, от 26.11.2002 N 16-П, от 05.07.2001 N 11-П и др.
  5. Мальцев В.В. Принципы уголовного права.- Волгоград, 2001.- С. 69.

Информация о работе Налоговые правонарушения