Ответственность
за совершение административных правонарушений
в сфере налогообложения установлена
в некоторых статьях гл.14 КоАП
РФ "Административные правонарушения
в области финансов, налогов и
сборов, рынка ценных бумаг" (ст. ст.
15.3, 15.4, 15.5, 15.6, 15.7, 15.8, 15.9, 15.10), а также
в одной из норм гл. 16 КоАП РФ "Административные
правонарушения в области таможенного
дела (нарушения таможенных правил)",
а именно в ст. 16.22 КоАП РФ "Нарушение
сроков уплаты налогов и сборов,
подлежащих уплате в связи с перемещением
товаров через таможенную границу
РФ".
В
теории административного права обязательными
признаками административного правонарушения
являются общественная опасность, противоправность,
виновность, наказуемость.
- Административное
правонарушение - это посягающее на общественные
отношения антисоциальное деяние, которое
повлекло или могло повлечь наступление
вредных последствий.
Деяние,
в данном случае, это осознанный,
волевой акт человеческого поведения,
выраженного в подконтрольном сознанию
мотивированном действии или бездействии,
предусмотренного конкретной статьей
КоАП РФ. Оно включает в себя цель,
средства, результат и сам процесс
деяния, а также охватывает такие
личностные категории, как мотивы, ценностные
ориентации, психологическое отношение
к содеянному.[9]
- Административное
правонарушение - это противоправное деяние,
которое нарушает нормы административного
и иных отраслей права и отраслей законодательства.
Противоправность означает, что действием
или бездействием нарушаются установленные
правила в определенных сферах общественной
жизни, т.е. противоправность состоит в
том, что определенное лицо совершает
действие, запрещенное нормой права, или
не совершает действия, предписанного
правовыми нормами.[10]
- Административное
правонарушение - это виновное деяние,
то есть деяние волевое, сознательное.
НК
РФ ст. 106 рассматривает налоговое
правонарушение в качестве виновного
деяния. Это означает, что противоправное
деяние не только объективно носило противоправный
характер, но и осознавалось (либо должно
было осознаваться) совершившим его
лицом как противоправное.
- Административное
правонарушение - это наказуемое деяние.
Возможность применения административного
взысканий является общим свойством административного
правонарушения.
Наказуемость
означает, что нарушение субъектом
установленных правил, влечет применение
к нему предусмотренных КоАП РФ и
другими нормативными актами мер
взыскания.
Понятия
налоговой ответственности –
одна из основных категорий налогового
права: ее конструкция во многом определяет
место и роль правового регулирования
налоговых отношений в системе
права.
В
состав принципа законности привлечения
к налоговой ответственности
также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавливающий,
что предусмотренная НК ответственность
за деяние, совершенное физическим лицом,
наступает, если это деяние не содержит
признаков состава преступления, предусмотренного
уголовным законодательством Российской
Федерации.
- Однократность.
Принцип однократности привлечения к
налоговой ответственности означает,
что никто не может быть привлечен повторно
к ответственности за одно и тоже налоговое
правонарушение. Мера ответственности,
установленная законодателем, является
исчерпывающей и в достаточной степени
отражает функции налоговой ответственности.
Ответственность за нарушения законодательства
о налогах и сборах не существует изолированно
только в рамках налогового права – в
зависимости от тяжести совершенного
деяния или субъективного состава возможно
применения норм иных отраслей права в
целях охраны имущественных интересов
государства учитывая названные обстоятельства,
п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение
налоговой ответственности с ответственностью,
предусмотренной уголовным и административным
законодательством.
- Разграничение
налоговой санкции и налоговой обязанности.
Согласно п.5 ст.108 НК РФ уплата налоговой
санкции не освобождает от исполнения
налоговой обязанности, поскольку они
представляют собой два самостоятельных
элемента правового статуса налогоплательщика
и налогового агента. Следовательно, уплата
налоговой санкции не поглощает собой
уплату налога и пени.
- Презумпции
невиновности является налогово-правовой
конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции
РФ и означает, что лицо считается невиновным
в совершении налогового деликта, пока
его виновность не будет доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена
вступившим в законную силу решением суда.
Для российского налогового права презумпция
невиновности является новым принципом.
Составным
элементом принципа презумпция невиновности
является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция
правом налогоплательщика. Она означает,
что неустановленные сомнения в
виновности лица, привлекаемого к
ответственности, толкуются в пользу
этого лица.
Согласно
п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновности
имеет обратную силу, поскольку учитывает
положение налогоплательщиков. К
процедуре доначисления налога (налоговой
недоимки) данный принцип не применяется.
Наказание
является справедливым только в том
случае, когда характер применяемых
мер принуждения и объем возлагаемой
ответственности соответствуют
общественной опасности правонарушения,
особенностям личности правонарушителя
и обстоятельствам, смягчающим либо отягчающим
его ответственность, то есть строго индивидуализировано.[11]
Принцип
справедливости налоговой ответственности
включает требования:
- Обоснованности, является
установление законодателем трехлетнего
срока давности, по истечении которого
наказание утрачивает актуальность и
признается нецелесообразным. Поэтому
истечение сроков давности согласно п.4
ст.109 НК РФ относится к обстоятельствам,
исключающим привлечение лица к налоговой
ответственности;
- Соразмерности, означает,
что размеры налоговых санкций должны
соответствовать тяжести правонарушений
и причиненным ими вредным последствиям,
то есть наказание должно соответствовать
содеянному и налагаться с учетом причиненного
вреда. Таким образом, мера налоговой ответственности
должна быть адекватна правонарушению;
- Дифференциации, предполагает
нормативное установление различных видов
ответственности и налоговых санкций
за различные налоговые правонарушения.
Таким образом, дифференцирование ответственности
осуществляется по двум направлениям:
- установление
за те или иные нарушения налогового законодательства
налоговой, административной, уголовной
либо дисциплинарной ответственности;
- нормативное
определение разновидности и масштаба
налоговых санкций, устанавливаемых за
тот или иной состав налогового правонарушения.
- Индивидуализации,
предполагает главным образом установление
обстоятельств, смягчающих и отягчающих
ответственность за совершение налогового
правонарушения;
- Неотвратимости.
Каждое нераскрытое налоговое правонарушение
убеждает нарушителя в слабости закона
и государства и, таким образом, прямо
способствует совершению противоправных
действий в дальнейшем.
- Гуманизма,
в литературе иногда называют еще принципом
"экономии мер принуждения" или "нерепрессивностью"
налоговой ответственности. На необходимость
гуманизации сферы государственно-правового
принуждения неоднократно обращал внимание
КС РФ[12]. Разумеется, степень гуманизации
правового регулирования всегда носит
конкретно-исторический характер и обусловливается
общим материально-духовным уровнем развития
общества. "Суровость санкции нормы,
хотя и определяется общественной опасностью
посягательства, все же ограничена господствующими
гуманистическими представлениями общества
о возможном и должном наказании".[13]
Соблюдение
норм налогового права обеспечивается
возможностью государства применять
меры принуждения за нарушение обязанностей,
предусмотренных законодательством
о налогах и сборах. Ответственность
находит выражение в соответствующей
части нормы права называемой
санкцией.
Так,
санкции, установленные в ст. 116 –
11б, 124 – 129 НК РФ, носят карательный
характер, остальные направлены на
восполнение финансовых потерь государства.
Следовательно,
санкции в налоговом праве
можно рассматривать в двух аспектах:
широком и узком. К видам санкций
в широком смысле относятся штрафы,
взыскание недоимок, пени. Институт
налоговых санкций в узком
смысле закрепляется ст. 114 НК РФ, согласно
которой налоговая санкция выражена
штрафом и является мерой ответственности
за совершенное правонарушение. Размеры
налоговых санкций предусматриваются
специальными статьями НК РФ, устанавливаются
и применяются в виде денежных
взысканий (штрафов) относительно лица,
признанного виновным в совершении
налогового правонарушения.
Заключение
Рассмотрев
налоговые правонарушения и характер
ответственности за нарушение законодательства
о налогах и сборах, предусмотренных
Налоговым Кодексом Российской Федерации,
а так же возможность привлечения
к ответственности за нарушение
законодательства о налогах и
сборах, можно сделать следующие выводы.
Налоговый
Кодекс Российской Федерации содержит
в себе нормы, которые выходят в противоречие,
как общими принципами налогового права,
так и с нормами материального права как
такового. Согласно ст.109 Кодекса, лицо
не может быть привлечено к ответственности,
за налоговое правонарушение при отсутствии
вины (в соответствии с п.6 ст.108 Кодекса,
налогоплательщик считается невиновным
пока его вина не будет установлена судом)
и п.1 ст.104 Кодекса, в котором допускается
привлечение к налоговой ответственности
налогоплательщика, то есть признание
его виновным в совершении налогового
правонарушения (с его согласия) и без
судебного решения. Ряд статей Налогового
Кодекса Российской Федерации, предусматривающих
ответственность за отдельные составы
правонарушений вызывают затруднение
при их применении. С их неудачным содержанием,
которое в свою очередь порождает нарушение
основных принципов права – ст.119 Налогового
Кодекса Российской Федерации. Данная
статья указывает, что штраф должен взыскиваться
как за полные, так и не за полные месяцы
и в санкции п.2 ст.119 Кодекса в отличие
от п.1 той же статьи, в которой говорится
о минимальном размере штрафа, в результате
чего нарушаются три вида принципов - дифференциации,
индивидуализации, справедливости.
Включить
в Налоговый Кодекс Российской Федерации
определение понятию налоговая
ответственность: налоговая ответственность
представляет собой обязанность
лица, виновного в совершение налогового
правонарушения, претерпевать меры государственного
принуждения, предусмотренные санкциями
данного Кодекса, состоящие в
изложении дополнительных юридических
обязанностей имущественного характера
и применяемые компетентными
органами в установленном процессуальном
порядке.
На
современном этапе Налоговое законодательство
Российской Федерации все еще находится
в стадии формирования, в том числе нормы
регулирующие ответственность за нарушение
законодательство о налогах и сборах.
Объясняется это тем, что сфера налоговых
правоотношений является одной из самых
динамичных. Экономическая деятельность
включает в себя огромное разнообразие
ситуаций, каждая из которых, требует своего
подхода, и вместе с тем должна рассматриваться
в строгом соответствии законом.
Список
использованной литературы
- Налоговый
кодекс Российской Федерации" от 05.08.2000
N 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.07.2010)
(с изм. и доп., вступающими в силу с 02.09.2010)//
http://www.consultant.ru/.
- Финансовое
право / Под ред. Химичевой. Н.И. - М., 2000.
- С. 267.
- Кириллина
В.Е. Субъект налогового права как правовая
категория // Финансовое право. – 2004 - №
3.
- Корнева Е.А.,
Ткачев В.Н. Правовое регулирование полномочий
налоговых органов. М., 2007. С. 352.
- Налоговое
право России: Учебник для ВУЗов / Отв.
Ред. д.ю.н., проф. Ю.А. Крохина, 2-е изд., перераб.
– М.: Норма, 2005. – 720с.
- Семенихин
В.В. Налоговые споры. Внесудебное и судебное
обжалование актов налоговых органов
и действий (бездействия) должностных
лиц. М., 2007. С. 208.
- Токмаков
В.В. Комментарий к Налоговому Кодексу
Российской Федерации части 1, части 2 (постатейный)
с практическими комментариями и разъяснениями
официальных органов. М., 2007.
- Верин В.П.
Преступления в сфере экономики.- М.,
2001. - С.99
- Попов Л.Л
Административное право. – М., 2002.- С.313
- Крохина
Ю.А. Налоговое право России. – М.,2003
- Иванов А.А.
Индивидуализация юридической ответственности.
Правовые и психологические аспекты. -
М., 2003.- С. 6
- Постановления
КС РФ от 19.03.2003 N 3-П, от 27.02.2003 N 1-П, от 26.11.2002
N 16-П, от 05.07.2001 N 11-П и др.
- Мальцев
В.В. Принципы уголовного права.- Волгоград,
2001.- С. 69.