Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 22:35, реферат
Целью данной работы является изучение перспективных направлений развития налоговых теорий.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение существующих налоговых теорий.
2. Изучения современных направлений их развития.
Введение
Налоговые теории подразумевают определенную систему научных знаний о сущности и значении налогов, то есть различные варианты моделей налогообложения в государстве в зависимости от признания за налогами того или иного назначения. Потребность установить теоретические основы налоговых отношений обусловлена объективными причинами. Это связано с тем, что практика налогообложения опережала финансовую науку, которая не подготовила общественное мнение относительно справедливости взимания налогов, поэтому существовала необходимость теоретического обоснования налогов.
Можно выделить несколько этапов формирования представлений о природе налогообложения. На первых этапах налог выступал в основном как экономическая категория и только на последнем этапе налог стал получать правовое содержание.
Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденного народа. Первый прообраз налогов - налог на побежденных. В Древнем Египте и других Восточных деспотиях налоги взималась в качестве арендной платы за пользование землей, принадлежавшей главе государства. В ранних феодальных государствах налог рассматривался в качестве даров главе государства. В дальнейшем он стал рассматриваться как помощь населения своему государству. Налоги существуют и в наше время, причем система налогообложения до сих пор совершенствуется, обращаясь к различным теоретическим разработкам в этой области. Поэтому данный вопрос достаточно актуален и сейчас.
Целью данной работы является изучение перспективных направлений развития налоговых теорий.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:
1. Рассмотрение существующих налоговых теорий.
2. Изучения современных направлений их развития.
1 Классическая налоговая теория
Полноценное теоретическое обоснование налогообложения не имеет глубоких исторических корней. До XVII века все представления о налогах носили случайный и бессистемный характер, что не позволяет относить их к серьезным теоретическим работам в данной области.
Основные налоговые теории стали формироваться в качестве научных концепций, начиная с XVII века. Наибольшей интерес среди налоговых теорий указанного периода представляет классическая теория, так как именно она получила наибольшее распространение и остается значимой до наших дней.
Классическая теория налогов (теория налогового нейтралитета) имеет высокий теоретический уровень и связывается с научной деятельностью английских экономистов Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823) и их последователей. Сторонники этой теории рассматривали налоги как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать затраты по содержанию правительства Налоговое право России: Учебник для вузов / Под ред. Ю.А. Крохиной. - М.: Норма, 2003. - С. 20.. При этом какая-либо иная роль (регулирования экономики, страховой платеж, плата за услуги) налогам не отводилась.
Данная позиция основывается на теории рыночной экономики, которую разработал А. Смит. В рыночных условиях удовлетворение индивидуальных потребностей достигается путем предоставления экономической свободы, свободы деятельности субъектов.
Правительство должно обеспечивать развитие рыночной экономики, охраняя право собственности. Для выполнения данной функции государству необходимы соответствующие средства. Поскольку в условиях рынка доля прямых доходов государства существенно уменьшается, основным источником покрытия указанных видов выше расходов должны стать поступления от налогов. Что касается затрат по финансированию иных расходов (строительство и содержание дорог, содержание судебных учреждений и прочее), то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. При этом считалось, что поскольку налоги носят безвозмездный характер, пошлины и сборы не должны рассматриваться в качестве налогов.
Классическая теория имеет высокую научную ценность и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется Смитом. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики Налоги / Под ред. Черника Д.Г. - М.:. Финансы и статистика, 2001. - С. 49.:
· принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства;
· принцип определенности, требующий чтобы налог был непроизвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа;
· принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляли наибольшие удобства для плательщика;
· принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.
Соблюдение этих принципов делает налоги, по словам Смита, признаком не рабства, а свободы.
Итак, согласно Адаму Смиту, субъектом уплаты налога выступает лично независимый гражданин, обладающий определенной собственностью и получающий доход в результате самостоятельной хозяйственной деятельности. Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им.
Считается, что сегодня классическая теория абсолютно не состоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшает покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а это уже само по себе влияет на многие экономические процессы в обществе.
2. Научные концепции налогообложения XX века: Кейнсианство и неоклассицизм
В начале XX века появились новые налоговые теории. В настоящее время можно выделить два основных направления экономической мысли - кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, которая основана на разработках английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946) и его последователей. Центральная мысль этой теории состоит в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: ИНФРА-М, 2003. - С. 56.
4 Там же. - С. 56
Джон Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. По мнению Джона Кейнса, изложенного им в книге «Общая теория занятости, процента и денег», экономический рост зависит от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следуют изымать с помощью налогов.
В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства перестала отвечать требованиям экономического развития. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».
Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство не должно ограничивать рынок с его естественными саморегулирующими законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия. В этом заключается отличие неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.
В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения, сформулированная в начале восьмидесятых годов XX века американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования Бартенев С.А. Экономические теории и школы (история и современность): Курс лекций. - М.: БЕК, 2002. - С. 159.. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту. Гусейнов Р.М. История экономических учений: учеб. пособие. - Новосибирск: НГАСУ, 2004. - С. 120.
Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор рынка - сам рынок, а государственное регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию. Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая налоговая база позволяет иметь относительно небольшие ставки налогообложения и, наоборот, достаточно узкая налоговая база отдельных видов налогов обязательно предполагает их высокие ставки. Очевидно, что высокие и низкие ставки налогов оказывают разное влияние на хозяйственные процессы и деловую активность предпринимателей. Но, чтобы найти оптимальную долю изъятия прибыли в бюджет, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок.
Налоговая теория монетаризма, выдвинутая в пятидесятых годах XX века американским экономистом профессором экономики Чикагского университета Милтоном Фридменом, приверженцем идеи свободного рынка, основывалась на коммерческой теории денег. Он предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. В то же время по теории монетаризма одним из основных средств регулирования экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов. Таким образом, сочетание снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.
Основная идея неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.
3. Современное развитие налоговых теорий
В настоящее время не существует какой-либо одной истинно верной теории экономического регулирования. Во многих зарубежных странах, правительства которых применяют методы регулирования на практике, существует взаимодействие трех основных концепций: кейнсианства с различными вариациями, теории экономики предложения и монетаризма. Неоклассические течения чаще используются в качестве теоретической основы для государственного регулирования, тем не менее ученые уже не отделяют эти методы от кейнсианских, все больше обнаруживая в своих работах их взаимопроникновение.
В области построения налоговой системы в России теоретические и практические исследования начали возрождаться с 1991 года. Они ведутся по разным направлениям: изучение экономического наследия о налогах, места и роли налогов в государственном регулировании экономики, воздействии налогов с другими финансовыми рычагами, экономико-математическое регулирование налоговых систем и др. Предпосылкой для их появления стали налоговое законодательство и его тяжелая адаптация к изменившимся экономическим условиям. Выдвигая те или иные концептуальные идеи, ученые-экономисты преследуют прежде всего такую цель - ослабить внутренние противоречия в экономических и налоговых отношениях, порождаемые несовершенной налоговой системой, повысить эффективность ее функционирования. Экономисты-исследователи все чаще обращаются к прикладным наукам, уделяя внимание налогам в своих теоретических исследованиях как регулятору экономических процессов. Отдельные положения теоретических разработок ученых были включены в новый для российских налоговых отношений документ - Налоговый кодекс. Вместе с тем действительность такова, что практикам приходится разрешать противоречия между фискальной и другими функциями налогов. Поскольку теория налогов уже доказала их объективность, а практика - необходимость, то следующая задача - максимальное использование всех функциональных преимуществ налоговой системы в определенный для страны период.
Заключение
Таким образом, в данной работе были рассмотрены основные налоговые теории, оказавшие большое влияние на построение современных налоговых систем различных стран.
Несмотря на то, что со времени создания многих из перечисленных налоговых теорий прошло уже достаточно много времени, они не теряют своей актуальности по сей день, причем не только в теоретическом аспекте, но и в практическом.