Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 19:51, реферат
Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.
Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века.
Введение 3
1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория 5
2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство
и неоклассицизм. 8
Заключение 11
Список использованных источников и литературы 13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая теория
2 Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство
и неоклассицизм.
Заключение
Список использованных источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Существуют различные взгляды на проблему периодизации развития научной теории налогообложения. Так, О.Н. Горбунова выделяет три основных периода в развитии налогообложения, каждый из которых характеризуется своими признаками и особенностями.
Первый период характеризуется становлением налогообложения в древнем мире и в средние века. Она отмечает, что возникновение налогов происходит одновременно с появлением первых государств, когда действуют товарно-денежные отношения, формируется государственный аппарат управления и принуждения, на содержание которого требуются средства[1]. В средние века в европейских государствах отсутствовали развитые налоговые системы, налоги имели разовый характер. Развитие государственности диктовало объективную необходимость усиления государственного аппарата, что обусловило возникновение налоговых систем, пришедших на смену разовым, бессистемным платежам.
В конце XVII – начале XVIII веков наступает второй период развития налогообложения, когда налоги становились ведущим источником доходной части бюджета. Демократические преобразования в европейских государствах того времени наложили отпечаток и на порядок установления и взимания налогов. Тогда и начинает формироваться научная теория налогообложения, основоположником которой стал Адам Смит - основатель классической школы. В своей работе «Исследования о природе и причинах богатства народов» он впервые сформулировал принципы налогообложения, дал определение налоговым платежам, указал их место в финансовой системе государства[2]. Он обосновал вывод о том, что налоги для плательщика есть показатель свободы, а не рабства.
Наконец, третий период, отмечаемый О.Н. Горбуновой, начинается с начала XX века и характеризуется дальнейшим совершенствованием налоговых систем. Здесь появляются такие научные течения как кейнсианство, основоположником которого стал Джон Кейнс, и неоклассицизм с Альфредом Маршаллом, Милтоном Фридманом и их последователями. Современные ученые полагают, что до сих пор не создано идеальной налоговой системы. Многочисленные налоговые реформы в большинстве стран свидетельствуют о дальнейшем процессе развития налогов и налоговых систем в целом.
Для удобства изложения можно объединить первые два периода, в первой главе - Налоговые теории XVII-XIX вв. Классическая школа. А третий период, соответственно, – во второй главе – Научные концепции налогообложения XX века. Кейнсианство и неоклассицизм.
Из названия глав можно определить и задачи – это исследование научных концепций начиная с XVII века. А так же развитие теории налогообложения c XX века – где основными школами были неоклассическая и кейнсианство.
1.НАЛОГОВЫЕ ТЕОРИИ XVII-XIX ВВ. КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ.
Основоположником теории налогов считается шотландский экономист и финансист Адам Смит. В 1776 г. он издал книгу «Исследование о природе и причинах богатства народов», которая оказала определяющее влияние на финансовую и хозяйственную жизнь многих государств. Однако налоговые теории начали зарождаться в более ранний период.
Под налоговыми теориями следует понимать ту или иную систему научных знаний о сути и природе налогов, их месте, роли и значении в экономической и социально-политической жизни общества. Существуют общие и частные теории налогов. Общие теории налогов отражают назначение налогообложения в целом, а частные — исследования по отдельным вопросам налогообложения.
Одной из самых первых общих налоговых теорий является теория обмена, которая характеризуется возмездным характером налогообложения, т. е. через налог граждане как бы покупают у государства услуги по поддержанию правопорядка, здравоохранению и др. Теория обмена услуг соответствовала условиям средневекового строя с господством договорных отношений.
В эпоху просвещения (XVII-XVIII вв.) появилась разновидность теории обмена услуг - атомистическая теория. Ее представители - французские просветители Себастьен Ле Претр де Вобан (1633-1707) - теория «общественного договора» - и Шарль Луи Монтескье (1689-1755) – теория «публичного договора». Здесь налог — результат договора между сторонами, по которому подданный вносит государству плату за различные услуги. Налоги выступают как обязательная плата общества за мир и выгоды гражданам. Происходит обмен одних ценностей на другие, хотя подобная сделка не является добровольной и часто не может считаться справедливой. “Совершенно ясно и признано всеми, — пишет Вобан, — что все подданные государства нуждаются в его защите, без которой они не могут существовать”, и не менее ясно, что “государь, глава и правитель страны, не может дать им эту защиту, если подданные не доставляют ему необходимых для этого средств”. К проблеме обеспечения защиты от внешнего врага присоединяется проблема поддержания внутреннего порядка и спокойствия в стране, для чего необходимы суд, полиция и прочие государственные органы. Для содержания их надо платить налоги. Получается обмен одних ценностей на другие: “подобно тому, как мы оплачиваем купца за купленные у него товары, адвоката за полученный совет, так мы платим и правительству за его услуги”.
Швейцарский экономист Ж. Сисмонд де Сисмонди (1773-1842) сформулировал теорию налога как теорию наслаждения, согласно которой налог является одновременно и жертвой, и наслаждением, т.е. при помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует, таким образом, в общих расходах, совершаемых ради него и его сограждан. Цель богатства всегда заключается в наслаждении. При помощи налогов каждый плательщик покупает не что иное, как наслаждения. Наслаждение он извлекает из общественного порядка, правосудия, обеспечения личности и собственности. Наслаждение доставляют также общественные работы, благодаря которым можно пользоваться хорошими дорогами, широкими бульварами, здоровой водой. Народное просвещение, благодаря которому дети получают воспитание, а у взрослых развивается религиозное чувство, опять—таки наслаждение. В дополнение ко всем другим наслаждением служит национальная защита, обеспечивающая каждому участие в выгодах, доставляемых общественным порядком.
В этот же период появляется идея налога как страховой премии (основатели французский государственный деятель А. Тьер (1797-1877), английский экономист Дж. Мак—Куллох (1789-1864)). Здесь налоги рассматривают как платеж на случай возникновения какого—либо риска, т.е. налогоплательщик как коммерсант в зависимости от доходов страхует свою собственность от войны, стихийного бедствия, пожара, кражи и т. д. Однако, в отличие от истинного страхования, налоги уплачиваются не для того, чтобы при наступлении страхового случая получить сумму возмещения, а чтобы профинансировать затраты правительства по обеспечению правопорядка и обороны. Таким образом, идея страхования, может быть признана только в том случае, когда государство берет на себя обязательства осуществлять страховые выплаты гражданам в случае наступления риска.
Классическая теория (теория налогового нейтралитета) выдвинутая английскими экономистами А. Смитом (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) в конце XVIII в., имеет более высокий теоретический уровень. Налоги рассматриваются как один из видов государственных доходов, которые должны покрывать «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти». Что касается затрат по финансированию иных расходов, то они должны покрываться за счет пошлин и сборов, уплачиваемых заинтересованными лицами. Считается, что сегодня классическая теория несостоятельна, поскольку в настоящий момент невозможно изымать путем налогов четверть национального продукта без того, чтобы это не имело серьезных экономических последствий. Взыскание налогов уменьшают покупательную способность граждан и снижает инвестиционные возможности предпринимателей, косвенные налоги повышают цены на товар и воздействуют на потребление, а влияет на многие экономические процессы в обществе. Учение о правовом государстве приводит к появлению новых теорий, а именно теории жертвы (основатели Н. Канар, Б. Мильгаузен, Д. Милль) и теории коллективных потребностей (основатели Э. Селигман, Р. Струм, Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нити). Обе теории содержат идею принудительного характера налога, трактуя налог как обязанность, вытекающую из самой сути государственного устройства общества. Теория жертвы возникла в XIX в., сохранив свою актуальность и в первые десятилетия XX в. Теория коллективных потребностей отразила реалии конца XIX — начала XX в., обусловленные необходимостью обоснования роста государственных расходов и увеличения налогового гнета.
2.НАУЧНЫЕ КОНЦЕПЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ XX ВЕКА. И НЕОКЛАССИЦИЗМ.
В начале XX в. появились новые налоговые теории. Можно выделить два основных направления экономической мысли – кейнсианское и неоклассическое. Противоположностью классицизма выступает кейнсианская теория, основанная на разработках английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946). Центральная мысль этой теории в том, что налоги являются главным рычагом регулирования экономики и способствуют ее успешному развитию, поскольку изымают излишние сбережения, мешающие экономическому росту. Данная теория доказывает необходимость создания «эффективного спроса» как условия для обеспечения реализации произведенной продукции посредством воздействия различных методов государственного регулирования. Немалую роль в обеспечении притока инвестиций должно сыграть государство с его не только кредитно – денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответсвующей системы налогов, не исключая всякого рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной инициативой. Кейнсианская теория была подорвана по следующим причинам. Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение ресурсов, а не спрос на них. Во-вторых, с развитием экономической интеграции произошло повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Поэтому на смену кейнсианской концепции пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».
Неоклассическая теория, одним из основоположников которой считается А. Маршалл, основывается на преимуществе свободной конкуренции, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Маршалл отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение только кредитно – денежной политике ЦБ, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства. В неоклассической теории широкое развитие получили два направления: теория экономики предложения и монетаризм.
Теория экономики предложения (основатели М. Бернс, Г. Стайн, А. Лаффер) — рассматривает налоги как один из важных факторов экономического развития и регулирования. В соответствии с этой теорией снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской и инвестиционной деятельности. В рамках этой теории американский экономист А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.
Теория монетаризма (основатель М. Фридман) — основана на количественной оценке денежного обращения. Согласно этой теории налоги, наряду с иными компонентами, воздействуют на обращение, через них изымается излишнее количество денег (а не сбережений, как в кейнсианской теории). Тем самым уменьшаются неблагоприятные факторы развития экономики. В теории монетаризма и кейнсианской теории налоги уменьшают факторы развития экономики. Однако если в первом случае этим фактором являются излишние деньги, то во втором – излишние сбережения. Основная мысль неоклассических теорий заключается в поисках методов снижения инфляции и предоставления большего количества налоговых льгот корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский спрос на рынке. Несмотря на популярность практическое использование приемов неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.
К частным теориям налогов относятся:
- теория соотношения прямого и косвенного обложения. Финансовая наука достаточно долго искала ответ на вопрос «Каково влияние прямого и косвенного налогообложения на создание сбалансированной налоговой системы?» Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить сбалансированную налоговую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм;
- теория единого налога, в основе которой лежит мысль, что налоги уплачиваются из единого источника — доходов. Поэтому единый налог видится теоретически более целесообразным, простым и рациональным, чем взимание множества отдельных налогов. Однако практика налогообложения в разных странах многократно доказала несостоятельность и неосуществимость данного подхода;
- теория пропорционального налогообложения базируется на ослаблении налогового нажима по мере увеличения объекта налогообложения (налогооблагаемые суммы). Защитниками этой теории всегда выступают наиболее имущие классы;
- теории прогрессивного налогообложения основаны на усилении налоговой нагрузки по мере роста доходов и имущественного состояния плательщика. Считается, что с богатого гражданина необходимо взимать больше не только абсолютно, но и относительно. С точки зрения бедняка, налог должен быть не пропорциональным, а прогрессивным;
- теория переложения налогов изучает справедливость распределения налогового бремени в зависимости от форм налогообложения, эластичности спроса и предложения. Исследование ведется по источникам доходов и по категориям плательщиков. Существует много разновидностей этой теории: абсолютная, оптимистическая, пессимистическая и др.