Налоговый контроль в РФ: формы, особенности проведения. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 12:14, реферат

Описание

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные и адаптированные конкретные приемы, средства или способы, применяемые при осуществлении контрольных функций и выступает в виде таких форм, как: проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов, проверка данных учёта и отчётности, осмотр помещений, территорий, используемых для извлечения дохода и др.

Содержание

Введение.........................................................................................................................................................3

1.Экономическое содержание, формы и методы налогового контроля........................................................................................................................................................5

2.Налоговые проверки: правовые основы и порядок проведения...............11

2.1.Камеральная налоговая проверка...................................................................................12

2.2. Выездная налоговая проверка.........................................................................................14

Заключение................................................................................................................................................19

Список литературы.............................................................................................................................

Работа состоит из  1 файл

Организ.+и+методика+нал.проверок2[1].doc

— 117.00 Кб (Скачать документ)

    Если  при рассмотрении материалов выездной проверки, налоговики не учли возражений (объяснений) и решение вынесено не в пользу налогоплательщика, то есть два пути обжалования: в вышестоящий  налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.

    Подать  жалобу в вышестоящий налоговый  орган или вышестоящему должностному лицу можно в течение 3 месяцев  с того момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о  вынесении решения. Если 3 месяца прошли, налоговый орган, в который подается жалоба, может пропущенный срок восстановить. Об этом налогоплательщик должен попросить либо в самой жалобе, либо в отдельном ходатайстве, описав при этом уважительные причины, которые препятствовали своевременной подаче жалобы. При этом подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд. В соответствии с п.4 ст.198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении его прав и законных интересов.

    Следует отметить, что ненормативный правовой акт налогового органа может быть признан судом недействительным не только в связи с неправильным применением налоговым органом материального права, но и процессуального (нарушения порядка составления соответствующего решения по результатам выездной проверки, требования, порядка проведения мероприятий по налоговому контролю), поэтому рассматривать перспективу обжалования таких актов нужно всегда.

    Из  арбитражной практики (Информационное письмо Пленума ВАС РФ №71 от 17.03.03) - выездная налоговая проверка:

    • пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
    • отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
    • суд отказал налоговому органу в удовлетворении требования о взыскании с налогоплательщика штрафа, поскольку в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности не были указаны характер и обстоятельства допущенного налогового правонарушения.
    • предусмотренный статьей 119 НК РФ штраф не может быть взыскан в случае несвоевременного представления налогоплательщиком расчета авансовых платежей по налогу.
    • в случае невнесения или неполного внесения авансового платежа по какому-либо налогу с налогоплательщика не может быть взыскан штраф, предусмотренный статьей 122 НК РФ.
 

Заключение

    Налоговый контроль – это специализированный (только в отношении налогов и сборов) государственный финансовый контроль, сущность которого состоит не только в проверке соблюдения налогового законодательства, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в устранении выявленных нарушений.

    Налоговый контроль в России осуществляется в  трех формах: предварительный, текущий  и последующий, используются при  этом такие методы как наблюдение, обследование, анализ и проверки, которые  подразделяются на камеральные и выездные. Последние являются специфическим методом налогового контроля, который сочетает в себе все методы.

    Необходимость совершенствования форм и методов  налогового контроля также вытекает из того, что практически каждая вторая проверка заканчивается безрезультатно.

    Важнейшим фактором повышения эффективности  контрольной работы налоговой инспекции  является совершенствование действующих  процедур налогового контроля:

    -системы  отбора налогоплательщиков для  проведения проверок;

    -использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

    -форм  и методов налоговых проверок.

    Совершенствование каждого из этих элементов позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. Наличие эффективной  системы отбора налогоплательщиков позволит выбрать наиболее оптимальное направление использования кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции. При совершенствовании работы с кадрами перспективным здесь может быть переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов.

    Совершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям:

    -увеличение  количества совместных проверок  с органами федеральной службы  налоговой полиции;

    -повторные  проверки предприятий, допустивших  сокрытие налогов в крупных  размерах;

    -проведение  перекрестных проверок;

    -использование  косвенных методов исчисления  налогооблагаемой базы при наличии  законодательных норм.

    Данный  перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. Необходимо искать дальнейшие направления улучшения контрольной работы налоговой инспекции, при этом мобилизуя усилия на выше упомянутых направлениях. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы

1. Налоговый  кодекс РФ. Часть первая // в ред. Федерального закона от 09.07.99г. №154-ФЗ.

2.Березова  О.А. Налоговые проверки. - М.: Главбух, 2007.

4.Налоговое  право России: Учебник для вузов. - М.: Норма, 2007.

5.Горленко  И.И. Формы проведения налогового  контроля / Налог. вестн. - 2007.

6.Дворецкий В.Р. Налоговая проверка как защитить свои права.- М:. Гросс-Медиа: РОСБУХ, 2007

7.Лобанов А.В. О содержании и формах налогового контроля // Финансы. - 2008.

8.Мосин Е.Ф. Налоговый контроль за соответствием расходов граждан их доходам. - М.; СПб.: Герда, 2008.

9.Титов А.С. Формы, методы, виды налогового контроля и их юридическое содержание // Финансовое право, 2009     

10.Материалы  лекций по дисциплине «Организация  и методика налоговых проверок»  преподавателя курса, к.э.н. Погореловой  М.Я. (2010г.)

                                       

                             
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговый контроль в РФ: формы, особенности проведения. Налоговая проверка как основная форма налогового контроля