Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:39, реферат
Изучение налогов и российского налогообложения - неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.
Цель: рассмотреть следующие вопросы.
1. Элементы налога
2. Классификация налогов
3. Способы уплаты налогов
Казахский Национальный Университет имени аль – Фараби
Высшая школа экономики и бизнеса
Кафедра
финансы
Задание 3
по дисциплине: налоги и налогообложение
Тема:
«Налоговый механизм»
Выполнила:
студентка 2 курса заочного отделения
Татабаева Мадина
Алматы
2011
Цель: рассмотреть следующие вопросы.
1. Элементы налога
2. Классификация налогов
3.
Способы уплаты налогов
Введение
Изучение
налогов и российского
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.
Именно
поэтому в государственные
Налогообложение
находится на стыке всех социально-политических
и экономических интересов
Налоги
представляют собой обязательные сборы,
взимаемые государством с хозяйствующих
субъектов и с граждан по ставке,
установленной в законном порядке.
Налоги являются необходимым звеном
экономических отношений в
Налоги
- наиболее действенный инструмент
регулирования новых
1. Элементы налога
Все
многообразие налогов организационно
объединяет наличие у каждого
из них общих структурных
В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя формулировка позволяет увязать внутреннюю структуру налога с процессом его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости мер принуждения.
Организация
налогообложения сводится к построению
и функционированию налогового механизма,
включающего как элементы формы
налоговых отношений, т.е. конкретные
наименования видов налогов, порядок
и методы их применения, способы
действия.
К основным элементам
налогообложения относятся:
2. Классификация налогов
Налоги
классифицируются по следующим признакам:
по объекту обложения – через прямые
и косвенные;
1) по органу, осуществляющему взимание
и распоряжение налогами:
2)
Прямые налоги устанавливаемые на доход,
имущество физических и юридических лиц
имеют пока незначительный удельный вес,
тогда как косвенные налоги на товары
и услуги, оплачиваемые в цене товара или
включенные в тариф получают все большее
распространение. К прямым налогам относятся
налоги на доходы и налоги на собственность,
такие как: подоходный налог с юридических
и физических лиц, земельный налог и другие.
К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы
и таможенные пошлины (регулируется таможенным
законодательством).
3) Деление налогов на общегосударственные
и местные определяется двумя факторами:
кем установлен налог (центральным или
местным органом) и доходным источником
какого бюджета он является (центрального
или местного).
В соответствии с Конституцией и Налоговым
законодательством РК все налоги устанавливаются
только центральными органами в лице парламента
и в определенных случаях – Президента
РК, то определяющим является второй критерий;
4) Общие налоги поступают государству
и при использовании обезличиваются, специальные
налоги имеют строго специальное назначение.
В настоящее время специальные налоги
(ранее зачисляемые во внебюджетные фонды)
поступают в бюджет, где однако они выделяются
отдельной строкой. Бюджет утверждается
соответствующим представительным органом.
Все специальные фонды формируются в рамках
бюджета, утверждаются этим же представительным
органом и им же контролируется законность
и целесообразность расходования этих
фондов. В результате вместо параллельного
существования нескольких государственных
денежных фондов, мы имеем единую финансовую
систему, основанную на иерархии денежных
фондов и построенную по схеме: бюджет,
утверждаемый соответствующим представительным
органом; обозначенный в качестве его
части социальный фонд, переданный в распоряжение
соответствующему ведомству, но контролируемый
тем представительным органом, который
утвердил бюджет.
5) По экономическому признаку различают
налоги на доходы и налоги на потребление;
первые взимаются с доходов, получаемых
плательщиком от любого объекта обложения,
во втором случае – это налоги на расходы,
которые уплачиваются при потреблении
товаров и услуг (НДС, акцизы).
6) По степени оценки объектов обложения
существует 4 способа взимания налогов:
7)
В зависимости от формы уплаты
налоги подразделяются на натуральные
и денежные. Денежная форма является преобладающей
формой уплаты налога. Однако как в прошлом,
так и в настоящем известны и натуральные
налоги. Так, Указ о налогах допускает
натуральную форму уплаты налога недропользователями
в виде доли добываемой продукции в размере,
определяемом контрактом на недропользование.
8) По субъектам можно выделить налоги
с юридических лиц и налоги с физических
лиц. В настоящее время налоговое законодательство
в Казахстане пошло по пути конструирования
общих налогов, которые распространяются
одновременно на юридических и физических
лиц. Эти налоги установлены общими для
тех и других субъектов нормативными актами
и совпадают по своим основным элементам.
Однако в силу объективных различий между
этими субъектами даже в рамках одного
акта всегда прослеживаются особенности
налогообложения тех и других.
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования
налоги подразделяются на закрепленные
и регулирующие.
Бюджетное регулирование – это процесс
сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение
равенства его доходной и расходной статей.
Закрепленные налоги – это те, которые
в соответствии с законодательством закреплены
как доходный источник за определенным
видом бюджета.
Регулирующие налоги
– это те, которые в процессе ежегодного
утверждения бюджетов передаются из вышестоящего
бюджета в нижестоящий , в целях сбалансирования
последнего. Таким образом, налог, являющийся
закрепленным для вышестоящего бюджета,
может выступать в качестве регулирующего
для местного. В результате доходы республиканского
бюджета состоят только из закрепленных
источников (включая закрепленные налоги),
доходы местных бюджетов - как из постоянно
закрепленных доходов этих бюджетов, так
и из регулирующих доходов. Для регулирования
местных бюджетов обычно используются
подоходный налог с физических лиц, удерживаемый
у источника выплаты.
По порядку уплаты налога, предусматривает
предоставление налогоплательщикам уплаты
налога по обычной и упрощенной схеме.
Официальным документом, удостоверяющим
право применения упрощенной схемы налогообложения,
является патент, выдаваемый сроком на
один календарный год налоговыми органами.
Такой способ уплаты применяется в отношении
налогоплательщиков, преимущественно
работающих с наличными деньгами и имеющими
огромный оборот по реализации товаров,
работ и услуг, а так же ограниченное число
занятых в них работников. В стоимость
патента входит фиксированный суммарный
налог, включающий в себя налоги и другие
обязательные платежи в бюджет, а также
иные финансовые обязательства перед
государством. При превышении предельной
численности работающих предприниматели
переходят на обычную систему налогообложения.
Налоги – это предусмотренные законом
обязательные платежи, взимаемые в определенных
размерах и в установленные сроки.
3. Способы уплаты налогов
Способ уплаты налога характеризует особенность реализации налогоплательщиком обязанности по перечислению средств, исчисленных как налоговые, в бюджет или специальные фонды. Фактически речь идет о механизме и порядке уплаты, перечисления налога. Существуют три основных способа уплаты налога:
1) Кадастровый — способ уплаты налогов, в основе которого лежит перечисление суммы в соответствии с определенной шкалой, основанной на определенном виде имущества. Применяется при исчислении и взимании прямых реальных доходов. В основе этого способа лежит кадастр — перечень наиболее типичных объектов обложения, классифицируемых по определенным признакам и определяющим среднюю доходность объекта обложения.
На основании этого выделяются и различные виды кадастров: промысловые, поземельные, подомовые. В некоторых странах, где применяется подушный налог, составляются специальные кадастры в форме списка лиц, подлежащих подушному обложению (см. А.Н. Козырин. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993, с. 60-63).
Наиболее сложная проблема при использовании кадастрового способа — это совпадение оценочной и реальной стоимости объекта или их максимальное приближение.
Так, в 1975 году Апелляционный суд Нью-Йорка издан распоряжение о том, что, согласно требованию закона, все недвижимое имущество должно быть переоценено в соответствии с его «истинной стоимостью», под которой понимается его текущая рыночная стоимость, за исключением случаев. Когда она не может быть установлена, и тогда должны быть использованы другие методы оценки.
Определенной спецификой характеризуется использование кадастрового способа при оценке стоимости земельных участков, составлении земельных кадастров. В основу их закладывается уровень доходности земельных участков. На этой почве сложились два подхода:
а) париелярный кадастр — характеризует земельные участки, которые делятся на части с различным уровнем доходов и способами использования (лес. луг, пашня, пастбище и т.д.), а соответственно, и обложения;
б) реальный кадастр — характеризует земельный участок как объект обложения в целом, без деления земель на различные виды в зависимости от особенностей использования;
Декларационный — способ реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога на основе подачи в налоговые органы официального заявления (декларации) о полученных доходах за определенный период и своих налоговых обязательствах. На основании этого заявления налоговый орган рассчитывает налог и поручает налогоплательщику перечислить его на основании извещения. Применение декларационного способа не исключает и определенного поэтапного внесения налоговых сумм в форме авансовых (промежуточных) платежей. В этом случае итоговая подача деклараций представляет определенное итоговое, контрольное действие плателъшт-гка, его своеобразный отчет. Иногда закладываются механизмы, способные заинтересовать плательщика макагмальноприблизить предполагаемые авансовые платежи к реальным, по скольку разница между ними будет определена налоговыми органами как используемый плательщиком кредит, на который начисляются соответствующие проценты.