Налоговый механизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 17:39, реферат

Описание

Изучение налогов и российского налогообложения - неотъемлемая составная часть современного экономического образования.
Налоги - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.
Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.

Содержание

Цель: рассмотреть следующие вопросы.
1. Элементы налога
2. Классификация налогов
3. Способы уплаты налогов

Работа состоит из  1 файл

налоги 3.docx

— 27.05 Кб (Скачать документ)

    Казахский Национальный Университет имени  аль – Фараби

    Высшая  школа экономики и бизнеса

    Кафедра финансы 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Задание 3

    по  дисциплине: налоги и налогообложение

    Тема: «Налоговый механизм» 
 
 
 
 
 

    Выполнила: студентка 2 курса заочного отделения  Татабаева Мадина 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Алматы 2011 
 

    Цель: рассмотреть следующие вопросы.

    1. Элементы налога

    2. Классификация налогов

    3. Способы уплаты налогов 

    Введение

    Изучение  налогов и российского налогообложения  - неотъемлемая составная часть современного экономического образования.

    Налоги  - необходимое звено экономических отношений в обществе. Они являются основным источником доходной части бюджетов всех уровней и эффективным инструментом государственного регулирования социально-экономических отношений.

    Без знания конкретики налогового производства трудно себе представить руководителя и ведущих специалистов (бухгалтера, экономиста) современной фирмы.

    Именно  поэтому в государственные стандарты  подавляющего большинства экономических  специальностей включены дисциплины, предусматривающие изучение налогов  и налоговых систем России и других стран.

    Налогообложение находится на стыке всех социально-политических и экономических интересов общества. От того, насколько рационально определено и рассредоточено между плательщиками  налоговое бремя, зависит успех  индивидуального и корпоративного бизнеса, а значит, и богатство  нации в целом. По содержанию налоговой  политики можно судить о типе государства, о прочности его правовых основ  и об устремлениях бюрократического аппарата, призванного поддерживать эти основы. Налоги - это мощнейшее орудие в руках тех, кто определяет социально-политические и экономические ценности в государстве.

    Налоги  представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих  субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием  налоговой системы. В современном  цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый  механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

    Налоги - наиболее действенный инструмент регулирования новых экономических  отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию. 

    1. Элементы налога

    Все многообразие налогов организационно объединяет наличие у каждого  из них общих структурных элементов - элементов налогообложения. Элементы налогообложения - это установленные в налоговом законе законодательстве органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления основы построения и организации взимания налогов.

    В научной и учебной литературе иногда употребляется термин «элементы  налога». В налоговом законодательстве такие основы построения налога обозначены как «элемент налогообложения. Последняя  формулировка позволяет увязать  внутреннюю структуру налога с процессом  его установления, корректировки, отмены и практических действий налоговых, таможенных и других контролирующих органов по взиманию налоговых платежей и применению в случае необходимости  мер принуждения.

    Организация налогообложения сводится к построению и функционированию налогового механизма, включающего как элементы формы  налоговых отношений, т.е. конкретные наименования видов налогов, порядок  и методы их применения, способы  действия. 
К основным элементам налогообложения относятся:

    • субъект налога (налогоплательщик) – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;
    • носители налогов – физические лица, конечные налогоплательщики, на которых попадает фактическое налоговое бремя, т.е. граждане государства.
    • объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы, которые являются основой налогообложения.  Объектом является также передача имущества, использование природных ресурсов, добавленная стоимость продукции, работ, услуг, хозяйственный оборот;
    • источник налога – является доход;
    • единица обложения – единица измерения  объекта налога, установленная для счета: 1 денежная единица (тенге), 1 гектар, единица измерения товара и т.д.
    • налоговая ставка – это величина налога  на единицу обложения, она характеризует норму налогообложения, выраженная в процентах к доходу налогоплательщика, называется налоговой квотой;
    • налоговый оклад – сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта;
    • налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;
    • льготный период – время , в течении которого действует установленная законом льгота по налогам;
    • период обложения – время, за которое производится обложение налогом или сбором (месяц, квартал, год).   
 

    2. Классификация налогов

    Налоги  классифицируются по следующим признакам: 
по объекту обложения – через прямые и косвенные; 
1) по органу, осуществляющему взимание и распоряжение налогами:  

  • через государственные и местные;
  • по порядку их использования – через общие и специальные;
  • по экономическому признаку;
  • по степени оценки объекта обложения;
  • в зависимости от формы уплаты налога;
  • по субъекту обложения;
  • в качестве инструмента бюджетного регулирования;
  • по порядку уплаты налога.

    2) Прямые налоги устанавливаемые на доход, имущество физических и юридических лиц имеют пока незначительный удельный вес, тогда как косвенные налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товара или включенные в тариф получают все большее распространение. К прямым налогам относятся налоги на доходы  и налоги на собственность, такие как: подоходный налог с юридических и    физических лиц, земельный налог и другие. К косвенным налогам относятся: НДС, акцизы и таможенные пошлины (регулируется таможенным законодательством). 
3) Деление налогов на общегосударственные и местные определяется двумя факторами: кем установлен налог (центральным или местным органом) и доходным источником какого бюджета он является (центрального или местного). 
В соответствии с Конституцией и Налоговым законодательством РК  все налоги устанавливаются только центральными органами в лице парламента и в определенных случаях – Президента РК, то определяющим является второй критерий; 
4) Общие налоги поступают государству и при использовании обезличиваются, специальные налоги имеют строго специальное назначение. В настоящее время специальные налоги (ранее зачисляемые во внебюджетные фонды) поступают в бюджет, где однако они выделяются отдельной строкой. Бюджет утверждается соответствующим представительным органом. Все специальные фонды формируются в рамках бюджета, утверждаются этим же представительным органом и им же контролируется  законность и целесообразность  расходования этих фондов. В результате вместо параллельного существования нескольких государственных денежных фондов, мы имеем единую финансовую систему, основанную на иерархии денежных фондов и построенную по схеме: бюджет, утверждаемый соответствующим представительным органом; обозначенный в качестве его части  социальный фонд, переданный в распоряжение соответствующему ведомству, но контролируемый тем представительным органом, который утвердил бюджет. 
5) По экономическому признаку различают налоги на доходы и налоги на потребление; первые взимаются с доходов, получаемых плательщиком от любого объекта обложения, во втором случае – это налоги на расходы, которые уплачиваются при потреблении товаров и услуг (НДС, акцизы). 
6) По степени оценки объектов обложения существует 4 способа взимания налогов:

  • кадастровый – учет и взимание налога осуществляется на основе описи объектов обложения с указанием нормы их доходности без учета фактической доходности (земельный налог и имущественный);
  • по декларации, где налогоплательщик указывает размер дохода, необходимые льготы, вычеты и начисляет сумму налога;
  • у источника получения дохода,  исчисляется и выплачивается на месте получения дохода бухгалтерией юридического лица, где работает плательщик;
  • на основе патента на разнообразные виды предпринимательской деятельности.

    7) В зависимости от формы уплаты  налоги подразделяются на натуральные и денежные. Денежная форма является преобладающей формой уплаты налога. Однако как в прошлом, так и в настоящем известны и натуральные налоги. Так, Указ о налогах допускает натуральную форму уплаты налога недропользователями в виде доли добываемой продукции в размере, определяемом контрактом на недропользование.  
8) По субъектам можно выделить налоги с юридических лиц и налоги с физических лиц. В настоящее время налоговое законодательство в Казахстане пошло по пути конструирования общих налогов, которые распространяются одновременно на юридических и физических лиц. Эти налоги установлены общими для тех и других субъектов нормативными актами и совпадают по своим основным элементам. Однако в силу объективных различий между этими субъектами даже в рамках одного акта всегда прослеживаются особенности налогообложения тех и других. 
9) В качестве инструмента бюджетного регулирования налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие. 
Бюджетное регулирование – это процесс сбалансирования бюджета, т.е. обеспечение равенства его доходной и расходной статей. 
Закрепленные налоги – это те, которые в соответствии с законодательством закреплены как доходный источник за определенным видом бюджета. 
Регулирующие налоги – это те, которые в процессе ежегодного утверждения бюджетов передаются из вышестоящего бюджета в нижестоящий , в целях  сбалансирования последнего. Таким образом, налог, являющийся закрепленным для вышестоящего бюджета,  может выступать в качестве регулирующего для местного. В результате доходы республиканского бюджета состоят только из закрепленных источников (включая закрепленные налоги), доходы местных бюджетов -  как из постоянно закрепленных доходов этих бюджетов, так и из регулирующих доходов. Для регулирования местных бюджетов обычно используются подоходный налог с физических лиц, удерживаемый у источника выплаты. 
По порядку уплаты налога, предусматривает предоставление  налогоплательщикам уплаты налога по обычной и упрощенной схеме. Официальным документом, удостоверяющим право применения упрощенной схемы налогообложения, является патент, выдаваемый сроком на один календарный год налоговыми органами. Такой способ уплаты применяется в отношении налогоплательщиков, преимущественно работающих с наличными деньгами и имеющими огромный оборот по реализации товаров, работ и услуг, а так же ограниченное число занятых в них работников. В стоимость патента входит фиксированный суммарный налог, включающий в себя налоги и другие обязательные платежи в бюджет, а также иные финансовые обязательства перед  государством. При превышении предельной численности работающих предприниматели переходят на обычную систему налогообложения. 
Налоги – это предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые в определенных размерах и в установленные сроки.

    3. Способы уплаты  налогов

    Способ  уплаты налога характеризует особенность  реализации налогоплательщиком обязанности по перечислению средств, исчисленных как налоговые, в бюджет или специальные фонды. Фактически речь идет о механизме и порядке уплаты, перечисления налога. Существуют три основных способа уплаты налога:

    1) Кадастровый — способ уплаты  налогов, в основе которого  лежит перечисление суммы в  соответствии с определенной  шкалой, основанной на определенном виде имущества. Применяется при исчислении и взимании прямых реальных доходов. В основе этого способа лежит кадастр — перечень наиболее типичных объектов обложения, классифицируемых по определенным признакам и определяющим среднюю доходность объекта обложения.

    На  основании этого выделяются и  различные виды кадастров: промысловые, поземельные, подомовые. В некоторых странах, где применяется подушный налог, составляются специальные кадастры в форме списка лиц, подлежащих подушному обложению (см. А.Н. Козырин. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М., 1993, с. 60-63).

    Наиболее  сложная проблема при использовании  кадастрового способа — это совпадение оценочной и реальной стоимости  объекта или их максимальное приближение.

    Так, в 1975 году Апелляционный суд Нью-Йорка  издан распоряжение о том, что, согласно требованию закона, все недвижимое имущество должно быть переоценено  в соответствии с его «истинной стоимостью», под которой понимается его текущая рыночная стоимость, за исключением случаев. Когда она не может быть установлена, и тогда должны быть использованы другие методы оценки.

    Определенной  спецификой характеризуется использование  кадастрового способа при оценке стоимости земельных участков, составлении земельных кадастров. В основу их закладывается уровень доходности земельных участков. На этой почве сложились два подхода:

    а)         париелярный кадастр — характеризует земельные участки, которые делятся на части с различным уровнем доходов и способами использования (лес. луг, пашня, пастбище и т.д.), а соответственно, и обложения;

    б)         реальный кадастр — характеризует земельный участок как объект обложения в целом, без деления земель на различные виды в зависимости от особенностей использования;

    Декларационный  — способ реализации налогоплательщиком обязанности по уплате налога на основе подачи в налоговые органы официального заявления (декларации) о полученных доходах за определенный период и своих налоговых обязательствах. На основании этого заявления налоговый орган рассчитывает налог и поручает налогоплательщику перечислить его на основании извещения. Применение декларационного способа не исключает и определенного поэтапного внесения налоговых сумм в форме авансовых (промежуточных) платежей.  В этом случае итоговая подача деклараций представляет определенное итоговое, контрольное действие плателъшт-гка, его своеобразный отчет. Иногда закладываются механизмы, способные заинтересовать плательщика макагмальноприблизить предполагаемые авансовые платежи к реальным, по скольку разница между ними будет определена налоговыми органами как используемый плательщиком кредит, на который начисляются соответствующие проценты.

Информация о работе Налоговый механизм